Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Последствия неоплаты проезда по платным автодорогам Беларуси

Просмотрено

Bel ToollНеоплата – это происшествие, зафиксированное системой контроля оплаты либо уполномоченным должностным лицом Транспортной инспекции и состоящее в полном отсутствии платы за проезд по платной дороге или ее части. К неоплате относится, в том числе, отсутствие фиксации внесения платы за проезд на устройстве электронной оплаты. Настоящий материал посвящен последствиям неоплаты проезда по платным автодорогам и особенностям доказывания по таким спорам.

*******

В соответствии с пунктами 1 и 2 Указа Президента Республики Беларусь от 27.09.2012 № 426 «Об отдельных вопросах функционирования системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь» в Республике Беларусь создана и введена в действие с 01.07.2013 система электронного сбора платы в режиме свободного многополосного движения («Система электронного сбора платы») за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь («ЕТС-Система») или на отдельных их участках, в том числе на участках проезда по мостам и иным искусственным сооружениям (далее – платные автомобильные дороги), с повышенным скоростным и безопасным режимом движения транспортных средств, высоким уровнем сервисного обслуживания.

Как следует из содержания пунктов 2, 5 Положения об отдельных вопросах взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденного названным Указом, плата взимается за проезд по расчетному сегменту (минимальному участку дороги, проезд по которому подлежит оплате пользователем платной автомобильной дороги) платной автомобильной дороги. Размер платы определяется как произведение тарифа платы за один километр, установленного для соответствующей категории транспортного средства, и протяженности в километрах расчетного сегмента.

Плату за проезд по платным автомобильным дорогам с системой электронного сбора платы взимает ГУ «Белавтострада», а при фиксации факта неоплаты или неполной оплаты за проезд по платной автомобильной дороге, отсутствия на транспортном средстве устройства электронной оплаты, использования такого устройства, не предназначенного для данного транспортного средства либо соответствующей категории транспортного средства, или использования неработающего или неисправного такого устройства оплаты – также и уполномоченные сотрудники ГУ «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь».

Согласно подпункта 4.5 и пункта 5 Указа Президента Республики Беларусь от 27.09.2012 №426 «Об отдельных вопросах функционирования системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь» и подпункта 6.3 Положения об отдельных вопросах взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденного Указом и пункта 11 Положения, управление работой ЕТС-Системы, переданной в оперативное управление ГУ «Белавстострада», осуществляет Оператор ИООО «Капш Телематик Сервисиз», который обеспечивает надлежащее функционирование ЕТС-Системы и осуществляет сбор, хранение и использование для целей обеспечения функционирования ЕТС-Системы сведений о транспортных средствах пользователей платной автомобильной дороги, в т.ч. сведений о выявленных нарушениях.

При этом, согласно пунктов 8 и 15 приведенного Положения пользователь платной автомобильной дороги обязан осуществлять оплату за проезд по платной автомобильной дороге в соответствии с установленными размерами, а также соблюдать иные требования, установленные порядком взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, а также иным законодательством Республики Беларусь.

Оплата согласно условиям заключенных с пользователями договоров может осуществляться в режиме предоплаты или оплаты по факту.

При этом, законодательством установлен минимальный и максимальный размер предоплаты – суммы эквивалентные 25 и 350 евро соответственно.

В соответствии с пунктом 68 Положения о порядке взимания платы, если иное не вытекает из настоящего Положения или условий договора пользования платной дорогой, пользователь платной дороги обязан:

– в соответствии с порядком технологической эксплуатации следовать акустическим и оптическим сигналам, подаваемым устройством электронной оплаты во время движения по платной дороге;

– вносить в установленном порядке плату за проезд в размере, рассчитанном в соответствии с определенными тарифами для данной категории транспортного средства;

– при внесении платы за проезд в режиме предоплаты до въезда на платную дорогу убедиться в том, что внесенной суммы предоплаты достаточно для внесения платы за проезд по расчетному сегменту платной дороги, а при недостаточности указанной суммы воздержаться от проезда по соответствующему сегменту и продолжать движение по платной дороге только после внесения недостающей суммы платы за проезд;

– при расчете суммы, подлежащей внесению в качестве предоплаты за проезд по платной дороге, и при планировании маршрута проезда по платным дорогам учитывать продолжительность маршрута, количество пересекаемых сегментов платной дороги на пути его следования, а также рабочее время пунктов обслуживания (пограничных пунктов обслуживания), расположенных по пути его следования;

– незамедлительно уведомить оператора или обслуживающую организацию в случае, если способ оплаты, установленный в договоре пользования платной дорогой, не может далее использоваться, и внести плату за проезд любым из доступных способов до начала пользования платной дорогой.

Пользователь платной дороги обязан в соответствии с порядком технологической эксплуатации устройства электронной оплаты следовать акустическим и оптическим сигналам, подаваемым устройством электронной оплаты во время движения по платной дороге.

В соответствии с пунктом Н порядка технологической эксплуатации (руководства пользователя) Устройства электронной оплаты два зуммерных сигнала, издаваемых устройством электронной оплаты при прохождении через станцию сбора оплаты, свидетельствуют о том, что операция по оплате в порядке, но аккумулятор имеет низкий уровень заряда или баланс на счете устройства электронной оплаты почти израсходован / низкий. При фиксации двух зуммерных сигналов, пользователь должен отправиться в распределительный пункт. Четыре зуммерных сигнала, издаваемых устройством электронной оплаты при прохождении через станцию сбора оплаты, свидетельствуют о том, что операция по оплате не в порядке, и пользователь должен отправиться в распределительный пункт.

Более того, в пункте 13.4 Общих условий (Приложение № 2 к типовому договору) закреплена обязанность пользователя, в случае, если в ходе пользования платной дорогой пользователь получает предупредительный сигнал о недостаточности предоплаты для дальнейшего пользования платной дорогой, незамедлительно пополнить остаток средств предоплаты в ближайшем пункте обслуживания (пограничном пункте обслуживания). Проезд по автодороге без внесения оплаты квалифицируется как «неоплата» и оплата взимается в данном случае в увеличенном размере, 100 евро для транспортных средств с допустимой общей массой до 3,5 тонн, и 260 евро – свыше 3,5 тонн.

Факт проезда по расчетному сегменту устанавливается на основании информации, полученной от станции сбора платы данного расчетного сегмента, либо на основании анализа и сопоставления информации, полученной от станций сбора платы, расположенных на предшествующих и последующих расчетных сегментах, либо путем установления факта проезда уполномоченным должностным лицом Транспортной инспекции. Такая информация является достаточным доказательством факта пользования платной дорогой пользователем платной дороги.

В случае выявления нарушения должностным лицом Транспортной инспекции составляется акт, который может быть обжалован в судебном порядке.

BelToollПриведем пример.

Судом было рассмотрено заявление ЧТУП «А», заинтересованные лица – ГУ «Транспортная инспекция», ИООО «Б», ГУ «В» о признании недействительным акта ГУ «Транспортная инспекция»

В судебном заседании заявитель требования поддержал по мотивам, изложенным в заявлении. В том числе указывает на отсутствие задолженности на момент проезда сегмента платной автодороги 16.02.2015 в 15:21:21 час. под станцией контроля за сбором оплаты, а также факт пополнения баланса 16.02.2015. Просит рассмотреть заявление после проведения подготовительного заседания.

Заинтересованные лица требования не признают по мотивам, изложенным в отзывах. В частности ГУ «Транспортная инспекция» указывает на наличие у него полномочий на издание оспариваемого акта, соответствие акта законодательству и фактическим обстоятельствам нарушения. Не возражает против рассмотрения заявления после проведения подготовительного заседания.

ИООО «Б» указывает на совершение заявителем 16.02.2015 в 15:21:21 час под станцией контроля за сбором оплаты № 5 нарушения, относящегося к типу «неоплата», а также в этот же день в 14:41:05 час. под станцией контроля за сбором оплаты № 1, в 15:01:46 час. под станцией контроля за сбором оплаты № 2, в 15:05:44 час. под станцией контроля за сбором оплаты № 3, в 15:18:25 час. под станцией контроля за сбором оплаты № 4, Также указывает на недостаточный объем внесенной предоплаты для проезда платного сегмента автодороги №5 16.02.2015 в 15:21:21 час., и несвоевременное внесение предварительной оплаты после звукового сигнала изданного устройством электронной оплаты. Не возражает против рассмотрения заявления после проведения подготовительного заседания.

ГУ «В» указывает на отсутствие на устройстве электронной оплаты заявителя по состоянию на 16.02.2015 в 15:21:21 час. предоплаты в сумме, достаточной для проезда сегмента платной автодороги № 5, стоимость которого составляла 10950 рублей, а также на ненадлежащий контроль водителем заявителя за звуковыми сигналами устройства электронной оплаты, предупреждающими о снижении баланса ниже допустимого (необходимого). Просит рассмотреть дело в его отсутствие. Рассмотрев материалы дела, изучив и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, экономический суд установил следующее.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела между ГУ «В» и заявителем заключен договор пользования платной дорогой, на основании которого Заявитель производит оплату за пользование платной дорогой согласно действующим тарифам в порядке и на условиях предусмотренных указанным договором. Заявителем получено бортовое электронное устройство. Согласно условиям преамбулы договора сторонами был согласован режим оплаты – предварительная оплата.

При этом, согласно пунктов 13.2-13.5 Приложения № 2 к договору «Общие условия пользования платной дорогой», в случае договора в режиме предоплаты заявитель вносит плату за проезд до начала пользования платной дорогой. Если внесенной предоплаты не достаточно для внесения платы за проезд по платной дороге, заявитель обязан внести плату в увеличенном размере. Если в ходе пользования платной дорогой заявитель получает предупредительный сигнал о недостаточности предоплаты для дальнейшего пользования платной дорогой в соответствии с Порядком технологической эксплуатации, заявитель обязан незамедлительно пополнить остаток средств предоплаты в ближайшем пункте обслуживания (пограничном пункте обслуживания). Пользование платной дорогой без достаточной суммы предоплаты для внесения платы за проезд является нарушением Указа и Постановления и влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

В результате пользования платной дорогой в отношении заявителя должностными лицами ГУ «Транспортная инспекция» составлен акт. Тип нарушения – 4 (неоплата), время и место нарушения: 16.02.2015 в 15:21:21 автодорога М2/Р80 – М2.

Согласно указанного акта, а также материалам дела, за транспортным средством заявителя было зафиксировано нарушение порядка оплаты платных автомобильных дорог Республики Беларусь четвертого типа (неоплата) – «Отсутствие фиксации внесения платы за проезд на устройстве электронной оплаты».

В частности, как следует из материалов дела, начиная с 08:34:27 час. 16.02.2015 устройство электронной оплаты заявителя издавало два зуммерных сигнала при проезде под каждой станцией сбора оплаты, свидетельствующих о снижении размера предоплаты на балансе устройства ниже допустимых 20 евро. За период с 08:34:27 час. до 13:00:00 час. 16.02.2015 такие сигналы были изданы пятнадцать раз. После чего в 13:32:00 час. баланс устройства стал недостаточным для проезда по платным автодорогам о чем также был устройством был издан звуковой сигнал. Тем не менее, транспортное средство заявителя продолжило движение с отрицательным балансом, что подтверждается данными о проезде в 14:41:05 час. под станцией контроля за сбором оплаты № 1, в 15:01:46 час. под станцией контроля за сбором оплаты № 2, в 15:05:44 час. под станцией контроля за сбором оплаты № 3, в 15:18:25 час. под станцией контроля за сбором оплаты № 4.

16.02.2015 в 15:21:21 час под станцией контроля за сбором оплаты на сегменте автодороги М2/Р80 – М2, заинтересованным лицом было зафиксировано нарушение, относящегося к типу «неоплата», о чем составлен оспариваемый акт. В частности при стоимости проезда по сегменту автодороги 10950 рублей на балансе устройства электронной оплаты оставалось 230 рублей.

Согласно материалам дела, пополнение баланса до минимально-установленного размера было произведено заявителем после совершения нарушения 16.02.2015 в 17.59 час., что подтверждается соответствующими квитанциями заявителя от 16.02.2015. При этом, по одной квитанции заявителем была погашена возникшая задолженность, а по другой квитанции – внесена сумма предварительной оплаты, эквивалентная 30 евро по курсу Национального Банка Республики Беларусь на день оплаты.

Оценив указанные обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьями 100 и 101 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь суд, рассматривающий экономические дела, исходя из оснований требований и возражений лиц, участвующих в деле, и с учетом содержания подлежащих применению норм права определяет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора или рассмотрения дела (предмета доказывания).

Согласно части 2 статьи 100 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законодательством. Лица, участвующие в деле, в процессе доказывания определяют объем фактов, подлежащих доказыванию, собирают доказательства, подтверждающие факты, подлежащие доказыванию, представляют доказательства, участвуют в их исследовании в судебном заседании, высказывают суду свое мнение по оценке доказательств.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до завершения подготовки дела к судебному разбирательству или в пределах срока, установленного судом, рассматривающим экономические дела, если иное не установлено ХПК. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле, в суды, рассматривающие экономические дела, первой и апелляционной инстанций в порядке, установленном ХПК.

Согласно статье 104 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, обстоятельства дела, которые, согласно законодательству, должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами.

Правовое положение ГУ «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» (далее – ГУ «Транспортная инспекция») регулируется, в том числе, положениями Указа Президента Республики Беларусь от 27.09.2012 № 426 «Об отдельных вопросах функционирования системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь», Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4.09.2002 № 1218 «О создании Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь», Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2013 № 340 «Об утверждении положения о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь».

В соответствии с пунктами 1 и 2 Указа Президента Республики Беларусь от 27.09.2012 № 426 «Об отдельных вопросах функционирования системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь» в Республике Беларусь создана и введена в действие с 01.07.2013 система электронного сбора платы в режиме свободного многополосного движения («Система электронного сбора платы») за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь («ЕТС-Система») или на отдельных их участках, в том числе на участках проезда по мостам и иным искусственным сооружениям (далее – платные автомобильные дороги), с повышенным скоростным и безопасным режимом движения транспортных средств, высоким уровнем сервисного обслуживания.

Как следует из содержания пунктов 2, 5 Положения об отдельных вопросах взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденного названным Указом, плата взимается за проезд по расчетному сегменту (минимальному участку дороги, проезд по которому подлежит оплате пользователем платной автомобильной дороги) платной автомобильной дороги. Размер платы определяется как произведение тарифа платы за один километр, установленного для соответствующей категории транспортного средства, и протяженности в километрах расчетного сегмента.

Плату за проезд по платным автомобильным дорогам с системой электронного сбора платы взимает ГУ «В», а при фиксации факта неоплаты или неполной оплаты за проезд по платной автомобильной дороге, отсутствия на транспортном средстве устройства электронной оплаты, использования такого устройства, не предназначенного для данного транспортного средства либо соответствующей категории транспортного средства, или использования неработающего или неисправного такого устройства оплаты – также и уполномоченные сотрудники ГУ «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь».

Согласно подпункта 4.5 и пункта 5 Указа Президента Республики Беларусь от 27.09.2012 №426 «Об отдельных вопросах функционирования системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь» и подпункта 6.3 Положения об отдельных вопросах взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденного Указом и пункта 11 Положения, управление работой ЕТС-Системы, переданной в оперативное управление ГУ «В», осуществляет Оператор, который обеспечивает надлежащее функционирование ЕТС-Системы и осуществляет сбор, хранение и использование для целей обеспечения функционирования ЕТС-Системы сведений о транспортных средствах пользователей платной автомобильной дороги, в т.ч. сведений о выявленных нарушениях.

При этом, согласно пунктов 8 и 15 приведенного Положения пользователь платной автомобильной дороги обязан осуществлять оплату за проезд по платной автомобильной дороге в соответствии с установленными размерами, а также соблюдать иные требования, установленные порядком взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, а также иным законодательством Республики Беларусь.

В случае фиксации факта неоплаты или неполной оплаты за проезд по платной автомобильной дороге, отсутствия на транспортном средстве устройства электронной оплаты, за исключением транспортных средств, указанных в части третьей пункта 4 Положения, плата за проезд взимается в увеличенном размере согласно порядку взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь.

Порядок взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь установлен Положением о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2013 № 340 (далее Положение о порядке взимания платы). Согласно его пункту 2 неоплата – это происшествие, зафиксированное системой контроля оплаты либо уполномоченным должностным лицом Транспортной инспекции и состоящее в полном отсутствии платы за проезд по платной дороге или ее части. Для целей указанного Положения к неоплате относится, в том числе, отсутствие фиксации внесения платы за проезд на устройстве электронной оплаты.

Согласно пунктов 8 и 41 Положения о порядке взимания платы, с пользователей платной дороги взимается плата за проезд по платным дорогам в соответствии с установленными тарифамиПлату за проезд по платным дорогам с системой электронного сбора платы взимает государственное учреждение «В». Оператор (ИООО «Б») и обслуживающие организации оказывают содействие государственному учреждению «В» в сборе платы за проезд по платным дорогам, в том числе путем приема денежных средств от пользователей платной дороги.

В соответствии с пунктом 68 Положения о порядке взимания платы, если иное не вытекает из настоящего Положения или условий договора пользования платной дорогой, пользователь платной дороги обязан:

– в соответствии с порядком технологической эксплуатации следовать акустическим и оптическим сигналам, подаваемым устройством электронной оплаты во время движения по платной дороге;

– вносить в установленном порядке плату за проезд в размере, рассчитанном в соответствии с определенными тарифами для данной категории транспортного средства;

– при внесении платы за проезд в режиме предоплаты до въезда на платную дорогу убедиться в том, что внесенной суммы предоплаты достаточно для внесения платы за проезд по расчетному сегменту платной дороги, а при недостаточности указанной суммы воздержаться от проезда по соответствующему сегменту и продолжать движение по платной дороге только после внесения недостающей суммы платы за проезд;

– при расчете суммы, подлежащей внесению в качестве предоплаты за проезд по платной дороге, и при планировании маршрута проезда по платным дорогам учитывать продолжительность маршрута, количество пересекаемых сегментов платной дороги на пути его следования, а также рабочее время пунктов обслуживания (пограничных пунктов обслуживания), расположенных по пути его следования;

– незамедлительно уведомить оператора или обслуживающую организацию в случае, если способ оплаты, установленный в договоре пользования платной дорогой, не может далее использоваться, и внести плату за проезд любым из доступных способов до начала пользования платной дорогой.

Как следует из содержания пунктов 45 и 46 Положения о порядке взимания платы, обязательство по внесению платы за проезд по расчетному сегменту возникает с момента выезда транспортного средства на проезжую часть платной дороги данного расчетного сегмента. Факт проезда по расчетному сегменту устанавливается на основании информации, полученной от станции сбора платы данного расчетного сегмента, либо на основании анализа и сопоставления информации, полученной от станций сбора платы, расположенных на предшествующих и последующих расчетных сегментах, либо путем установления факта проезда уполномоченным должностным лицом Транспортной инспекции. Такая информация является достаточным доказательством факта пользования платной дорогой пользователем платной дороги.

Плата за проезд по платным дорогам с системой электронного сбора платы производится на основании договора пользования платной дорогой в режиме предоплаты или договора пользования платной дорогой в режиме оплаты по факту. При заключении договора пользования платной дорогой пользователь платной дороги должен выбрать один из режимов оплаты.

Согласно пункта 53 Положения о порядке взимания платы при взимании платы за проезд в режиме предоплаты пользователь платной дороги вносит предоплату до начала пользования платной дорогой. Предоплата регистрируется в системе электронного сбора платы в белорусских рублях. При проезде расчетного сегмента плата за проезд автоматически списывается системой электронного сбора из внесенных средств предоплаты.

Пользование платной дорогой осуществляется пользователем платной дороги, с которого взимается плата за проезд, после получения устройства электронной оплаты и установки его на транспортное средство в соответствии с порядком технологической эксплуатации.

Согласно пункта 34 и 68 Положения о порядке взимания платы, порядок технологической эксплуатации выдается пользователю платной дороги при получении устройства электронной платы, а также предоставляется обслуживающими организациями по требованию пользователей платной дороги и размещается на официальном сайте.

Пользователь платной дороги обязан в соответствии с порядком технологической эксплуатации следовать акустическим и оптическим сигналам, подаваемым устройством электронной оплаты во время движения по платной дороге.

В соответствии с пунктом Н порядка технологической эксплуатации (руководства пользователя) Устройства электронной оплаты два зуммерных сигнала, издаваемых устройством электронной оплаты при прохождении через станцию сбора оплаты, свидетельствуют о том, что операция по оплате в порядке, но аккумулятор имеет низкий уровень заряда или баланс на счете устройства электронной оплаты почти израсходован / низкий. При фиксации двух зуммерных сигналов, пользователь должен отправиться в распределительный пункт. Четыре зуммерных сигнала, издаваемых устройством электронной оплаты при прохождении через станцию сбора оплаты, свидетельствуют о том, что операция по оплате не в порядке, и пользователь должен отправиться в распределительный пункт.

Более того, в пункте 13.4 Общих условий (Приложение № 2 к договору) закреплена обязанность пользователя, в случае, если в ходе пользования платной дорогой пользователь получает предупредительный сигнал о недостаточности предоплаты для дальнейшего пользования платной дорогой, незамедлительно пополнить остаток средств предоплаты в ближайшем пункте обслуживания (пограничном пункте обслуживания).

Вместе с тем, как было установлено судом, не смотря на наличие предупредительных 2-зуммерных сигналов в период с 08:26:01 час. до 13:00:00 час. 16.02.2015, а также 4-зуммерных сигналов устройства электронной оплаты в период времени с 14:41:05 час. до 15:21:21 час 16.02.2015 транспортное средство продолжало передвижение по платной автодороге с балансом менее минимально установленного, а в последующем, в течении не более 2 часов и с недостаточным для оплаты проезда балансом.

Факт проезда 16.02.2015 в 15:21:21 час. сегмента платной автодороги, стоимость которого составляла 10950 рублей, в отсутствие достаточной для оплаты суммы на устройстве электронной оплаты подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств.

При этом, как следует из содержания пункта 1 Положения о порядке взимания платы, под нарушением понимается совокупность всех происшествий в отношении одного транспортного средства, зафиксированных системой электронного сбора платы либо уполномоченным должностным лицом Транспортной инспекции в течение двух часов с момента фиксации первого происшествия. Вид нарушения определяется по наиболее тяжкому зафиксированному происшествию в составе нарушения.

В соответствии с пунктом 53 Положения о порядке взимания платы, если на момент списания платы за проезд остаток средств предоплаты менее суммы, подлежащей внесению в качестве платы за проезд по данному расчетному сегменту, списание не производится и в системе электронного сбора платы фиксируется факт неоплаты.

При этом, пунктом 1 Постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 17.06.2013 № 22 «Об установлении минимального размера предоплаты и максимального размера остатка средств предоплаты для договоров пользования платными автомобильными дорогами Республики Беларусь в режиме предоплаты» был установлен минимальный размер предоплаты в сумме 25 евро и максимальный размер остатка средств предоплаты в сумме 350 евро, действующий для всех договоров пользования платными автомобильными дорогами Республики Беларусь в режиме предоплаты.

Согласно пунктов 57 и 58 Положения о порядке взимания платы, в случае выявления факта неоплаты или неполной оплаты за проезд по платной дороге вносится плата в увеличенном размере. Плата в увеличенном размере взимается с собственника (владельца) транспортного средства на основании информации о собственнике (владельце) транспортного средства и месте его нахождения (жительства), имеющейся в Транспортной инспекции на момент составления акта нарушения.

Размеры платы в увеличенном размере были установлены приложением № 2 к Постановлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 17.06.2013 № 21 (в ред. от 10.09.2014) «О некоторых вопросах взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь». Для транспортных средств с допустимой общей массой более 3,5 тонны при фиксировании неоплаты плата в увеличенном размере была установлена равной 260 евро.

Сумма платы в увеличенном размере исчисляется в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка по отношению к евро, установленному на дату составления акта нарушения.

При этом, согласно пункта 59 Положения о порядке взимания платы, доказательствами факта неоплаты и (или) неполной оплаты является, в том числе, информация, автоматически генерируемая системой контроля оплаты, включая время, дату и место пересечения станции сбора платы.

Данная информация содержится в оспариваемом Акте нарушения (приложение к Акту нарушения), что опровергает утверждение заявителя о непредставлении доказательств факта неоплаты.

Таким образом, информация о нарушении, сгенерированная системой контроля оплаты, является достаточным подтверждением факта совершения нарушения Заявителем. Судом установлено, что ЕТС-система была технически исправна в момент фиксации нарушений, обмен информацией с устройством электронной оплаты заявителя как до нарушения, так и после него осуществлялся в штатном режиме, а, следовательно, информация о нарушении сгенерированная системой контроля оплаты является достоверной и подтверждает факт совершения нарушения Заявителем. Доказательств обратного в материалах дела не содержится.

Кроме того, в детализации платежей, квитанциях на оплату представленных заявителем, также не содержится сведений о наличии платежей, совершенных до момента проезда платного сегмента автодороги в достаточном для оплаты размере. Согласно указанных доказательств, оплата была совершена после фиксации нарушения.

В соответствии с пунктами 62 и 64 Положения о порядке взимания платы, в случае выявления нарушения порядка оплаты системой электронного сбора платы за проезд по платным дорогам уполномоченное должностное лицо Транспортной инспекции составляет акт нарушения, содержащий требование о внесении платы в увеличенном размере и выполнении порядка взимания платы за проезд транспортных средств по платным дорогам. К акту нарушения прилагается квитанция с указанием суммы платы в увеличенном размере. В отношении собственников (владельцев) транспортных средств – резидентов Республики Беларусь при выявлении нарушения порядка оплаты за проезд по платной дороге уполномоченное должностное лицо Транспортной инспекции с учетом данных, указанных в пункте 58 упомянутого Положения, не позднее 15 рабочих дней после получения Транспортной инспекцией информации, автоматически генерируемой системой контроля оплаты, о факте неоплаты и (или) неполной оплаты составляет и направляет такому собственнику (владельцу) транспортного средства акт нарушения, содержащий требование о внесении платы в увеличенном размере и выполнении порядка взимания платы за проезд транспортных средств по платным дорогам, с приложением квитанции с указанием суммы платы в увеличенном размере.

Плата в увеличенном размере вносится не позднее 30 дней с момента составления акта нарушения.

В соответствии со статьей 229 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суд, рассматривающий экономические дела, в судебном заседании проверяет:

1.​ компетенцию государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, издавших ненормативный правовой акт, соответствие этого ненормативного правового акта или его обжалуемых отдельных положений законодательным и иным нормативным правовым актам;

2.​ компетенцию государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, совершивших обжалуемые действия (допустивших бездействие), соответствие этих действий (бездействия) требованиям законодательных или иных нормативных правовых актов.

Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлениях об оспаривании ненормативного правового акта или об обжаловании действий (бездействия).

При рассмотрении заявления о признании ненормативного правового акта противоречащим законодательству на государственный орган, орган местного управления и самоуправления, иной орган или должностное лицо, издавших такой акт, возлагается обязанность доказывания:

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемый акт составлен строго в соответствии с формой, установленной законодательством Республики Беларусь, а именно Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 7.06.2013 № 16 «О некоторых вопросах пользования платными автомобильными дорогами» в пределах компетенции ГУ «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь». Факт нарушения заявителем Положения о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30.04.2013 № 340 в части проезда автомобиля заявителя 16.02.2015 в 15:21:21 час. по платному сегменту автодороги в отсутствие оплаты (неоплата) подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, размер оплаты в увеличенном размере исчислен в акте верно.

Иные доводы заявителя, в том числе о наличии либо отсутствии звонков водителя на инфолинию в силу вышеприведенных норм в части порядка фиксации нарушений и доказательств неоплаты не влияют на выводы суда.

Фактов нарушения порядка принятия оспариваемого решения, а также превышения компетенции государственным органом при принятии решения, судом в ходе рассмотрения дела установлено не было, доказательств этого сторонами суду не представлено. В связи с изложенным, в удовлетворении требований заявителя было отказано.

Следует отметить, что наличие платных сегментов автомобильных дорог не препятствует использованию автолюбителями альтернативных путей для бесплатного проезда. Так, согласно подпункта 4.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2012 г. № 426 «Об отдельных вопросах функционирования системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь», пункта 3 Положения о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2013 г. № 340, а также части 2 статьи 16 Закона Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», взимание платы с использованием системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по платным дорогам осуществляется при наличии альтернативного пути для бесплатного проезда в данном направлении. До въезда на платную дорогу на удалении, достаточном для выбора альтернативного пути для бесплатного проезда, устанавливаются дорожные знаки «Платная автомобильная дорога» и «Расстояние до объекта».

Приведем пример.

Судом было рассмотрено дело по заявлению ООО «Б», к ГУ «Транспортная инспекция» о признании акта нарушения порядка оплаты за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам недействительным.

Как указал в заявлении заявитель, в ноябре 2013 года ООО «Б» был получен акт нарушения порядка оплаты за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам ГУ «Т» (далее – акт), а также требование о внесении платы за проезд по платным автомобильным дорогам в увеличенном размере и исполнении порядка взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь (сумма требования 260 евро), акт и требование подписаны уполномоченным лицом У.

Согласно приложению к вышеназванному акту принадлежащий заявителю автомобиль 02.09.2013 в 08:46:47 проехал по двум сегментам платной автомобильной дороги, в отсутствии на транспортном средстве устройства электронной оплаты, или с использованием неработающего устройства электронной оплаты, или использование устройства электронной оплаты в нарушение порядка технологии эксплуатации.

С данным актом и требованием об оплате заявитель не согласен по следующим основаниям.

Основным видом деятельности заявителя являются нерегулярные автомобильные перевозки пассажиров, самая значительная часть перевозок приходится на перевозки, осуществляющие доставку пассажиров, находящихся на территории СЭЗ Брест в районе Брестского аэропорта. Принадлежащий заявителю автомобиль следовал по автомобильной дороге M1, осуществляя именно такую перевозку.

Фактически, при движении по автомобильной дороге M1, двигаясь из г. Бреста в район Брестского аэропорта, установлен дорожный знак «Платная автомобильная дорога», однако на удалении, достаточном для выбора альтернативного пути для бесплатного проезда, отсутствует иная дорога, и вообще отсутствует иная дорога, по которой возможен проезд, посредством которой автомобильный транспорт может проследовать на территорию СЭЗ в районе Брестского аэропорта.

В соответствии с подпунктом 4.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2012 г. № 426 «Об отдельных вопросах функционирования системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь» (далее – Указ № 426) взимание платы с использованием системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам осуществляется при наличии альтернативного пути для бесплатного проезда в данном направлении.

Согласно пункту 3 Положения о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2013 г. № 340, (далее – Положение) взимание платы с использованием системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по платным дорогам осуществляется при наличии альтернативного пути для бесплатного проезда в данном направлении. Пунктом 4 Положения установлено, что до въезда на платную дорогу на удалении, достаточном для выбора альтернативного пути для бесплатного проезда, устанавливаются дорожные знаки «Платная автомобильная дорога» и «Расстояние до объекта».

Частью 2 статьи 16 Закона Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» (далее – Закон) установлено, что автомобильная дорога общего пользования может быть платной на всем протяжении или на отдельных ее участках, в том числе на участках проезда по мостам и иным искусственным сооружениям, при наличии альтернативного пути для бесплатного проезда в данном направлении.

Учитывая изложенное, заявитель считает, что акт нарушения порядка оплаты за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам ГУ «Т» от 11.11.2013, а также основанное на нем требование о внесении платы за проезд по платным автомобильным дорогам в увеличенном размере и исполнение порядка взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, являются необоснованными и несоответствующими законодательству Республики Беларусь.

Заинтересованное лицо в своих возражениях ссылалось на то обстоятельство, что акт соответствует действующему законодательству.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме исходя из следующего.

В соответствии со статьей 100 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законодательством, а экономический суд в соответствии со статьей 108 ХПК оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, имеющихся в деле.

В соответствии со статьей 108 ХПК экономический суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Доказательство признается экономическим судом достоверным, если в результате его исследования, сопоставления с другими доказательствами суд установит, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Как установлено материалами дела, заявитель 16 января 2014 г. направил в адрес ГУ «Т» письмо (претензию), в котором изложил свою позицию и просил не применять к нему повышенный тариф по оплате за пользование автомобильными дорогами Республики Беларусь. 18.02.2014 Министерство транспорта и коммуникаций направило в адрес заявителя ответ, согласно которому считает, что акты и требования, направленные в адрес заявителя, являются законными.

ГУ «Т» сообщает, что информация, указанная в жалобе на действия государственного органа, не соответствует действительности.

Согласно пункту 3 Положения взимание платы с использованием системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по платным дорогам осуществляется при наличии альтернативного пути для бесплатного проезда в данном направлении. Направлением, в данном случае, служит часть платной дороги Брест – д. Хабы, а подъезд к Брестскому аэропорту и территории СЭЗ Брест является бесплатным.

С целью недопущения нарушения законодательства или минимизации данного нарушения пользователь платными дорогами должен был учитывать продолжительность маршрута движения, количество пересекаемых сегментов платной дороги на пути его следования и выбрать наиболее короткий маршрут движения.

Для проезда в направлении Брест – д. Хабы существует несколько альтернативных путей, а один из наиболее коротких начинается от д. Тельмы-1 по дороге Н-113, через д. Косичи Малые по дороге Н-148, д. Кошелево по дороге Н-461, д. Хабы по дороге Н-443.

Согласно пункту 45 главы 3 Положения обязательство по внесению платы за проезд по расчетному сегменту возникает с момента выезда транспортного средства на проезжую часть платной дороги данного расчетного сегмента, а при повороте направо от д. Хабы существует полоса движения, отделенная от края проезжей части, согласно пункту 9 главы 2 приложения 3 к Правилам дорожного движения, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 28 ноября 2005 г. № 551, (далее – Правила), сначала сплошной (№ 1.2), а затем прерывистой (№ 1.8) линией разметки, обозначающей границы между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части дороги (на пересечениях дорог в разных уровнях), что позволяет беспрепятственно доехать до путепровода, пересекающего платную дорогу в другом уровне и ведущего в направлении территории СЭЗ Брест.

Так же в соответствии с пунктом 45 главы 3 Положения факт проезда по расчетному сегменту устанавливается на основании информации, полученной от станции сбора платы данного расчетного сегмента, либо на основании анализа и сопоставления информации, полученной от станции сбора платы, расположенных на предшествующих и последующих расчетных сегментах, либо путем установления факта проезда уполномоченным должностным лицом ГУ «Т».

Сотрудниками ГУ «Т» не было зафиксировано ни одного случая нарушения проезда по платной дороге при пересечении транспортным средством данной дороги либо использования данного направления в качестве альтернативного.

Пользователи автомобильных дорог имеют право различными способами определять схему маршрутов проезда по автомобильным дорогам, исключая движение по платным автомобильным дорогам. Альтернативный путь не означает аналогичную автомобильную дорогу, не уступающую по категории и своим технико-эксплуатационным параметрам, платной автомобильной дороге.

От г. Бреста для проезда в направлении д. Хабы в соответствии Указом № 426 имеются различные альтернативные пути. Предложенный путь пролегает в соответствии с Законом по автомобильной дороге общего пользования, то есть предназначенной для использования любыми лицами, а соответственно могла использоваться и транспортным средством, принадлежащим ООО «Б».

ООО «Б» осуществляет коммерческие перевозки с целью получения прибыли и при планировании маршрута движения, с учетом функционирования системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республик Беларусь, руководство данного предприятия могло обратиться в компетентный орган с целью определения и разъяснения условий пользования платными дорогами, выбора альтернативного пути, что позволило бы спланировать маршрут движения и избежать нарушения правил проезда по платным дорогам.

Нарушение, зафиксированное электронной системой сбора платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь в отношении автомобиля, 4-го типа, то есть данный тип происшествия связан с низким балансом счета устройства электронной оплаты, что подтверждает наличие в автомобиле этого устройства и знание руководства ООО «Б» о необходимости его установки в транспортном средстве перед выездом на платный участок дороги.

Согласно части 2 пункта 53 главы 4 Положения, если на момент списания платы за проезд остаток средств предоплаты менее суммы, подлежащей внесению в качестве платы за проезд по данному расчетному сегменту, списание не производится, и в системе электронного сбора платы фиксируется факт неоплаты, а в соответствии с подпунктом 68.15 Положения пользователь платной дороги обязан при внесении платы за проезд в режиме предоплаты до въезда на платную дорогу убедиться в том, что внесенной суммы предоплаты достаточно для внесения платы за проезд по расчетному сегменту платной дороги, а при недостаточности указанной суммы – воздержаться от проезда по соответствующему сегменту и продолжать движение по платной дороге только после внесения недостающей суммы платы за проезд.

Правила дорожного движения устанавливают основные термины и понятия. При характеристике следует руководствоваться пунктом 2 Правил, где подпункт 2.55 определяет понятие: проезжая часть дороги – элемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств и в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, – для движения пешеходов. На приобщенной к материалам дела заинтересованным лицом схеме ясно видна возможность альтернативного проезда с пересечением платной дороги без платы. Заявитель эту возможность не использовал, а проехал по платной дороге без внесения предусмотренной платы. Данное обстоятельство им не оспаривается.

Перечень платных дорог установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2013 г. № 340 «Об утверждении Положения о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь».

Плательщиком платы за проезд является пользователь платной дороги, то есть собственник (владелец) транспортного средства или лицо, использующее платную автомобильную дорогу и принимающее непосредственное участие в дорожном движении в качестве водителя транспортного средства (подпункт 4.4 пункта 4 Указа № 426, пункт 2 Положения).

Каждый пользователь платной дороги обязан:

1) обеспечить наличие в транспортном средстве, осуществляющем движение по платной дороге, устройства электронной оплаты;

2) заключить договор пользования платной дорогой;

3) зарегистрировать транспортное средство в системе электронного сбора платы.

Обязательство по внесению платы за проезд по расчетному сегменту возникает с момента выезда транспортного средства на проезжую часть платной дороги данного сегмента.

Достаточными доказательствами факта пользования платной дорогой пользователем платной дороги являются:

– наличие информации, полученной от станции сбора платы расчетного сегмента;

– анализ и сопоставление информации, полученной от станций сбора платы, расположенных на предшествующих и последующих расчетных сегментах;

– фиксирование факта проезда уполномоченным должностным лицом Транспортной инспекции.

Согласно пункту 1 Положения о Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4.09.2002 № 1218 «О создании Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь», Транспортная инспекция является органом по обеспечению контроля за транспортной деятельностью в пределах компетенции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, установленной актами законодательства.

Транспортная инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет среди прочего контроль за соблюдением пользователями платной автомобильной дороги установленного законодательством порядка взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам.

Под неоплатой понимается происшествие, зафиксированное системой контроля оплаты либо уполномоченным должностным лицом Транспортной инспекции и состоящее в полном отсутствии платы за проезд по платной дороге или ее части.

Факт нарушения порядка оплаты системой электронного сбора платы за проезд по платным дорогам фиксируется должностным лицом Транспортной инспекции в акте. Указанный акт содержит требование о внесении платы в увеличенном размере и выполнении порядка взимания платы за проезд транспортных средств по платным дорогам.

При выявлении нарушения порядка оплаты акт с приложением квитанции направляется собственнику (владельцу) транспортного средства – резиденту Республики Беларусь.

С учетом изложенного суд не нашел оснований для удовлетворения требования заявителя.

Завершая, следует обратить внимание автолюбителей не необходимость заблаговременного планирования маршрутов передвижения транспортных средств по автодорогам и своевременного внесения оплаты при использовании платных сегментов с целью исключения повышенных расходов при совершении нарушений.

Белявский С.Ч.

судья экономического суда Гродненской области

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Один ответ

  1. Еле дочитал до конца….Но , наверное, очень полезным материал будет для тех, кто ездит по дорогам Беларуси и вынужден оплачивать их.. Как суды на практике рассмартивают такие вопросы, как неоплата…

Добавить комментарий

Популярное