Последствия управления автомобилем без зеленой карты

0
Всего просмотров:

Последствия управления автомобилем в Республике Беларусь и за рубежом (на примере Польши) без зеленой карты

Последствия управления автомобилем без зеленой карты

Аннотация

Соглашение о «Зеленой карте» устанавливает обязанность стран-участниц осуществлять контроль за наличием действительных страховых полисов по автогражданской ответственности, выданных в странах участницах.

************

В преддверии отпускной пары особую важность приобретает необходимость напомнить требования действующего страхового законодательства автовладельцам как въезжающим из-за рубежа в Республику Беларусь, так и выезжающим из Республики Беларусь за ее пределы.

В 1949 году на международной конференции автостраховщиков в Лондоне были приняты рекомендации Экономического и социального совета ООН и официально основан Совет Бюро автостраховщиков с штаб-квартирой в Лондоне. В 1951 году состоялось первое официальное Собрание Совета Бюро, на котором была одобрена модель Соглашения между национальными бюро стран-участниц системы и приняты единые стандарты для «Зелёных карт». Соглашение о «Зелёной карте» вступило в силу с 1 января 1953 года. Согласно ему страховой полис по автогражданской ответственности, выданный в любой стране – члене соглашения, действителен на территории другой страны, являющейся членом этого соглашения. Таким образом, целью Соглашения явилось упрощение порядка обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при пребывании за рубежом своего государства.

В систему входит на сегодняшний день около 50 стран. Одним из участников системы является Республика Беларусь.

Согласно пунктам 1 и 2 Приложения 1 к Сводной резолюции об облегчении международных автомобильных перевозок (СР.4), принятой Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, в каждой стране правительство официально признает одну единственную организацию, создаваемую уполномоченными страховщиками в качестве национального страхового Бюро.

Согласно пункту 4 указанной Резолюции, «Зеленая карта», действительная для посещаемой страны или посещаемых стран свидетельствует о наличии страхового покрытия ответственности перед третьими лицами, возникающей в результате дорожно-транспортных происшествий, которые вызваны водителем, проезжающим через страну. Такое страхование является обязательным. Для обеспечения исполнения названного обязательства, страны – члены соглашения приняли на себя обязательства осуществлять контроль за наличием соответствующего договора обязательного страхования «Зеленая карта» либо договора внутреннего обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств у всех прибывающих в страну и находящихся в стране автовладельцев. В Республике Беларусь, например, указанные функции возложены на Государственный пограничный комитет, Государственную автомобильную инспекцию, Транспортную инспекцию в пределах их компетенции (п.151 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530).

В соответствии с пунктом 4.2. Устава Совета Международной ассоциации национальных бюро страхования автотранспортных средств (Совет Бюро автостраховщиков) в стране Бюро, подающего заявку на вступление в Ассоциацию, обязательно должен действовать Закон об обязательном страховании ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами.

Что касается страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, то обязанность заключить подобный договор возложена на всех автовладельцев в Республике Беларусь статьями 825 и 827 ГК Республики Беларусь, а также Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530.

Согласно пунктам 171 и 172 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530, при выезде за пределы территории Республики Беларусь транспортного средства, зарегистрированного за границей, водитель обязан предъявить в пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь должностному лицу территориального органа пограничной службы страховой полис (страховое свидетельство, страховой сертификат, действительный на территории Республики Беларусь).

Если транспортное средство использовалось в дорожном движении на территории Республики Беларусь без заключения договора страхования или дольше срока его действия, то лицо, управляющее транспортным средством, привлекается к административной ответственности, при этом договор страхования не заключается.

Административная ответственность за подобное нарушение предусмотрена пунктом 4 статьи 18.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Согласно ему участие в дорожном движении в Республике Беларусь транспортного средства, зарегистрированного за ее пределами без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, имеющего силу на территории Республики Беларусь, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин, что составляет от 245 до 490 рублей на сегодняшний день.

В случае же выезда в государства – члены системы “Зеленая карта” транспортного средства, зарегистрированного в Республике Беларусь, водитель обязан предъявить в пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь должностному лицу территориального органа пограничной службы страховой сертификат, выданный белорусским страховщиком и действительный в этих государствах.

При отсутствии страхового сертификата, соответствующего требованиям, установленным в настоящем пункте, и отказе водителя заключить договор страхования “Зеленая карта” с белорусским страховщиком транспортное средство не подлежит вывозу с территории Республики Беларусь.

Административной ответственности за указанное действие не предусмотрено, ибо использование на территории Республики Беларусь автомобильных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь осуществляется при наличии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а не Зелёной карты.

Вместе с тем, если все-же транспортное средство выедет за пределы Республики Беларусь без такого договора, либо срок его действия закончится во время нахождения за пределами Республики Беларусь и не будет приобретена новая зеленая карта, схожие меры ответственности будут применены и к белорусским автовладельцам за рубежом.

В Польше, например, аналогичные функции возложены Законом от 22.05.2003 «Об обязательном страховании, Фонде Страховых Гарантий, Польском бюро страховщиков» на Пограничную таможенную службу, дорожную полицию, транспортную инспекцию, Фонд Страховых Гарантий, Инспекцию охраны окружающей среды и иные органы, уполномоченные контролировать дорожное движение.

При этом, размеры санкций установлены статьей 88 названного закона отличаются от отечественных в несколько раз.

В частности, в соответствии со статьей 88 вышеназванного Закона, размер штрафа составляет для:

  • легковых автомобилей – 2 минимальных размера оплаты труда Республики Польша (МРОТ РП);
  • грузовых автомобилей и автобусов – 3 МРОТ РП; 
  • иных автомобилей – 1/3 МРОТ РП.

Следует отметить, что названные штрафы уменьшаются с учетом длительности отсутствия договора «Зеленой карты» у автовладельца. В частности при просрочке:

  • до 3 дней – оплачивается 20% полного размера штрафа;
  • от 4 до 14 дней – 50% штрафа;
  • свыше 14 дней – 100% штрафа.

Вместе с тем, уменьшение осуществляется лишь дорожными службами при выявлении нарушения в процессе движения, а не пограничными и таможенными службами в момент выезда из Республики Польша (статья 89 выше названного Закона). Иными словами, при движении без «Зеленой карты», уплате сразу будет подлежать штраф в меньшем размере с учетом длительности ее отсутствия.

При выявлении же нарушения таможенными и пограничными службами Польши при выезде из Республики Польша, штраф уплачивается в полном размере на месте и уменьшению должностными лицами таможни, пограничной службы не подлежит.

После уплаты 100% штрафа в момент выезда за пределы Польши, часть штрафа может быть возвращена по письменному заявлению автовладельца непосредственно в Фонд страховых гарантий Республики Польша (www.ufg.pl). К письменному заявлению необходимо приложить оригинал 1 экземпляра «Зеленой карты», на основании сроков которой может быть сделан вывод о наличии страховки и периоде ее просрочки. Штраф может быть возвращен и в полном размере. В случае если автовладельцем был заключен договор «Зеленая карта» со сроком действия, включающим весь период, нахождения в Польше, даже в случае если его не было с собой (статья 10 Закона «Об обязательном страховании, Фонде Страховых Гарантий, Польском бюро страховщиков»). Подобная возможность является актуальной в случае если «Зеленая карта» была утеряна или договор перезаключен на новый срок на следующий день после истечения срока действия предыдущей зеленой карты. И в этот же день был осуществлен контроль.

Кроме того, согласно статье 94 Закона от 22.05.2003 «Об обязательном страховании, Фонде страховых гарантий, Польском бюро страховщиков», Фонд страховых гарантий по заявлению автовладельца вправе уменьшить сумму штрафа, учитывая «исключительно трудную материальную и имущественную ситуацию обязанного лица, а также его жизненную ситуацию». Фонд может освободить от оплаты штрафа в полном размере либо его части, а также предоставить льготу по уплате.

В соответствии с пунктом 4.2. Устава Совета Международной ассоциации национальных бюро страхования автотранспортных средств (Совет Бюро автостраховщиков) в стране Бюро, подающего заявку на вступление в Ассоциацию, обязательно должен действовать Закон об обязательном страховании ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами.

Размеры штрафов за отсутствие «Зеленой карты» в Польше в 2018 году.

Градация оплаты Легковые автомобили Грузовые автомобили и автобусы Иные автомобили
Просрочка более 14 дней – 100% 4 200 zł 6 300 zł 700 zł
Просрочка от 4 до 14 дней – 50% 2 100 zł 3 150 zł 350 zł
Просрочка до 3 дней – 20% 840 zł 1 260 zł 140 zł

 

Кроме того, следует обратить внимание на схожий с белорусским механизм осуществления контроля в Польше. Так, согласно статье 89 вышеназванного польского Закона, если лицо, управляющее автотранспортным средством, зарегистрированным за пределами Польши при въезде на территорию Республики Польша не представит «Зеленой карты», пограничные или таможенные органы не позволят этому транспортному средству пересечь границу (если только владелец автомашины не приобретет «Зеленую карту» прямо на границе).

Если водитель иностранного транспортного средства покидая территорию Польши не представит документ о заключении договора страхования, действительный включительно до дня выезда, пограничный или таможенный контроль не позволит пересечь данному автомобилю границу без уплаты штрафа в размере, указанном выше. В случае отсутствия денежных средств водитель должен будет оставить транспортное средство на хранении на границе.

Если водитель иностранного транспортного средства в ходе проверок на территории Польши не представит уполномоченному органу документа, подтверждающего заключение перед проверкой договора страхования «Зеленая карта», условием возврата регистрационного свидетельства, задержанного в соответствии с положениями Закона о дорожном движении Польши, также будет являться уплата штрафа в вышеназванном размере и предоставление заключенного договора «Зеленая карта».

В соответствии со статьей 11 Приложения 1 к Сводной резолюции об облегчении международных автомобильных перевозок (СР.4), принятой Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, в каждой стране, правительство которой примет настоящую рекомендацию, «Зеленые карты», составленные в соответствии с одним из образцов, упомянутых в пункте 3 выше, будут признаваться без выполнения других формальностей или уплаты сборов в качестве доказательства факта страхования, отвечающего законодательству этой страны об обязательном страховании автогражданской ответственности перед третьими лицами, в отношении транспортных средств, на которые были выданы эти «Зеленые карты».

Следует отметить что в соответствии с пунктом 7.4 внутреннего регламента (Internal Regulations) Совета Бюро «Зеленая карта», все «Зелёные карты» считаются действительными по крайней мере в течение 15 дней с даты начала их действия. В случае если карта выписана на меньший период,  Бюро, санкционировавшее выдачу такой карты, должно гарантировать страховое покрытие на срок 15 дней от начала её действия всем Бюро стран, на которые карта действует. При этом как названным Регламентом, так и Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 24.02.2010 N 5-од (в ред. от 30.04.2018) «Об утверждении форм бланков страхового свидетельства, страхового полиса, страхового сертификата», удостоверяющих заключение договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств  в форме бланка страхового сертификата, удостоверяющего заключение договора страхования «Зеленая карта» в качестве начала срока его действия указывается только конкретный календарный день. Т.е. без указания времени суток начала действия полиса.

Завершая, следует отметить, что выезжая за рубеж, следует учитывать возможные риски, принимая решение о длительности страхового покрытия с учетом как длительности поездки, так и различных форс-мажорных факторов. Кроме того, целесообразно задуматься и о наличия помимо т.н. «Зеленой карты» еще и дополнительного договора добровольного договора страхования транспортного средства, учитывая лимиты страхового покрытия, установленные в стране будущего пребывания транспортного средства.

Белявский С.Ч.
судья экономического суда Гродненской области

Лимиты страхового возмещения по «Зеленой карте»