Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Первый транспорт белорусской милиции

Просмотрено

Первый транспорт белорусской милицииБелорусская милиция ведет свою историю с 4 марта 1917 года, когда в Минске на собрании представителей Всероссийского земского союза с участием рабочих был избран Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов. Этому органу поручалось создать в городе милицию. Приказом минского гражданского коменданта первым руководителем назначили Михаила Фрунзе. Впоследствии он прославился как военачальник в гражданской войне и первый министр обороны Советского Союза.

Правовая основа новой организации и деятельности органов охраны правопорядка определялась в постановлениях Временного правительства “Об утверждении милиции” и “Временном положении о милиции”, появившихся в середине апреля 1917 года.

До нашего времени сохранилось здание, где вначале располагался штаб столичной милиции.

10 ноября, после Октябрьской революции,  уже новым правительством в Петрограде было принято постановление (Декрет) “ О рабочей милиции”. Поэтому в СССР сотрудники МВД именно в этот день отмечали профессиональный праздник. После распада советского государства и провозглашения независимой Республики Беларусь силовики стали праздновать “день рождения»  в первый весенний месяц. Не забыт и старый праздник. В ноябре чествуют коллег-ветеранов, служивших во времена Советского Союза.

НА КОННОЙ ТЯГЕ

Практически сразу после революции в нашей республике начались боевые действия. До 1920 года ее территория была оккупирована польскими войсками. После освобождения основным средством передвижения белорусских милиционеров были лошади и транспортные средства на конной тяге.

Сохранились сведения о том, что в 1920 году на довольствии состояли 1184 человека, а также 11 лошадей – одна при Главмилиции, 7 – Гормилиции и 3 в Минской Уездмилиции.

Постепенно материальное положение сотрудников силовой структуры улучшалось. Они стали получать зарплату и пайки, как у военных. Соответственно стало выделяться больше денежных и других средств для содержания животных.

ПЕРВЫЕ АВТОМОБИЛИ

До середины тридцатых годов автомобили в силовом ведомстве были большой редкостью.  Именно с этого времени начинается централизованная поставка в республику автотехники    различного назначения. На улицах белорусских городов появились горьковские “полуторки” ГАЗ-АА и спецавтомобили, созданные на их базе. Сохранились сведения о появлении автозаков – машин для перевозки заключенных. Вначале основу их конструкции составлял обычный стальной фургон. Спустя некоторое время в Минске появилась его модификация, внутри “пассажирского салона” которого стали устанавливать скамейки.

Модель первого советского автозака

На вооружение поступает и легковой автотранспорт – легендарные “эмки” ГАЗ-М1. Правда, они предназначались, в основном,  для руководящего состава НКВД БССР, куда входили и подразделения милиции. Одну такую машину в конце 1938 года получил начальник ГАИ.

Сотрудники силового органа смогли пересесть  и на отечественные мотоциклы М-300 “Красный Октябрь”.

Впрочем, спецавтотранспортных средств, как и обычной автотехники, по-прежнему не хватало.

ПЕРЕД ВОЙНОЙ

Постепенно советский автопром набирал свои обороты. Расширялась номенклатура выпускаемых моделей и увеличивалось количество выпускаемых машин. В основном, изготавливались они на автозаводах в Горьком (ГАЗ) и в Москве (ЗИС). Это облегчало их обслуживание и ремонт.

Большое внимание уделялось сохранности машин и экономии материальных ресурсов. Так, 28 сентября 1939 года НКВД БССР издал приказ за номером 418 “О введении в действие инструкции о сохранности автотранспорта и о порядке премирования водительского состава АТО (автотранспортного отдела)”.  Этот документ был направлен не только на улучшение технического состояния автотранспортных средств, находившихся в автопарке наркомата внутренних дел, но и на поощрение водительского состава. В нем оговаривались порядок и сроки проведения технического обслуживания, а также меры по премированию водителей.

В ОСВОБОЖДЕННОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Большие изменения произошли в автопарке белорусской милиции в течение Великой отечественной войны. В распоряжении силового ведомства находились модели не только отечественного, но и зарубежного производства. Они поставлялись в советскую армию странами – союзницами по программе ленд-лиза.  К моменту освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков в его разношерстном автопарке находились  “иностранцы” джипы “Додж” WC-52 известный, как “джип три четверти”, грузовики “Studebaker” и “Ford”,  отечественные ЗИС-5, ГАЗ-4 и ГАЗ-55. И хотя продукция советского автопрома к этому времени уже морально устарела, по сравнению с зарубежными машинами она имела ряд преимуществ. ГАЗы и ЗИЛы  имели более простую конструкцию и были неприхотливы к качеству топлива.

На вооружении стояли также “газоны” ГАЗ-64 и ГАЗ-67, а также “ФордGP”, “Willys”, “Chevrolet”, трофейные “Horch”, “Меrcedes-Benz”, “Оpel” и “Wanderer”.

В состав мототехники входили мотоциклы М-72 и М1А “Москва” и немецкие BMW-R71.

P.s. После окончания Великой отечественной войны советская автомобильная промышленность постепенно стала наращивать свои мощности. Увеличилось количество автопредприятий, расширился модельный ряд выпускаемой ими продукции.

В настоящее время МВД Республики Беларусь располагает современным автотранспортом, предназначенным для решения самых разных и сложных задач.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ

Автор выражает благодарность руководству музея МВД Республики Беларусь за предоставленные материалы.

Фото из фондов музея МВД Республики Беларусь

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram