Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Первый мусоровоз

Просмотрено

К 70-ЛЕТИЮ МИНСКОГО АВТОЗАВОДА

Все дальше и дальше от нас 90-е годы прошлого века. Это было знаменательное время для всех жителей бывшего Советского Союза. Конечно, развал СССР сказался негативно для многих из них. Вместе с тем были и события, о которых их участники до сих пор вспоминают с особой теплотой.  Например, минские автозаводцы – разработчики конструкции и создатели модели мусоровоза МАЗ-53371-104

УГК МАП

Это подразделение Минского автомобильного завода в нынешнем году могло бы отпраздновать свое пятидесяти пятилетие. Оно было создано на МАЗе приказом N140 от 9 мая 1959 г. и вначале называлось отделом механизации и автоматизации производства (ОМА). Потом превратилось в отдел главного конструктора (ОГК МАП). А чуть позже –  в управление (УГК МАП).

Но в ходе реформы, проведенной на автопредприятии в 2010 году, УГК МАП объединили с управлением строительного проектирования. И от их слияния появилось новое проектно-конструкторское управление (ПКУ).

СОЗДАТЕЛИ

История, о которой пойдет речь, началась во второй половине  90-х годов XX века. В то время УГК МАП возглавлял Владимир Давыдков. У него и возникла идея о разработке необычной для автозавода модели –  мусоровоза. Работа над конструкцией будущей машины была поручена небольшому,   специально созданному для этого творческому коллективу. Основная нагрузка легла “на плечи” Сергея Поздняка. Он разрабатывал основную часть конструкции будущего коммунального автомобиля. Помогали ему Роман Тышкевич, Василий Летунович, Коваль и Александр Климкович. В их задачу входило создание чертежной документации на отдельные узлы и агрегаты автотранспортного средства.

Один из разработчиков конструкции мусоровоза А.Климкович

Прежде чем приступить к работе, конструкторы изучили много материалов по данной тематике и только после этого занялись созданием отечественного мусоровоза.

Постепенно к работе над будущей моделью подключились сотрудники Управления главного конструктора автопредприятия – отдела “специализированных автомобилей”.  В то время его возглавлял Виталий Шишло. В состав коллектива входили опытный конструктор Анатолий Янушко и молодые специалисты Олег Бушуев, Андрей Передня и Елена Алтынова. Они дорабатывали чертежи, поступавшие от коллег.

“ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ”

Мусоровоз МАЗ-5809

В качестве базового шасси был взят серийный автомобиль МАЗ-53371 колесной формулы 4х2, который несколько изменили.  У него уменьшили длину (срезали задний свес) и внесли в конструкцию целый ряд и других изменений. Новое автошасси получило индекс МАЗ-53371-104.

Кузова для мусоровоза варили на площадях цеха платформ, а сборка готовых спецмашин производилась в экспериментальном  цехе N 1. Для этого в нем был выделен небольшой участок. Сейчас здесь собирают автобусы.

Автомобиль предназначался для сбора и вывоза дорожного смета, твердых бытовых и промышленных отходов к местам утилизации по дорогам, допускающим осевую массу 10 т. Она имела полную массу 16 т и  была рассчитана на перевозку 5,5 т груза. Спецавтотехника оснащалась двигателем ЯМЗ-236М2 производства ярославского моторного завода мощностью 180 л.с. и развивала скорость до 85 км/ч в порожнем состоянии.

Машина имела объемы кузова и загрузочного бункера соответственно 10 и 0,74 куб.м

КУЗОВ

На автошасси устанавливался кузов ТМ-10 с подвижной передней стенкой. На нем под углом 25 градусов монтировался откидывающийся борт, который поворачивался до 95 градусов.

В нише, выполненной в крыше кузова, размещался механизм уплотнения отходов, состоявший из совершающей возвратно-поступательное перемещение рамы с шарнирно закрепленным на ней уплотняющим элементом.

Мусор загружался в бункер при помощи механизированных средств или ручным способом.

КАК ПОЯВИЛСЯ НОМЕР

22 октября 1997 года появилось распоряжение N 598 Главного конструктора МАЗ В.Корсакова,  в котором на основании письма НАМИ N 20/12.29-568 от 16 сентября того же года он приказывал: “I. Специальному автомобилю, предназначенному для сбора твердых бытовых и промышленных отходов, с колесной формулой 4х2, состоящему из шасси автомобиля МАЗ-5337 и специального кузова с задней загрузкой, присвоить индекс МАЗ-5809….”.

ЗАСЛУЖЕННЫЕ НАГРАДЫ

За разработку конструкции автомобиля творческий коллектив в составе Давыдкова В.Е, Давыдкова А.В, Тышкевича Р.И, Поздняка С.А., Летуновича В.Е. 2 июня 1997 года получил патент N 3942 Государственного патентного комитета Республики Беларусь на “Мусоровоз”.

 А спустя почти два года, 21 января 1999 года, Решением Коллегии Министерства промышленности РБ Давыдкову В.Е, Летуновичу В.Е, Позняку С.А, Левицкому А.И и Щаникову В.Н. была присуждена Премия Министерства промышленности  в области науки и техники “за разработку и организацию серийного выпуска автомобилей МАЗ-5809 для сбора и транспортирования промышленных и бытовых отходов”.

“ПОТОМОК”

На базе мусоровоза с задней загрузкой была создана модификация с боковой загрузкой, получившая индекс МАЗ-580902. Такую машину изготовили в единственном экземпляре. Она имела полную массу тоже 16 т и грузоподъемность 6,3 т. Ее кузов имел объем 15,5 куб.м.

Автотехника состояла из доработанного шасси, кузова, крышки задней, плиты уплотняющей, манипулятора, механизма опрокидывания и др.оборудования.

СУДЬБА МУСОРОВОЗА

Работы над созданием мусоровоза начались в 1997 году. А в 1998 г. началось его серийное производство. Всего на Минском автомобильном заводе было изготовлено порядка пятидесяти экземпляров МАЗ-5809. Все они эксплуатировались в Минске. Потом сборка этих автомобилей прекратилась. Всю документацию на них передали на Осиповичский завод “Коммаш”.

Несколько лет назад мусоровозы еще ездили по столичным улицам и собирали мусор.

И ЕГО РАЗРАБОТЧИКОВ

Увы, но далеко не все создатели мусоровоза до сих пор работают на родном предприятии. Умер Шишло, многие по различным причинам покинули автозавод и трудятся в других организациях или ушли на пенсию.  Свою трудовую деятельность на МАЗе продолжают только О.Бушуев и А.Климкович.

Автор выражает благодарность О.Бушуеву и А.Климковичу за предоставленные материалы и оказанную помощь при подготовке данной статьи.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ

Фото автора

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Популярное