Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Плавающие танки

Просмотрено

Плавающие танкиНаряду с обычными танками, предназначенными для ведения боевых действий
на суше, на вооружении Красной армии в июне 1941 года находились и
несколько моделей плавающих – Т-37, Т-38 и их модификаций. Военные
историки называют такую бронетехнику “плавуны”. Она предназначалась в
основном для поддержки пехотных подразделений и ведения разведки. И
могла передвигаться не только по водной стихии, но и по земле.


ПРАРОДИТЕЛИ

Прародителем советских плавающих  танков стал английский танк-амфибия Виккерс-Карден-Лойд. Его изготовила местная фирма “Виккерс-Армстронг” в 1929 году. Она имела две модификации А4Е11 и А4Е12. 2-местная бронетехника имела вес до 3 т и вооружалась одним пулеметом. Амфибия  развивала скорость 64 км/ч на суше и 9,6 км/ч – на воде. Несмотря на целый ряд недостатков – слабое бронирование и плохое вооружение, ненадежность подвески ходовой части и др., “англичанина” взяли за образец и военспецы из других стран. В том числе и в нашей стране.

ТАНКЕТКИ

На протяжении длительного времени основным средством поддержки пехотных соединений в Советском Союзе, впрочем, как и в других странах, были танкетки. Их положительными качествами были простота конструкции, небольшие размеры и дешевизна. Но они обладали и рядом недостатков, а именно  – слабостью бронирования и вооружения. Последним представителем этого класса в СССР стала модель Т-27, поступившая на вооружение Красной армии в феврале 1931 года. Эта двухместная почти 3-тонная конструкция оснащалась одним пулеметом калибра 7,62 мм. Именно ей на смену пришли первые отечественные малые плавающие танки.  Свое боевое крещение они получили в боях с японцами на Халхин-Голе и с финнами во время “зимней войны”.

В предвоенный период отрабатывались способы десантирования этих танков с бомбардировщиков с помощью парашютов.

ПЕРВЫЕ “ПЛАВУНЫ”

Необходимость в создании плавающих танков  в Советском Союзе возникла давно. В 20–30-е годы XX века велись большие работы по созданию таких моделей. В отличие от танкеток, где вооружение размещалось в корпусе, здесь оно устанавливалось во вращающейся башне. Вначале появились опытные экземпляры. А потом, с учетом накопленного опыта, отечественный военпром перешел на выпуск серийной продукции. Первой “ласточкой” стал Т-37, появившийся в 1932 г. Он представлял собой почти 3-тонную конструкцию, в которой размещались два члена экипажа. Слева в его корпусе располагались отделения управления и боевое. А справа – двигатель и трансмиссия. В качестве огневого средства использовался пулемет калибра 7,62 мм.

Эти танки выпускались в небольшом количестве. В 1933 году им на смену пришла модернизированная модель – Т-37А.  Она была на полметра длиннее предшественницы и весила 3,2 т. В ее конструкции использовались узлы и агрегаты от знаменитой советской “полуторки” ГАЗ-АА. В том числе карбюраторный четырехцилиндровый двигатель мощностью 40 л.с. и четырехступенчатая коробка передач. Бронетехника могла развивать скорость по шоссе 36 км/ч, а на плаву – 6 км/ч. “Плавун” имел броню толщиной 9 мм и вооружался одним пулеметом.

Внешне Т-37А отличался от Т-37 наличием поплавков, которые крепились снаружи корпуса вдоль  его бортов. Одним из технических новшеств новой модели стало применение винта с поворачивающимися лопастями. Это позволяло танку двигаться назад при движении по воде. С помощью простого дифференциала с двухколодочными плавающими тормозами он мог поворачиваться.

И ДРУГИЕ МОДЕЛИ

На базе Т-37 отечественная военная промышленность в 1933 г. также выпустила огнеметный танк, получивший название ОТ-37 (БХМ-4) с пулеметом ДТ. На нем размещалась огнеметная аппаратура. Ее недостатками были малая дальность огневыстрела до 25 м и недостаточный запас огнесмеси 36 л.  

Кроме обычных линейных танков Т-37А, выпускались и модели Т-37ТУ с радиостанцией 71-ТК-1. Ее поручневая антенна размещалась по периметру корпуса.

Всего в нашей стране выпустили 2627 единиц бронетехники ”тридцать седьмых” различных модификаций.

Т-38

На смену Т-37 в 1936 году пришел плавающий малый танк Т-38. Он был изготовлен с учетом опыта, накопленного при создании предыдущей модели, и отличался облагороженной формой клепано-сварного корпуса. “Тридцать восьмой” имел боевую массу 3,3 т, был шире и ниже предшественника. Это придавало ему лучшую плавучесть и устойчивость без дополнительных бортовых поплавков.
Изменилась общая компоновка. Боевое отделение размещалось слева, а отделение управления – справа. Вооружение, бронезащита, двигатель и состав экипажа остались прежними.

На новой бронетехнике установили усовершенствованную подвеску, что позволило увеличить плавность хода и скорость. На смену простому дифференциалу пришли бортовые фрикционы.

МОДИФИКАЦИИ

В 1937 году появился Т-38М. У него вместо пулемета в опытном порядке установили 20-миллиметровую автоматическую пушку.

В следующем году на плавающие танки для повышения их скоростных характеристик стали устанавливать карбюраторный четырехцилиндровый 50-сильный двигатель и коробку передач от легковушки ГАЗ М-1 “Эмка”. Модель, получившая индекс Т-38М-2, могла развивать максимальную скорость до 46 км/ч на суше. А ее боевая масса возросла до 3,8 т.

Выпускались также Т-38ТУ с радиостанциями.

Производство Т-38 завершилось в 1939 году в связи с принятием на вооружении более совершенного легкого плавающего танка Т-40.

Всего отечественным военпромом было изготовлено более 1000 танков-амфибий Т-38 различных модификаций.

Основными недостатками конструкций  Т-37 и Т-38 стали тихоходность и слабое вооружение.  Во время освободительного похода в 1939 г. Красной армии на Западную Украину и Белоруссию даже конница легко обгоняла их, не говоря о других танках.  Во время Великой Отечественной войны, особенно в начальный ее период, большое количество машин были потеряны из-за необученности экипажей и неумения командованием правильно использовать бронетехнику в боевых действиях.

Выпускались все советские плавающие танки на заводе № 37 в Москве и на Горьковском автозаводе.

НАКАНУНЕ ВОЙНЫ

К 1941 году часть плавающих танков находились в составе разведывательных батальонов стрелковых дивизий. Ими комплектовалась первая рота. У нее на вооружении было 15  гусеничных машин (3 взвода по 5 единиц бронетехники в каждом).

Отечественная промышленность выпустила большое количество “плавунов”. Многие из них стояли на вооружении мехкорпусов. Так, одна из танковых дивизий, располагавшихся на Украине, полностью состояла из Т-37 и Т-38. Ее штатная численность составляла порядка несколько сот танков.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Сохранились сведения об участии плавающих танков в первый период Великой Отечественной войны. Об одном из первых сражения с использованием такой бронетехники в своих воспоминаниях уже в мирное время написал офицер Пелешко.  В июне 1941 года он оказался на границе с Украиной, куда со специальной командой привез отремонтированные танки.  23 числа несколько Т-38 отправились на разведку. В составе одного из экипажей находился и сам Пелешко.  В ходе боевого задания была  обнаружена немецкая пехотная колонну и атакована. В результате успешного боя врага полностью уничтожили. А потом появились немецкие танки, и пришлось с потерями срочно отступать. 
 
Много  плавающих танков  находилось в различных частях Западного Особого округа. Так на территории Брестской крепости располагалась рота 75-го разведбата.  Его бронетехника размещалась в двух местах. Основная часть – в расположении самого подразделения. А еще несколько – возле Северных ворот недалеко от Восточного форта. Имеются сведения о том, что трем машинам удалось уплыть. Они стояли у самого берега. Экипажи успели добежать до них. Судя по всему, большинство “плавунов” стояли на ремонте или были учебными.  Немцы захватили многие из них в качестве трофеев. Кстати, сохранились кадры германской кинохроники, на которых Гитлер и Муссолини рассматривают их.

В июньских боях на территории Белоруссии значительные потери нанесли захватчикам Т-37 и Т-38, стоявшие на вооружении  разведбатов 64 и 100-й стрелковых дивизий.  Они успешно воевали с пехотными соединениями, но не могли противостоять танковым.

В общей сложности за вес период войны, германская армия захватила несколько десятков советских плавающих танков. Часть из них использовалась для различных целей. Но в боях они не участвовали.
Последний раз плавающие танки принимали участие в военных действиях в 1944 году. Оставшиеся машины были собраны в два батальона. Их привели в надлежащее состояние. И вместе с другими подразделениями Советской армии, имевшими на вооружении американские амфибии, они  успешно форсировали реку Свирь и прорвали финские укрепления.

P.s.  В настоящее время в мире сохранились считанные экземпляры советских плавающих танков 30-х годов прошлого века. В нашей стране их, увы, нет. Но несколько лет назад поисковики историко-культурного комплекса “Линия Сталина” обнаружили предполагаемое место нахождения нескольких “плавунов”. К сожалению, природные условия пока не позволяют провести их подъем. Но это обязательно произойдет.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
В статье использованы материалы из архива автора и периодической печати.
Автор выражает благодарность Олегу Кравчуку за оказанную помощь при  подготовке данного материала.
Фото автора.

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Популярное