Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Главная Мировые автоновости Под именем НАЗ

Под именем НАЗВ конце января нынешнего года Горьковский (Нижегородский) автозавод
будет отмечать знаменательную дату в своей истории. 29 января
исполняется 80 лет с момента сборки на конвейере предприятия первого
грузового автомобиля.


ИСТОРИЯ ГАЗА (НАЗА)

Решение о создании будущего автозавода с ежегодным выпуском 100–120 тысяч автотранспортных средств было принято в марте 1929 года. Вначале называлось несколько мест для его строительства.  Но, выступая в апреле того же года на заседании Президиума ВСНХ, его председатель В.В. Куйбышев предложил Нижний Новгород. В дальнейшем это решение и было утверждено.

Вначале к разработке эскизного проекта автогиганта приступили специалисты Гипромеза и треста Металлстрой. Однако у них отсутствовал необходимый опыт в создании подобных проектов. И пришлось обратиться к зарубежным коллегам. В качестве партнера правительство СССР выбрало американскую компанию Ford. Американцы обязывались оказывать Советскому Союзу техническую и консультационную помощь в строительстве автопредприятия и в организации производства автотехники на предприятии. Кроме того, договором оговаривалась возможность посещения заводов советскими делегациями и обучение практикантов в количестве 50 человек.

А акционерное общество из США – “Остин и К” помогало в разработке технического проекта и рабочих чертежей архитектурно-строительной части автозавода.

В августе 1929 г. Главмашинострой ВСНХ СССР все работы по строительству передал тресту Металлстрой. А для общего руководства деятельностью автомобильных и тракторных заводов всей огромной страны было создано Всесоюзное автотракторное объединение (ВАТО).

1 января 1932 г. торжественно объявили о пуске первой очереди автозавода. На все работы потребовалось порядка полутора лети еще три с половиной года  ушло на окончательный ввод всего автопредприятия.

ПЕРВЫЕ АВТОМОБИЛИ

По договоренности с американской стороной на Нижегородском автозаводе планировалось производство двух фордовских моделей – легкового автомобиля “Ford-A” и 1,5-тонного грузовика “Ford-AA”. Последний представлял собой 2-осную машину колесной формулы 4х2 с деревометаллической кабиной, усиленную рамой и подвеской, с оспицованными колесами и шинами высокого давления.  Автомобиль оснащался 3-ступенчатой коробкой передач и 4-цилиндровым рядным 40-сильным двигателем. Производство модели началось в ноябре 1927 г. Спустя два года произошла ее модернизация. Появилась 4-ступенчатая коробка передач и др.  нововведения. Именно этот вариант и стал поставляться в Советский Союз.  

Вначале 1930 года через Мурманск в Нижний Новгород прибыли первые комплекты  из США. А на заводе “Красное Сормово” подготовили пятьдесят платформ для грузовиков.

1 февраля в Канавине, на предприятии “Гудок Октября”, где был установлен сборочный конвейер, начался выпуск машин. По этому случаю состоялся торжественный митинг. На нем выступали представители местных властей, члены бюро крайкома партии и другие.  А поперек конвейера висел лозунг “На социалистических колесах вперед по пути к социализму”.

Впоследствии на этом заводе собирали другую американскую модель. Поменялось и название автопредприятия. Он стал называться Горьковским заводом специализированных автомобилей (ГЗСА).

АВТОТЕХНИКА СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Первые автомобили были сделаны по чертежам американской компании. Прошло почти два года. За это время на автопредприятии в Нижнем освоили производство целого ряда узлов и агрегатов для будущих машин – блок мотора, коленчатый вал, лонжероны и др. И установили собственный сборочный конвейер.

И, наконец, 29 января под аплодисменты, крики “Ура” и звуки заводской сирены в 19 часов 15 минут с конвейера сошел первый грузовик марки НАЗ-АА.  Автомобиль имел грузоподъемность 1,5 т, весил 1750 кг и развивал скорость до 70 км/ч. Спустя два дня  с конвейера сошел уже двадцать пятый такой грузовик.  

Несколько НАЗов были показаны участникам III-й краевой партконференции, проходившей в Нижегородском Кремле. Другая часть машин отправилась в Москву. Эту автотехнику осмотрели делегаты XVII конференции ВКП (б).

Серийное производство “американцев” в СССР началось с апреля 1932 года.

ПОД ИМЕНЕМ ГАЗ

Спустя несколько месяцев Нижний Новгород переименовали в Горький. К этому времени было выпущено более тысячи единиц автотехники. Поменялось и название машин. Так появилась знакомая сейчас марка ГАЗ.

Модель постоянно совершенствовалась. Вначале на машины устанавливалась деревянная кабина. Потом ее заменили на цельнометаллическую. Совершенствовались другие узлы и механизмы. Постепенно все больше деталей изготавливалось на советских предприятиях. И, наконец, в мае 1933 г. истек срок договора с американцами. И со второй половины этого же года грузовики стали оснащаться только отечественными комплектующими.

АВТОПРОБЕГИ

С целью проверки качества своих автомобилей и  их надежности на автозаводе решили организовать первый испытательный пробег протяженностью 3,2 тысячи километров. Он проходил 4 июля 1932 г. по маршруту Москва-Псков-Витебск-Смоленск-Москва-Н.Новгород. Вся техника вернулась в хорошем состоянии.

Летом 1933 года грузовики производства Горьковского и Московского автозаводов приняли участие в знаменитом Каракумском пробеге.  Машины успешно преодолели 9,5 тысяч километров.
Выпускался “газон” до 1938 г.

Р.s. Уже после распада СССР в 90-е годы прошлого века решением руководства Российской Федерации городу Горький было  возвращено его прежнее историческое название – Нижний Новгород. Однако хорошо известное название ГАЗ решили не переименовывать.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
По материалам периодической печати
Фото автора

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk
0 комментарий

Вам так же понравится

Оставить комментарий