ООО “БМЕ-Дизель” было основано в Минске в 2002 году. Основной сферой деятельности предприятия стала разработка и производство дизель-генераторов и дизель-насосов различной мощности, а также гарантийное и послегарантийное обслуживание выпускаемых установок.
Постепенно сфера производственных интересов предприятия расширялась, Конструкторским отделом ООО «БМЕ-Дизель» была разработана, испытана и совместно с СП ЗАО «МАЗ-МАН» запущена в серийное производство целая линейка фронтальных погрузчиков для сельского, лесного, коммунального хозяйства и дорожно-строительной отрасли грузоподъемностью от 1,8 до 3,2 тонны.
СНЕГОБОЛОТОХОД

Несколько лет назад состоялось знакомство руководства предприятия с известным белорусским путешественником и изобретателем вездеходов на шинах низкого давления Владимиром Драбо. Именно благодаря его влиянию и инициативе было принято решение заняться разработкой совершенно нового вида техники повышенной проходимости – снегоболотохода. Потребность в таких машинах довольно высока, т.к. она может эксплуатироваться в условиях полного бездорожья. Особенно нуждаются в них газовики и нефтяники, энергетические службы и подразделения МЧС, а также крупные национальные парки и охотхозяйства.
ПЕРВЫЕ ОБРАЗЦЫ
Машина создавалась с использованием самых современных технологий проектирования. Потребовалось несколько лет работы для того, чтобы снегоболотоход приобрел тот вид и те характеристики, которыми он сегодня обладает. За это время было создано несколько макетных и опытных образцов машины. Прорабатывались различные варианты отдельных узлов и систем, проводились испытания в жестких условиях эксплуатации: в болоте, на воде, на тонком льду и т.д. Менялись и дорабатывались конструкции подвески, трансмиссии и прочих узлов и механизмов. Испытания проводились на одном из белорусских полигонов, а также в охотничьем хозяйстве Миорского района Витебской области.
Пневматические шины сверхнизкого давления для БМЕ-1015 специально разрабатывались специалистами ОАО «Белшина» по техзаданию ООО «БМЕ-Дизель». Конструкция и характеристики шин обеспечивают высокую проходимость и плавучесть снегоболотохода. Такие шины оказывают очень низкое удельное давление на грунт (0,15 кг/см2) и поэтому практически не повреждают верхний слой почвы.
СОЗДАНИЕ СЕРИЙНОЙ МОДЕЛИ
Итогом длительной работы специалистов предприятия стала подготовка производства для организации серийного выпуска снегоболотохода, получившего индекс БМЕ-1015.
Дебют БМЕ-1015 состоялся на выставке “Белагро-2014”, в июне 2014 года, в Минске. Месяц спустя он стал экспонатом “Milex-2014”. А совсем недавно на агрофоруме “Белагро-2015” он предстал в своем окончательном варианте, в том виде, в каком он пойдет в серийное производство и будет собираться на главном конвейере СП ЗАО “МАЗ-МАН”.
На сегодняшний день снегоболотоход БМЕ-1015 представляет собой почти 2,3-тонное 2-осное, 4-колесное полноприводное самоходное многоцелевое транспортное средство, предназначенное для перевозки людей (6-7 посадочных мест), оборудования и различных грузов по грунтовым дорогам и пересеченной местности, по снежной целине, песку, открытым водоемам, льду, болотам и пр. для проведения аварийно-спасательных, ремонтно-восстановительных работ и патрулирования.

Движение по воде осуществляется за счет вращения колес, опционально на снегоболотоход устанавливается гребной винт с приводом от двигателя. Скорость движения по воде достигает 8 км/час. Изменение направления движения осуществляется передними колесами.
Грузоподъемность БМЕ-1015- 1000 кг (700 кг на плаву)
На машину могут устанавливаться два типа четырехтактных, 4-рядных, 4-цилиндровых двигателя: бензиновый ВАЗ-21214 и дизельный с турбонаддувом CMD 199AT мощностью соответственно 81 и 95 л.с. и рабочим объемом 1690 и 1929 куб.см.
Часть комплектующих разработчики взяли серийные, от автомобиля ВАЗ “Нива”. Кроме двигателя для снегоболотохода были использованы также ВАЗовские мосты, раздаточная коробка и коробка передач.
“Использование серийных узлов было сделано специально с целью упростить владельцам дальнейшие обслуживание и ремонт транспортных средств”, – рассказал заместитель генерального директора “БМЕ-Дизель” Владимир Жаврид.
Большинство узлов и деталей для БМЕ-1015 специально разрабатывались в Минске. В их число вошли оригинальные конструкции бортовых редукторов, трансмиссионного редуктора, редуктора гребного винта.
Основу конструкции составляет кузов из стеклопластика, соединенный с металлическим каркасом. В дальнейшем для удешевления модели рассматривается вариант замены кузова на алюминиевый каркас.
Дизайн и компоновка внедорожника были разработаны с учетом замечаний и предложений директора СП ЗАО “МАЗ-МАН” Александра Картынника.
В настоящее время на СП ЗАО “МАЗ-МАН” собрано около двух десятков таких машин. Часть из них уже продана потебителям в России и в Республике Беларусь.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы и техническую консультацию заместителю генерального директора “БМЕ-Дизель” Владимиру Жавриду.