Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Поломка автомобиля в пути: кто доставит груз и как минимизировать риски

Просмотрено

Выход из строя (поломка) транспортного средства – один из основных рисков автомобильной перевозки грузов. Возникает необходимость привлечения новых грузоперевозчиков для выполнения ранее взятых обязательств первоначальным грузоперевозчиком перед экспедитором. Минимизировать расходы и выполнить обязательства по доставке груза к месту назначения качественно и в срок помогут грамотно согласованные условия договора, в том числе с третьими лицами.

С учетом положений законодательства в сфере перевозки грузов, а также условий договоров, заключенных между заказчиком и экспедитором (договор на транспортно-экспедиционные услуги), экспедитором и первоначальным перевозчиком (договор перевозки грузов) первоначальный перевозчик при поломке автомобиля может привлечь другого перевозчика для доставки груза.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 294 Гражданского Кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из законодательства или условий обязательства не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. Однако необходимо понимать риски, связанные с таким исполнением обязательств вне зависимости от того внутриреспубликанская автомобильная перевозка грузов или международная.

По договору внутриреспубликанской перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 739 ГК). И эти обязательства должны быть исполненным надлежащим образом (ст. 290 ГК).

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК и иными актами законодательства, а также соглашением сторон. Ответственность перевозчика за:

– неподачу транспортного средства для перевозки груза в соответствии с договором содержится в ст. 748 ГК;

– за утрату, недоставку, повреждение груза – в ст. 750 ГК,

с особенностями, предусмотренными в гл.45 (ответственность при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов), а также гл. 46 (ответственность при выполнении международных автомобильных перевозок грузов) Правил автомобильных перевозок грузов.

В соответствии же с п.1 ст.17 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее – КДПГ) перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его доставкой, а также за просрочку доставки. В ст.14 КДПГ предусмотрено, что, если по какой-либо причине выполнение договора на установленных накладной условиях является или становится невозможным до прибытия груза к предусмотренному для его сдачи месту, перевозчик обязан запросить инструкции у лица, имеющего право распоряжаться грузом согласно ст.12 КДПГ. При этом если обстоятельства позволяют выполнить перевозку в условиях, иных чем предусмотрено в накладной, и, если перевозчик не смог своевременно получить инструкций от лица, имеющего право распоряжения грузом согласно ст.12 КДПГ, перевозчик должен принять меры, которые представляются наиболее подходящими в интересах наилучшего выполнения перевозки.

Для того, чтобы свести риски к минимуму при поломке транспортного средства необходимо:

– предусмотреть в договоре(ах) на транспортно-экспедиционные услуги и перевозку грузов положения, разрешающие экспедитору и первоначальному грузоперевозчику привлечь в качестве третьих лиц других грузоперевозчиков;

–  согласовать в договоре(ах) на автомобильную перевозку грузов процедуру распоряжения грузом в непредвиденных обстоятельствах: пошаговые инструкции, ответственных лиц, имеющих право распоряжаться грузом, список сопроводительных документов и т.д.;

– разграничить ответственность экспедитора, грузоперевозчика по доставке груза грузополучателю и третьих лиц в договоре(ах) на автомобильную перевозку грузов;

– определить порядок по возмещению расходов грузовладельцу в случае простоя транспортного средства, утраты груза либо недоставки в пункт назначения и т.д.;

– застраховать риски перевозки.

Белявский Сергей Чеславович Белявский Сергей,
Директор юридической фирмы «Экономические споры»,
медиатор,
председатель Третейского суда «Экономические споры»,
более 10 лет стажа работы судьей экономического суда

 

 Апанас Елена, юрист

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram