Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Под маркой «МАЗ-MAN»

Просмотрено

Под маркой «МАЗ-MAN»Успешное сотрудничество MAN Nutzfahrzeuge и ПО «БелавтоМАЗ» на протяжении долгого времени убедило немецкую компанию создать во второй половине 90-х годов прошлого столетия в белорусской столице совместное предприятие «МАЗ-МАН».

На предприятии планировалось производить современные большегрузные автомобили для региональных и международных перевозок для Беларуси, России и других республиках бывшего СССР. Сегодня трудно поверить, что каких-то десять лет назад этого завода еще не было. Он появился в 1997 году. Изначально здесь планировалось выпускать 2-х и 3-осные тягачи.

А первую машину известной теперь марки коллектив изготовил в апреле
1998 года. Но модельный ряд постоянно расширялся. Сейчас продукция СП
ЗАО «МАЗ-МАН», являющегося одним из ведущих производителей автотехники
в нашей стране, хорошо известна потребителям за пределами республики. В
настоящее время здесь собирают порядка десяти транспортных средств
различного назначения, в том числе автотягачи для международных
перевозок, самосвалы, два типа погрузчиков и другую автотехнику.
Предприятие располагается на территории, некогда принадлежащей Минскому
автомобильному заводу, где располагались цех запчастей и ряд отделов
автозавода. А ведь если бы не счастливое стечение обстоятельств, его
могло бы просто и не быть. Существовала и другая альтернатива в
середине 90-х годов XX века, о которой знают немногие.

НАПРАВЛЕНИЕ НА ЗАПАД

В 1993 году на Минском автомобильном заводе велись работы по установке на трехосные тягачи, предназначенные для 40–44-тонных автопоездов, мощных и экономичных силовых агрегатов, состоящих из дизельных двигателей, коробок передач, а также сцеплений импортного производства. Поскольку традиционный и основной партнер минчан – Ярославский моторный завод не производил такое оборудование, пришлось для этих целей искать зарубежного поставщика. Так получилось, что среди рассматриваемых вариантов оказалась и американская компания Detroit Diesel. А точнее ее дочернее предприятие, находившееся в Израиле. Оно-то и  предложило свои услуги.

ИСТОРИЯ ДВУХСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ

Обратимся к истории вопроса. У нашей страны (БССР) давние связи с Израилем. В этой ближневосточной стране уже на протяжении долгого времени живет большая диаспора выходцев из Беларуси. Они всегда внимательно следят за событиями, происходящими на бывшей родине. Есть среди них и особое общество, в котором объединились люди, в разные годы работавшие на Минском автозаводе. Оно появилось в начале 90-х годов. Вместе с членами семей их насчитывается приблизительно около 200 человек. Не знаю, как сейчас, но раньше каждый год они регулярно встречались на берегу моря возле города Натания в местности, называемой на иврите «Кадима» (вперед). Тут стояли накрытые с едой столы. Здесь же происходил и сам праздник.

В ИЗРАИЛЬ

Так сложилось, что именно в Израиль по семейным обстоятельствам отправлялся заместитель главного конструктора МАЗа Л. Е. Гилелес. Узнав об этой поездке, к нему обратились главный конструктор и генеральный директор «БелавтоМАЗ» М. С. Высоцкий и М. Ф. Лавринович. Они попросили встретиться с представителями зарубежной фирмы и провести с ними предварительные переговоры. Взяв с собой все необходимые материалы (чертежи и книги), Лев Ефимович отправился на Ближний Восток. 

Израильтяне тоже были сильно заинтересованы в поставках своей продукции в нашу страну. Их филиал находился тогда в одном из районов Тель-Авива – Гиватайм. Среди сотрудников компании были и бывшие граждане СССР. А главный инженер (не является выходцем из бывшего Советского Союза) до того, как переехать в Израиль, много лет проработал конструктором в США и странах Латинской Америки и имел высокую квалификацию и эрудицию.

В результате первой встречи представители обеих сторон обговорили все необходимые требования. Они нашли взаимопонимание и рады были совместно поработать. Каждый день минчанина утром привозили на фирму, где для выявления «узких» мест и внесения всех изменений, он становился к специально отведенному для него кульману и вычерчивал необходимые для установки зарубежного дизеля на отечественный автомобиль конструкторские решения. Для этого израильтяне предоставили свои чертежи на двигатель, а белорусы – ЧТД на раму и кабину МАЗов. А соответствующие мотору коробку передач и сцепление немецкого производства подобрали по каталогу, предложенному фирмой.

Кстати, в ту поездку с собой автозаводец прихватил две книги «Грузовые автомобили» и «Специализированный подвижной состав», одним из авторов которых и был он сам. Как вспоминал гораздо позже о тех встречах Гилелес: «Они (израильтяне) попросили разрешения скопировать книги на ксероксе. Я предоставил им такую возможность».

В МИНСКЕ

Спустя два месяца в апреле 1993 года Л. Е. Гилелес с супругой вернулся в Минск, и, выйдя на работу, предоставил руководству предприятия свои компоновочные расчеты и решения. Проведенная на Минском автомобильном заводе проверка подтвердила их правильность. И, казалось, уже ничто не может остановить реализацию совместного проекта. Постоянная связь между партнерами осуществлялась по телефону и с помощью телефакса. Главный конструктор М. С. Высоцкий специально даже выезжал в командировку в США в Детройт, где посетил головное отделение американской фирмы. Американцы согласились со всеми предложениями. И оставалось только решить вопросы организации закупки и поставки двигателей из-за океана в Минск, а также их финансирования. Необходимые для этого денежные средства и стали неразрешимой проблемой.

Но в дальнейшем было найдено более приемлемое для Минского автозавода решение. Новым партнером минчан стали немцы. Так и появилось совместное предприятие «МАЗ-МАН».

Юрий ВЛОДАВСКИЙ.

В статье использованы воспоминания Лауреата государственной премии СССР, ветерана Минского автомобильного завода Л. Е. Гилелеса.
Фото автора

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram