Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Покалечились в автобусе, такси – не спешите выходить, Вы застрахованы!

Просмотрено

Покалечились в автобусе, такси – не спешите выходить, Вы застрахованы!

Абсолютное большинство граждан пользуется услугами общественного транспорта, такси. В ходе оказания услуг по перевозке пассажиров возможны ситуации, когда здоровью и имуществу гражданина причиняется вред. Причиной этого может являться как неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств лицензиатов, так и нарушения ими правил дорожного движения.

Столкнувшись с подобной ситуацией пассажиры, как правило, заканчивают поездку и стараются побыстрее вылечится и забыть о неприятном случае.

Мало кто задумывается о том, что ответственность перевозчика перед пассажирами всегда страхуется и потерпевшие вправе претендовать на довольно большое страховое возмещение.

В соответствии с пунктом 219 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 972 (в ред. от 18.10.2012), автомобильный перевозчик при выполнении автомобильных перевозок пассажиров обязан осуществлять обязательное страхование в порядке, установленном законодательством.

Порядок и условия проведения обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами закреплен в главе 12 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 (в ред. от 08.01.2013) «О страховой деятельности». В соответствии с ним объектом обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами являются имущественные интересы страхователя, связанные с риском гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью пассажира и (или) утраты, недостачи или повреждения (порчи) его багажа.

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами осуществляется на основании договора страхования, заключаемого перевозчиком со страховщиком. При этом перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами до осуществления перевозок.

Договор страхования заключается в письменной форме с выдачей страховщиком страхователю страхового полиса (страхового свидетельства) установленной формы, в котором указываются существенные условия договора страхования в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь. Перевозчик обязан заключать договоры страхования на весь период осуществления им деятельности по перевозке пассажиров и багажа, но не более чем на один год.

Особый интерес для пассажиров должны представлять страховые суммы. Следует отметить, что Положение о страховании содержит минимальные размеры страховых сумм. Минимальный размер страховой суммы при обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении страхового случая, устанавливается в размере, эквивалентном 3000 евро, а за утрату, недостачу или повреждение (порчу) его багажа — в размере, эквивалентном 1000 евро.

При этом размер выплаты потерпевшему страхового возмещения зависит от степени тяжести вреда, причиненного его жизни или здоровью, размера страховой суммы и не может быть менее:

—        установленного минимального размера страховой суммы — в случае смерти потерпевшего или причинения ему тяжкого телесного повреждения;

—        60 процентов установленного минимального размера страховой суммы — в случае причинения потерпевшему менее тяжкого телесного повреждения;

—        20 процентов установленного минимального размера страховой суммы — в случае причинения потерпевшему легкого телесного повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности;

—        10 процентов установленного минимального размера страховой суммы — в случае причинения потерпевшему легкого телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности.

Таким образом, даже за самое мелкое повреждение здоровья, не повлекшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности (например синяки, ссадины и т.п.) размер страхового возмещения составляет 300 евро – 10% от минимального размера страховой суммы.

Размер выплаты страхового возмещения определяется в белорусских рублях в соответствии с официальным курсом белорусского рубля по отношению к евро, установленным Национальным банком Республики Беларусь на день осуществления выплаты (пункт 200 Положения).

Страховое возмещение в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, принадлежащего потерпевшему, выплачивается исходя из причиненного ущерба в пределах размера страховой суммы, установленного договором страхования. Ущерб рассчитывается в случае:

  1. утраты или недостачи багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего багажа (определяется экспертно оценщиками страховой организации);
  2. повреждения (порчи) багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного багажа — в размере его стоимости (определяется экспертно оценщиками страховой организации).

Если ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа застрахована по нескольким договорам обязательного страхования гражданской ответственности, размер страхового возмещения, выплачиваемого по договору обязательного страхования перевозчика перед пассажирами в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, определяется с учетом размера страхового возмещения, выплаченного по иным договорам обязательного страхования гражданской ответственности.

Страховщик (государственная коммерческая организация, созданная для осуществления страховой деятельности, которой в установленном порядке выдано специальное разрешение (лицензия) на осуществление страховой деятельности, дающее право на проведение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами) обязан составить акт о страховом случае в течение двух рабочих дней со дня получения от потерпевшего (а в случае его смерти — от наследников) заявления с приложением следующих документов:

В случае причинения вреда здоровью потерпевшего им представляются страховщику вместе с заявлением:

  1. документ организации здравоохранения об оказании медицинской помощи
  2. заключение Государственной службы медицинских судебных экспертиз о степени тяжести телесных повреждений, причиненных потерпевшему.

Первую справку возможно получить, обратившись в травмопункт, второе заключение – в территориальных управлениях Службы. Сведения о них можно узнать на интернет сайте Службы http://sudmed.by/index.php?page=struktura-i-apparat.

В случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа потерпевшим (а в случае его смерти — наследниками) представляется страховщику вместе с заявлением копия багажной квитанции в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа.

В случае утраты потерпевшим багажной квитанции либо смерти потерпевшего страховщик вправе потребовать копию багажной квитанции от страхователя.

В случае утраты потерпевшим багажной квитанции либо смерти потерпевшего страховщик вправе потребовать копию багажной квитанции от страхователя.

Не лишним будет также сохранить билет, подтверждающий факт оказания услуг перевозчиком пассажиру.

Для того, чтобы определить страхователя, к которому следует обращаться с соответствующим заявлением следует взглянуть на страховое свидетельство перевозчика. В случае, если он отказывается его предъявить по требованию пассажира – следует обратиться к помощи сотрудников ГАИ, Транспортной инспекции или просто записать номер транспортного средства. Вместе с тем, в последующем может оказаться, что договор страхования у перевозчика отсутствует и требования необходимо будет предъявлять ему лично в судебном порядке. По данной причине для надлежащей фиксации факта повреждения здоровья следует все же просить зафиксировать данный факт работников ГАИ.

Если же действующий договор страхования у перевозчика имеется – проблем с получением страхового возмещения у пассажира не возникнет.

В соответствии с пунктом 28 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 972 (в ред. от 18.10.2012) водитель, выполняющий автомобильные перевозки пассажиров, должен иметь и представлять для проверки по требованию контролирующих лиц страховое свидетельство (страховой полис) либо заверенную автомобильным перевозчиком его копию, подтверждающее заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности автомобильного перевозчика перед пассажирами.

Контроль за наличием у перевозчика договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами возлагается на Комитет государственного контроля, Министерство транспорта и коммуникаций, облисполкомы и Минский горисполком.

Приведем пример.

Согласно протоколу об административном правонарушении установлено, что 13.08.2013 в 13 час. 20 мин. в ходе оперативной тематической проверки ИП Ч. сотрудниками транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь на ул.Красноармейской, 7а в г.Гродно было установлено использование транспортного средства – автомобиля-такси Фольксваген-Пассат, принадлежащего гр-ну Ч. с нарушениями лицензионного законодательства: выполнение автомобильной перевозки пассажиров автомобилем-такси, водителем механического транспортного средства, не прошедшим предрейсового медицинского осмотра, выпуск на линию транспортного средства, без оформленного в установленном порядке путевого листа в нарушение пунктов 27, 28 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 и абзацев 2, 5 пункта 124 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450. 

Доход от противоправной деятельности установлен не был.

Указанные обстоятельства подтверждаются дополнительно актом внеплановой тематической проверки № 52156 от 13.08.2013, протоколами опроса, фототаблицами и другими доказательствами.

Автомобиль был оборудован в момент проверки магнитными полосами, специальными регистрационными знаками желтого цвета серии ТАХ.  Путевой лист, а также документы, подтверждающие прохождение предрейсового осмотра технического состояния транспортного средства, плафон такси на транспортном средстве ИП Ч. отсутствовали, таксометр находился в выключенном состоянии, страховое свидетельство перевозчика перед пассажирами в момент проверки было просрочено.

В соответствии с абзацами 2, 5, 10 пункта 124 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450, грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий являются:

—        выполнение перевозок пассажиров водителями механических транспортных средств, не прошедшими предрейсовые и иные медицинские осмотры;

—        выпуск на линию транспортного средства с неисправностями, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства, либо без оформленного в установленном порядке путевого листа и (или) других транспортных документов, предусмотренных законодательством;

—        выполнение автомобильных перевозок без заключения в случаях, предусмотренных законодательством, договоров обязательного страхования.

Кроме того, в соответствии с пунктами 8 и 28 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 водитель, выполняющий автомобильные перевозки пассажиров, должен иметь и представлять для проверки по требованию контролирующих лиц:

—        страховое свидетельство (страховой полис) либо заверенную автомобильным перевозчиком его копию, подтверждающее заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности автомобильного перевозчика перед пассажирами;

—        путевой лист установленной формы.

Транспортные средства, зарегистрированные в Республике Беларусь, при выполнении автомобильных перевозок пассажиров должны быть оформлены и иметь регистрационные знаки в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

Таким образом, лицу, в отношении которого ведется административный процесс, вменяется совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7  КоАП Республики Беларусь.

В соответствии с частью 1 статьи 12.7. КоАП Республики Беларусь предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

Ранее ИП Ч. не привлекался в административной ответственности по части 1 статьи 12.7 КоАП Республики Беларусь.

Свою вину в содеянном ИП Ч. в поданном в ходе подготовки административного дела ходатайстве признал и раскаивается. Просит при определении размера штрафа наказать минимально.

Исследовав приложенные к проколу об административном правонарушении документы, дополнительно представленные документы, являющиеся доказательствами, суд пришел к выводу о наличии в деянии привлекаемого лица состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7  КоАП.

При определении вида и размера административной ответственности суд исходит из следующего:

—        факт совершения административного правонарушения и вина ИП Ч. подтверждены собранными по делу доказательствами, которых достаточно;

—        ИП Ч. факт нарушения и свою вину признает,  предприятие к административной ответственности за данное правонарушение привлекается впервые;

—        не представлены какие-либо иные доказательства наличия смягчающих ответственность обстоятельств;

—        не установлены отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения, обстоятельствам совершения, степени вины и материальному положению предприятия, привлекаемого к административной ответственности, необходимым и достаточным будет административное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 12.7  КоАП, в виде штрафа размере 35 базовых величин (3.500.000 рублей).

Завершая, следует обратить внимание, что в случае отсутствия заключенного договора страхования получение возмещения также возможно, однако его размер суд устанавливает в каждом конкретном случае, исходя из размера вреда здоровью. при этом для обращения в суд с иском к перевозчику в числе доказательств помимо упомянутых выше справки медицинского учреждения и экспертного заключения, а также экспертного заключения о размере ущерба имуществу, следует сохранить билет, и, по возможности, записать фамилии свидетелей, либо изготовить копию протокола ГАИ, Транспортной инспекции, подтверждающего факт причинения вреда здоровью в отсутствие договора страхования. Предъявление требований в суд осуществляется беспошлинно, поскольку на требования, в силу содержания статьи 2 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», распространяется действие указанного Закона (отношения, вытекающие из договора перевозки пассажира и его багажа).

 

Белявский С.Ч.,

судья хозяйственного суда Гродненской области, 

заместитель председателя

областного отделения Союза юристов

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram