Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Под маркой «МАЗ-MAN»

Просмотрено

Под маркой «МАЗ-MAN»Успешное сотрудничество MAN Nutzfahrzeuge и ПО «БелавтоМАЗ» на протяжении долгого времени убедило немецкую компанию создать во второй половине 90-х годов прошлого столетия в белорусской столице совместное предприятие «МАЗ-МАН».

На предприятии планировалось производить современные большегрузные автомобили для региональных и международных перевозок для Беларуси, России и других республиках бывшего СССР. Сегодня трудно поверить, что каких-то десять лет назад этого завода еще не было. Он появился в 1997 году. Изначально здесь планировалось выпускать 2-х и 3-осные тягачи.

А первую машину известной теперь марки коллектив изготовил в апреле
1998 года. Но модельный ряд постоянно расширялся. Сейчас продукция СП
ЗАО «МАЗ-МАН», являющегося одним из ведущих производителей автотехники
в нашей стране, хорошо известна потребителям за пределами республики. В
настоящее время здесь собирают порядка десяти транспортных средств
различного назначения, в том числе автотягачи для международных
перевозок, самосвалы, два типа погрузчиков и другую автотехнику.
Предприятие располагается на территории, некогда принадлежащей Минскому
автомобильному заводу, где располагались цех запчастей и ряд отделов
автозавода. А ведь если бы не счастливое стечение обстоятельств, его
могло бы просто и не быть. Существовала и другая альтернатива в
середине 90-х годов XX века, о которой знают немногие.

НАПРАВЛЕНИЕ НА ЗАПАД

В 1993 году на Минском автомобильном заводе велись работы по установке на трехосные тягачи, предназначенные для 40–44-тонных автопоездов, мощных и экономичных силовых агрегатов, состоящих из дизельных двигателей, коробок передач, а также сцеплений импортного производства. Поскольку традиционный и основной партнер минчан – Ярославский моторный завод не производил такое оборудование, пришлось для этих целей искать зарубежного поставщика. Так получилось, что среди рассматриваемых вариантов оказалась и американская компания Detroit Diesel. А точнее ее дочернее предприятие, находившееся в Израиле. Оно-то и  предложило свои услуги.

ИСТОРИЯ ДВУХСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ

Обратимся к истории вопроса. У нашей страны (БССР) давние связи с Израилем. В этой ближневосточной стране уже на протяжении долгого времени живет большая диаспора выходцев из Беларуси. Они всегда внимательно следят за событиями, происходящими на бывшей родине. Есть среди них и особое общество, в котором объединились люди, в разные годы работавшие на Минском автозаводе. Оно появилось в начале 90-х годов. Вместе с членами семей их насчитывается приблизительно около 200 человек. Не знаю, как сейчас, но раньше каждый год они регулярно встречались на берегу моря возле города Натания в местности, называемой на иврите «Кадима» (вперед). Тут стояли накрытые с едой столы. Здесь же происходил и сам праздник.

В ИЗРАИЛЬ

Так сложилось, что именно в Израиль по семейным обстоятельствам отправлялся заместитель главного конструктора МАЗа Л. Е. Гилелес. Узнав об этой поездке, к нему обратились главный конструктор и генеральный директор «БелавтоМАЗ» М. С. Высоцкий и М. Ф. Лавринович. Они попросили встретиться с представителями зарубежной фирмы и провести с ними предварительные переговоры. Взяв с собой все необходимые материалы (чертежи и книги), Лев Ефимович отправился на Ближний Восток. 

Израильтяне тоже были сильно заинтересованы в поставках своей продукции в нашу страну. Их филиал находился тогда в одном из районов Тель-Авива – Гиватайм. Среди сотрудников компании были и бывшие граждане СССР. А главный инженер (не является выходцем из бывшего Советского Союза) до того, как переехать в Израиль, много лет проработал конструктором в США и странах Латинской Америки и имел высокую квалификацию и эрудицию.

В результате первой встречи представители обеих сторон обговорили все необходимые требования. Они нашли взаимопонимание и рады были совместно поработать. Каждый день минчанина утром привозили на фирму, где для выявления «узких» мест и внесения всех изменений, он становился к специально отведенному для него кульману и вычерчивал необходимые для установки зарубежного дизеля на отечественный автомобиль конструкторские решения. Для этого израильтяне предоставили свои чертежи на двигатель, а белорусы – ЧТД на раму и кабину МАЗов. А соответствующие мотору коробку передач и сцепление немецкого производства подобрали по каталогу, предложенному фирмой.

Кстати, в ту поездку с собой автозаводец прихватил две книги «Грузовые автомобили» и «Специализированный подвижной состав», одним из авторов которых и был он сам. Как вспоминал гораздо позже о тех встречах Гилелес: «Они (израильтяне) попросили разрешения скопировать книги на ксероксе. Я предоставил им такую возможность».

В МИНСКЕ

Спустя два месяца в апреле 1993 года Л. Е. Гилелес с супругой вернулся в Минск, и, выйдя на работу, предоставил руководству предприятия свои компоновочные расчеты и решения. Проведенная на Минском автомобильном заводе проверка подтвердила их правильность. И, казалось, уже ничто не может остановить реализацию совместного проекта. Постоянная связь между партнерами осуществлялась по телефону и с помощью телефакса. Главный конструктор М. С. Высоцкий специально даже выезжал в командировку в США в Детройт, где посетил головное отделение американской фирмы. Американцы согласились со всеми предложениями. И оставалось только решить вопросы организации закупки и поставки двигателей из-за океана в Минск, а также их финансирования. Необходимые для этого денежные средства и стали неразрешимой проблемой.

Но в дальнейшем было найдено более приемлемое для Минского автозавода решение. Новым партнером минчан стали немцы. Так и появилось совместное предприятие «МАЗ-МАН».

Юрий ВЛОДАВСКИЙ.

В статье использованы воспоминания Лауреата государственной премии СССР, ветерана Минского автомобильного завода Л. Е. Гилелеса.
Фото автора

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий