Первый транспорт белорусской милиции

Просмотрено

Первый транспорт белорусской милицииБелорусская милиция ведет свою историю с 4 марта 1917 года, когда в Минске на собрании представителей Всероссийского земского союза с участием рабочих был избран Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов. Этому органу поручалось создать в городе милицию. Приказом минского гражданского коменданта первым руководителем назначили Михаила Фрунзе. Впоследствии он прославился как военачальник в гражданской войне и первый министр обороны Советского Союза.

Правовая основа новой организации и деятельности органов охраны правопорядка определялась в постановлениях Временного правительства “Об утверждении милиции” и “Временном положении о милиции”, появившихся в середине апреля 1917 года.

До нашего времени сохранилось здание, где вначале располагался штаб столичной милиции.

10 ноября, после Октябрьской революции,  уже новым правительством в Петрограде было принято постановление (Декрет) “ О рабочей милиции”. Поэтому в СССР сотрудники МВД именно в этот день отмечали профессиональный праздник. После распада советского государства и провозглашения независимой Республики Беларусь силовики стали праздновать “день рождения»  в первый весенний месяц. Не забыт и старый праздник. В ноябре чествуют коллег-ветеранов, служивших во времена Советского Союза.

НА КОННОЙ ТЯГЕ

Практически сразу после революции в нашей республике начались боевые действия. До 1920 года ее территория была оккупирована польскими войсками. После освобождения основным средством передвижения белорусских милиционеров были лошади и транспортные средства на конной тяге.

Сохранились сведения о том, что в 1920 году на довольствии состояли 1184 человека, а также 11 лошадей – одна при Главмилиции, 7 – Гормилиции и 3 в Минской Уездмилиции.

Постепенно материальное положение сотрудников силовой структуры улучшалось. Они стали получать зарплату и пайки, как у военных. Соответственно стало выделяться больше денежных и других средств для содержания животных.

ПЕРВЫЕ АВТОМОБИЛИ

До середины тридцатых годов автомобили в силовом ведомстве были большой редкостью.  Именно с этого времени начинается централизованная поставка в республику автотехники    различного назначения. На улицах белорусских городов появились горьковские “полуторки” ГАЗ-АА и спецавтомобили, созданные на их базе. Сохранились сведения о появлении автозаков – машин для перевозки заключенных. Вначале основу их конструкции составлял обычный стальной фургон. Спустя некоторое время в Минске появилась его модификация, внутри “пассажирского салона” которого стали устанавливать скамейки.

Модель первого советского автозака

На вооружение поступает и легковой автотранспорт – легендарные “эмки” ГАЗ-М1. Правда, они предназначались, в основном,  для руководящего состава НКВД БССР, куда входили и подразделения милиции. Одну такую машину в конце 1938 года получил начальник ГАИ.

Сотрудники силового органа смогли пересесть  и на отечественные мотоциклы М-300 “Красный Октябрь”.

Впрочем, спецавтотранспортных средств, как и обычной автотехники, по-прежнему не хватало.

ПЕРЕД ВОЙНОЙ

Постепенно советский автопром набирал свои обороты. Расширялась номенклатура выпускаемых моделей и увеличивалось количество выпускаемых машин. В основном, изготавливались они на автозаводах в Горьком (ГАЗ) и в Москве (ЗИС). Это облегчало их обслуживание и ремонт.

Большое внимание уделялось сохранности машин и экономии материальных ресурсов. Так, 28 сентября 1939 года НКВД БССР издал приказ за номером 418 “О введении в действие инструкции о сохранности автотранспорта и о порядке премирования водительского состава АТО (автотранспортного отдела)”.  Этот документ был направлен не только на улучшение технического состояния автотранспортных средств, находившихся в автопарке наркомата внутренних дел, но и на поощрение водительского состава. В нем оговаривались порядок и сроки проведения технического обслуживания, а также меры по премированию водителей.

В ОСВОБОЖДЕННОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Большие изменения произошли в автопарке белорусской милиции в течение Великой отечественной войны. В распоряжении силового ведомства находились модели не только отечественного, но и зарубежного производства. Они поставлялись в советскую армию странами – союзницами по программе ленд-лиза.  К моменту освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков в его разношерстном автопарке находились  “иностранцы” джипы “Додж” WC-52 известный, как “джип три четверти”, грузовики “Studebaker” и “Ford”,  отечественные ЗИС-5, ГАЗ-4 и ГАЗ-55. И хотя продукция советского автопрома к этому времени уже морально устарела, по сравнению с зарубежными машинами она имела ряд преимуществ. ГАЗы и ЗИЛы  имели более простую конструкцию и были неприхотливы к качеству топлива.

На вооружении стояли также “газоны” ГАЗ-64 и ГАЗ-67, а также “ФордGP”, “Willys”, “Chevrolet”, трофейные “Horch”, “Меrcedes-Benz”, “Оpel” и “Wanderer”.

В состав мототехники входили мотоциклы М-72 и М1А “Москва” и немецкие BMW-R71.

P.s. После окончания Великой отечественной войны советская автомобильная промышленность постепенно стала наращивать свои мощности. Увеличилось количество автопредприятий, расширился модельный ряд выпускаемой ими продукции.

В настоящее время МВД Республики Беларусь располагает современным автотранспортом, предназначенным для решения самых разных и сложных задач.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ

Автор выражает благодарность руководству музея МВД Республики Беларусь за предоставленные материалы.

Фото из фондов музея МВД Республики Беларусь

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий