Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Под именем НАЗ

Под именем НАЗВ конце января нынешнего года Горьковский (Нижегородский) автозавод
будет отмечать знаменательную дату в своей истории. 29 января
исполняется 80 лет с момента сборки на конвейере предприятия первого
грузового автомобиля.


ИСТОРИЯ ГАЗА (НАЗА)

Решение о создании будущего автозавода с ежегодным выпуском 100–120 тысяч автотранспортных средств было принято в марте 1929 года. Вначале называлось несколько мест для его строительства.  Но, выступая в апреле того же года на заседании Президиума ВСНХ, его председатель В.В. Куйбышев предложил Нижний Новгород. В дальнейшем это решение и было утверждено.

Вначале к разработке эскизного проекта автогиганта приступили специалисты Гипромеза и треста Металлстрой. Однако у них отсутствовал необходимый опыт в создании подобных проектов. И пришлось обратиться к зарубежным коллегам. В качестве партнера правительство СССР выбрало американскую компанию Ford. Американцы обязывались оказывать Советскому Союзу техническую и консультационную помощь в строительстве автопредприятия и в организации производства автотехники на предприятии. Кроме того, договором оговаривалась возможность посещения заводов советскими делегациями и обучение практикантов в количестве 50 человек.

А акционерное общество из США – “Остин и К” помогало в разработке технического проекта и рабочих чертежей архитектурно-строительной части автозавода.

В августе 1929 г. Главмашинострой ВСНХ СССР все работы по строительству передал тресту Металлстрой. А для общего руководства деятельностью автомобильных и тракторных заводов всей огромной страны было создано Всесоюзное автотракторное объединение (ВАТО).

1 января 1932 г. торжественно объявили о пуске первой очереди автозавода. На все работы потребовалось порядка полутора лети еще три с половиной года  ушло на окончательный ввод всего автопредприятия.

ПЕРВЫЕ АВТОМОБИЛИ

По договоренности с американской стороной на Нижегородском автозаводе планировалось производство двух фордовских моделей – легкового автомобиля “Ford-A” и 1,5-тонного грузовика “Ford-AA”. Последний представлял собой 2-осную машину колесной формулы 4х2 с деревометаллической кабиной, усиленную рамой и подвеской, с оспицованными колесами и шинами высокого давления.  Автомобиль оснащался 3-ступенчатой коробкой передач и 4-цилиндровым рядным 40-сильным двигателем. Производство модели началось в ноябре 1927 г. Спустя два года произошла ее модернизация. Появилась 4-ступенчатая коробка передач и др.  нововведения. Именно этот вариант и стал поставляться в Советский Союз.  

Вначале 1930 года через Мурманск в Нижний Новгород прибыли первые комплекты  из США. А на заводе “Красное Сормово” подготовили пятьдесят платформ для грузовиков.

1 февраля в Канавине, на предприятии “Гудок Октября”, где был установлен сборочный конвейер, начался выпуск машин. По этому случаю состоялся торжественный митинг. На нем выступали представители местных властей, члены бюро крайкома партии и другие.  А поперек конвейера висел лозунг “На социалистических колесах вперед по пути к социализму”.

Впоследствии на этом заводе собирали другую американскую модель. Поменялось и название автопредприятия. Он стал называться Горьковским заводом специализированных автомобилей (ГЗСА).

АВТОТЕХНИКА СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Первые автомобили были сделаны по чертежам американской компании. Прошло почти два года. За это время на автопредприятии в Нижнем освоили производство целого ряда узлов и агрегатов для будущих машин – блок мотора, коленчатый вал, лонжероны и др. И установили собственный сборочный конвейер.

И, наконец, 29 января под аплодисменты, крики “Ура” и звуки заводской сирены в 19 часов 15 минут с конвейера сошел первый грузовик марки НАЗ-АА.  Автомобиль имел грузоподъемность 1,5 т, весил 1750 кг и развивал скорость до 70 км/ч. Спустя два дня  с конвейера сошел уже двадцать пятый такой грузовик.  

Несколько НАЗов были показаны участникам III-й краевой партконференции, проходившей в Нижегородском Кремле. Другая часть машин отправилась в Москву. Эту автотехнику осмотрели делегаты XVII конференции ВКП (б).

Серийное производство “американцев” в СССР началось с апреля 1932 года.

ПОД ИМЕНЕМ ГАЗ

Спустя несколько месяцев Нижний Новгород переименовали в Горький. К этому времени было выпущено более тысячи единиц автотехники. Поменялось и название машин. Так появилась знакомая сейчас марка ГАЗ.

Модель постоянно совершенствовалась. Вначале на машины устанавливалась деревянная кабина. Потом ее заменили на цельнометаллическую. Совершенствовались другие узлы и механизмы. Постепенно все больше деталей изготавливалось на советских предприятиях. И, наконец, в мае 1933 г. истек срок договора с американцами. И со второй половины этого же года грузовики стали оснащаться только отечественными комплектующими.

АВТОПРОБЕГИ

С целью проверки качества своих автомобилей и  их надежности на автозаводе решили организовать первый испытательный пробег протяженностью 3,2 тысячи километров. Он проходил 4 июля 1932 г. по маршруту Москва-Псков-Витебск-Смоленск-Москва-Н.Новгород. Вся техника вернулась в хорошем состоянии.

Летом 1933 года грузовики производства Горьковского и Московского автозаводов приняли участие в знаменитом Каракумском пробеге.  Машины успешно преодолели 9,5 тысяч километров.
Выпускался “газон” до 1938 г.

Р.s. Уже после распада СССР в 90-е годы прошлого века решением руководства Российской Федерации городу Горький было  возвращено его прежнее историческое название – Нижний Новгород. Однако хорошо известное название ГАЗ решили не переименовывать.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
По материалам периодической печати
Фото автора

Добавить комментарий

0
Вот это цифра