Белорусская милиция ведет свою историю с 4 марта 1917 года, когда в Минске на собрании представителей Всероссийского земского союза с участием рабочих был избран Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов. Этому органу поручалось создать в городе милицию. Приказом минского гражданского коменданта первым руководителем назначили Михаила Фрунзе. Впоследствии он прославился как военачальник в гражданской войне и первый министр обороны Советского Союза.
Правовая основа новой организации и деятельности органов охраны правопорядка определялась в постановлениях Временного правительства “Об утверждении милиции” и “Временном положении о милиции”, появившихся в середине апреля 1917 года.
До нашего времени сохранилось здание, где вначале располагался штаб столичной милиции.
10 ноября, после Октябрьской революции, уже новым правительством в Петрограде было принято постановление (Декрет) “ О рабочей милиции”. Поэтому в СССР сотрудники МВД именно в этот день отмечали профессиональный праздник. После распада советского государства и провозглашения независимой Республики Беларусь силовики стали праздновать “день рождения» в первый весенний месяц. Не забыт и старый праздник. В ноябре чествуют коллег-ветеранов, служивших во времена Советского Союза.
НА КОННОЙ ТЯГЕ
Практически сразу после революции в нашей республике начались боевые действия. До 1920 года ее территория была оккупирована польскими войсками. После освобождения основным средством передвижения белорусских милиционеров были лошади и транспортные средства на конной тяге.
Сохранились сведения о том, что в 1920 году на довольствии состояли 1184 человека, а также 11 лошадей – одна при Главмилиции, 7 – Гормилиции и 3 в Минской Уездмилиции.
Постепенно материальное положение сотрудников силовой структуры улучшалось. Они стали получать зарплату и пайки, как у военных. Соответственно стало выделяться больше денежных и других средств для содержания животных.
ПЕРВЫЕ АВТОМОБИЛИ
До середины тридцатых годов автомобили в силовом ведомстве были большой редкостью. Именно с этого времени начинается централизованная поставка в республику автотехники различного назначения. На улицах белорусских городов появились горьковские “полуторки” ГАЗ-АА и спецавтомобили, созданные на их базе. Сохранились сведения о появлении автозаков – машин для перевозки заключенных. Вначале основу их конструкции составлял обычный стальной фургон. Спустя некоторое время в Минске появилась его модификация, внутри “пассажирского салона” которого стали устанавливать скамейки.
На вооружение поступает и легковой автотранспорт – легендарные “эмки” ГАЗ-М1. Правда, они предназначались, в основном, для руководящего состава НКВД БССР, куда входили и подразделения милиции. Одну такую машину в конце 1938 года получил начальник ГАИ.
Сотрудники силового органа смогли пересесть и на отечественные мотоциклы М-300 “Красный Октябрь”.
Впрочем, спецавтотранспортных средств, как и обычной автотехники, по-прежнему не хватало.
ПЕРЕД ВОЙНОЙ
Постепенно советский автопром набирал свои обороты. Расширялась номенклатура выпускаемых моделей и увеличивалось количество выпускаемых машин. В основном, изготавливались они на автозаводах в Горьком (ГАЗ) и в Москве (ЗИС). Это облегчало их обслуживание и ремонт.
Большое внимание уделялось сохранности машин и экономии материальных ресурсов. Так, 28 сентября 1939 года НКВД БССР издал приказ за номером 418 “О введении в действие инструкции о сохранности автотранспорта и о порядке премирования водительского состава АТО (автотранспортного отдела)”. Этот документ был направлен не только на улучшение технического состояния автотранспортных средств, находившихся в автопарке наркомата внутренних дел, но и на поощрение водительского состава. В нем оговаривались порядок и сроки проведения технического обслуживания, а также меры по премированию водителей.
В ОСВОБОЖДЕННОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Большие изменения произошли в автопарке белорусской милиции в течение Великой отечественной войны. В распоряжении силового ведомства находились модели не только отечественного, но и зарубежного производства. Они поставлялись в советскую армию странами – союзницами по программе ленд-лиза. К моменту освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков в его разношерстном автопарке находились “иностранцы” джипы “Додж” WC-52 известный, как “джип три четверти”, грузовики “Studebaker” и “Ford”, отечественные ЗИС-5, ГАЗ-4 и ГАЗ-55. И хотя продукция советского автопрома к этому времени уже морально устарела, по сравнению с зарубежными машинами она имела ряд преимуществ. ГАЗы и ЗИЛы имели более простую конструкцию и были неприхотливы к качеству топлива.
На вооружении стояли также “газоны” ГАЗ-64 и ГАЗ-67, а также “ФордGP”, “Willys”, “Chevrolet”, трофейные “Horch”, “Меrcedes-Benz”, “Оpel” и “Wanderer”.
В состав мототехники входили мотоциклы М-72 и М1А “Москва” и немецкие BMW-R71.
P.s. После окончания Великой отечественной войны советская автомобильная промышленность постепенно стала наращивать свои мощности. Увеличилось количество автопредприятий, расширился модельный ряд выпускаемой ими продукции.
В настоящее время МВД Республики Беларусь располагает современным автотранспортом, предназначенным для решения самых разных и сложных задач.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Автор выражает благодарность руководству музея МВД Республики Беларусь за предоставленные материалы.
Фото из фондов музея МВД Республики Беларусь