Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

«Полгода» в автошколе

Просмотрено

«Полгода» в автошколеЧасть 1. Шахматы


31 января 2008 года. В редакции я и главный редактор.

— А какой у тебя водительский стаж?
— Две недели.
— …!?…
— Ну, тогда мы не можем тебе доверить машину из автосалона…
— Я понимаю…, но и комплексовать не собираюсь.
— Конечно, вон недавно славили мужика, так он 40 лет без прав ездил.

Я не стал рассказывать, что я вообще не ездил и что Бах был глухим…

Я начал писать раньше, чем научился ездить. В том, что я прав ни на секунду не сомневался и не сомневаюсь. И тем не менее, нужно было идти в автошколу.

Часть 2. Почти полгода

Август 2008 года.

— Бляха муха, так не хочется учиться, но тянуть некуда. Полгода…(вздыхаю).

На следующий день я шагал вразвалочку в ДОСААФ. Контора серьёзная, говорят, процентов 95 сдает с первого раза.

Организационное собрание.

— …всем необходимо заплатить до первого дня занятий…
— А в договоре – в течение двух недель.
— Да, а в договоре…
— Точно…
— У меня денег нет…
— Ни фига себе, так для чего договор?

Председатель отводит взгляд, причмокивает. Видать, каждое организационное собрание начинается одинаково, и он знает, что делать.

— Кого что не устраивает, учиться не заставляем! – говорит специально нудно и внятно, как пациентам.
— О-о-о, отлично!
— Я пойду к главному!
— Это он и есть, главный…
— Не, не он.
— Я чего-то не понимаю!

Сижу… жду, когда цирк закончится. У меня деньги есть.

— А когда мы закончим учиться?
— …Ну, должны полгода, но немного тут… кто-то… перепутал, – опять причмокивает, – поэтому через пять месяцев…
— Хоть это хорошо.
— Ну, а денег же платить, как за шесть месяцев?..

Часть 3. Теория

В этой и последующих главах я специально изменил имена своих героев по этическим соображениям.

Занятия к нам пришёл вести старый, но энергичный и подтянутый «дедок» лет 75. Назовём его – Павел Иосифович.

Ну, да ладно. Как и все старички, он постоянно вспоминал молодость: «Пахать с конём мог с рассвета до обеда, никто не мог, а я мог! Во!» (тыкает в нас пальцем).

Объяснял он довольно толково, поначалу «закрутил гайки», затем дал немного расслабиться. Отношения со слабым полом у него были сложные и интересные. Старик, похоже, действительно до сих пор может пахать плугом без коня. Когда девушка выходит к доске, при правильном ответе: «Ой, какая молодец! Во, поняли! Поняли, я спрашиваю?!» – и старается погладить ей… Или «Ой, ну, что ты… Кто знает правильный ответ?» – и опять хочет потрогать…

Рассказывали. Выбегает девчонка с кабинета:

— Сдала!

Подходит наш «орёл» и, как в «Тупой и ещё тупее»:

— Ой, какая молодец!

В общем, на него от каждой группы по телеге…

И тем не менее, несмотря на эту простительную (ко мне он не приставал, потому и простительная) слабость, учебный процесс был поставлен толково. В начале пишем, периодически посматриваем в книжечки ПДД, отвечать требует наизусть слово в слово. К концу занятия все за компьютеры.

Первый зачёт – и первая несдача. Во блин. Четыре дня учил и конспект, и ПДД. Всё равно незачёт! Купил компакт диск с вопросами. Сразу сдал. Поэтому, если хотите сэкономить время, учите только с компакта. Конспект – так иногда перед занятием полистать, но и само собой знать  все знаки из книжечки.

Сами Правила написаны крайне бестолково и перегружено. Есть несколько вопросов, на которые преподаватели сами не знают ответа, пробовали обратиться в ответственный орган, «а там девочка такая, я у неё спрашиваю, она внимательно слушает и затем несёт мне такую чушь…, она вообще не открывала, и без понятия… ну что я буду её унижать… сказал «спасибо»… и вон». Чем больше вчитываешься, тем очевиднее становится, что разные разделы писали разные люди, с разными понятиями о логике. Любому вменяемому человеку понятно, что пройдут две недели после сдачи экзаменов и в голове останутся разве что на какой свет дрейфовать, а на какой – тормозить. Вместо того, чтобы сконцентрироваться на действительно важном и на практике применимым, здесь написано по принципу: кашу маслом не испортишь. Читал, в Германии ПДД сократили до нескольких страниц, и тут же уменьшилось количество аварий.

Сами инструкторы по вождению удивлялись, когда мы им рассказывали, как они должны ездить по правилам.

— Точно?
— Конечно, меня же теорию заставили вызубрить.
— Бред какой-то…

За время учёбы необходимо сдать около 8–9 зачётов. Советую всё учить вовремя, позже пойдёт вождение и времени в обрез, к тому же пока не сдал первый зачёт, ко второму не допустят. К концу учёбы завал. В группе нас училось человек 24–26, 12 до внутреннего экзамена не допустили.

В общем, с теорией всё строго, и на шаре не прокатит. Готовят толково, и если кто не сдаёт в ГАИ с первого раза, это полностью его вина. Либо не учил, либо не повезло. И, как это ни странно, не сдали у нас отличники – им, собственно, и «не повезло». Как правило, ботаники плохо переносят стрессовую ситуацию, начинают сомневаться в своих силах, дёргаться. Так что две ошибки и свободен.

Преподаватели объясняют, как в Правилах прописано и как обстоят дела на практике…

Поэтому организации теоретического обучения ставим ПЯТЬ. Людям, разрабатывавшим ПДД, – КОЛ. Разрыв между теорией и практикой колоссальный. Складывается впечатление, что добрая часть книги написана для инопланетян, которые не знают земной реальности. Аварии происходят по трём причинам: невоспитанность, неумение ездить, бестолковые Правила, исходящие из того, как должно быть, а не как есть на самом деле. Треть аварий и смертей на их совести. В сумме теоретическую подготовленность курсанта к вождению я бы оценил на 3 с минусом.

Наш старик объясняет, на каком расстоянии от машины нужно ставить аварийный знак.

— В городе ставьте в 15 метрах, за городом в 40…, но на самом деле в городе у вас столько места не будет, а за городом так далеко не надо.

Одна девица (редкостно «нехороша лицом»), чтобы на неё обратили внимание:

— А что если я хочу в сорока?

Пауза. Все напрягли уши.

— Дура!

У неё глаза по ложке.

— Ты же, когда понесёшь знак, у тебя машину угонят, а когда будешь возвращаться, и знак свиснут!

Часть 4. Практика

На автодроме открытая пустошь, пробивающий ветер. Нас человек десять, может чуть меньше.

— Нам, я слышал, досталась девятка…
— Ой, а другой группе «Матиз» («Дэу Матиз»)…, – на лице сокрушённые глаза.
— Наоборот отлично, если на ней научишься, то любую иномарку без проблем водить будешь, а вот если наоборот… может не получиться. К тому же я не знаю, насколько «Матиз» лучше «Девятки»… Я не хочу выглядеть, как голубой…
— Вон она, её номер…, хоть бы подъехал, козёл.
— 20 минут мёрзнем, его ждём…
— Смотрите, у него рожа спитая!
— Нет уж, лучше на «Матизе», я ходила с сестрой, так там нормальный, Вася.
— Тьфу, я пьянь терпеть не могу…

Телепаемся к нему. Машина внутри разгромлена вдрызг. Инструктор одет… бомжи, наверное, лучше одеваются.

— Слава богу, от него хоть одеколоном не воняет…, – говорю девчонке, она бойкая, с ней легко разговаривать. Нет этой напряжённости, как между незнакомым мужчиной и женщиной.
— Это точно. Хочешь жвачку?..
— Кому холодно, забирайтесь в машину, – изгибается, чтобы дверцы открыть. Ни одна снаружи не отпирается!
— …Зовут меня… Вот на ней значит и будем учиться, вот педали, со сцеплением осторожненько, газу не больше двух тысяч оборотов, а то не доучимся…

Наши умники:

— А когда вы её последний раз пылесосили?
— А вот эта металлическая, ржавая «железяка на болтах», так элегантно не дающая приборной панели отвалиться…
— Она хоть до конца автодрома доедет (метров сорок)?

Инструктор (извините, не могу даже выдуманное имя написать, боюсь, что все, кто его видел, сразу узнают о ком речь) на удивление спокойно себя ведёт, реакции нуль. Составляем расписание.

— …Ну, кто хочет познакомиться поближе с машиной (потирает руки), – вот садитесь за руль, потрогайте, пощупайте…, вот мой мобильник, звоните чуть что…

Тянется к бардачку, вытягивает оттуда пачку личных дел.

— Вот значит, тоже красивые девчонки… Вот, Ленка (потирает руки, щурится), – нормальная, проверенная, кто хочет её телефон?
— Ну, давайте, коль не шутите.
— Правильно, она хорошая девчонка, я вот ещё не решил: изменять своей или нет… (самому лет 65)…записал? Всё, удачи…

Наша прекрасная половина группы в ступоре.

— Так он что и наши телефоны будет всем давать?
— Обалдеть можно…

Мне, конечно, интересно посмотреть, как наши пантеры на него накинутся, но уж сильно я продрог.

— Можно я пойду? Мне тут всё понятно.
— Конечно, всё давай… Ну, а вы, девушки, познакомьтесь с машиной получше, давайте поближе… ой, замёрзла, ну давай я тебя отогрею…

Через день я пришёл на автодром.

— Раньше ездил?
— Ездил.
— Всё, поехали. Ну, тут принято на первой пилить…

В общем, особо рассказывать нечего. Сцепление держалось из последних сил, а я перед этим ездил (по порядку) на BMW 525 – 192 л. с., Alfa Romeo 156 2.4 jtd – 305 Нм., BMW 735i – 218 л. с. Ни в одной из этих машин не нужно чувствовать сцепление, а вот в девятке пришлось. Уверенно я стал работать с её педалями, наверное, на третий месяц, и то под настроение.

То ли с третьего, то ли с четвёртого занятия – город. Это не потому, что я такой талантливый и скороспелый.

— Ты же разбираешься в машинах. Поехали, поглядим…

Наверное, это дико звучит, но поверьте, не умея ездить, действительно можно уметь выбирать.

—…мне бы в баксов 800, а лучше 300–400 вложиться…

Так в принципе «практика» и прошла. «Поехали ещё машину глянем», «вот жену нужно свозить в банк заплатить», «здорово, Андрюха, залазь… и где ты такую пошлятину на мобильник находишь? Любо-дорого послушать!», «ты же не против, если мы съездим сцепление поменять», «вот смотри, эти два занятия мы в одно объединяем»… Отношение самое несерьёзное, причём это не всегда касалось инструктора, но и курсантов, опоздание на 20 минут считалось вполне простительным. По программе что-то около 36–38 часов, реально я отъездил часов 12–13 чистыми. Кстати, считал себя ещё счастливчиком, в соседней группе поломался «Матиз» (Мать его), затем «поломался» инструктор Вася («Никто же не оценит, как тут мы надрываемся…, окончательно здоровье угробишь») и напоследок ушёл в отпуск, группа… пошла в ГАИ на месяц позже нас.

Любимая тема для вздохов у нас была:

— Вот одна группа мне положила на мобильник 80 тысяч, так я их обзванивал…

Или:

— А в той группе ни разу даже никто не взял ни одного дополнительного занятия (такса была – 35 тысяч за час)… как жить?

Я не хочу, чтобы сложилось впечатление, что «мне так не повезло с инструктором», наоборот, встретив его, с ним поздороваюсь и поболтаю. У нас вся система такая. Дело не в нём, а в системе. «Кадры решают всё!» Ильич был действительно прав, любой, кто открывал своё дело, тут же наталкивался на эти великие слова. Сам Ильич тоже их прочувствовал, набрав в правительство «кухарок» и «политических клоунов», Сталин сквозь них прошёл «как нож сквозь масло».

Чтобы хоть как-то держать свои кадры, инструкторов обязали по утрам ездить в поликлинику, то ли кровь сдавать, то ли дышать (по-моему последнее)… Затем тут же в виноводочный… Причём спита в основном молодёжь, инструктора постарше крепко держатся правила «на работе ни-ни».

Тут, конечно, какая-нибудь чинуша может начать доказывать, что всё это ерунда, что «нельзя делать из частных выводов общие», но я сам видел, как при сдаче в ГАИ примерно половина путают ручной тормоз и ножной, «а я думала, чем выше передача, тем машина лучше тянет, вот и включила перед лежачим пятую»… да какое, тронуться не могут… Садятся четверо в машину плюс гаишник, первый за рулём дважды не может тронуться, выбегает, его место занимает второй… Чтобы показать свои практические навыки в 40 секунд укладываются (30 секунд настраивают сиденья). Все, кто сдавал, видел эту картину. И это после полугодового обучения! Поэтому претензии, что мол «гаишники во всем виноваты», правдивы на процентов 30, не более. ЭТО ПЛОДЫ НАШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АВТОШКОЛАХ. Это плоды нашей системы, системы, оставившей у себя всё самое отвратительное из СССР, как «у нас всё в порядке» и «чем бумаги больше, тем задница чище», да ещё приправили «Западной культурой», теперь у нас кругом Господа и Бизнесмены (независимо от заработков)… с задницами не мытыми.

С таким багажом мы и доехали до внутренних экзаменов. Первая – теория, но, если кто завалил, можно идти и на вождение (в ГАИ такое не прокатит). Последнюю неделю я усиленно засел за компьютер и выработал у себя правило: отвечать на вопросы восьми глав (всего штук 28) в день.

Игорь Шаталов

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий