25 июля наша страна отметила 168-летие с момента создания пожарной службы. Среди тех, кто отпраздновал это историческое событие, были сотрудники Брестского УМЧС Барановичского ГРОЧС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь – начальник ПАСЧ 3 майор внутренней службы Сергей Строчук и водитель части прапорщик внутренней службы Василий Кислый. Уже много лет в свободное от основной работы время они занимаются реставрацией ретро авто и мототехники.
ЗИЛ-157
История хобби началась несколько лет назад, когда в пожарной аварийно-спасательной части №3 восстановили автоцистерну на шасси ЗИЛ-157. Изначально это была другая серийная модель, выпущенная в 1962 году. Но со временем в Барановичах ее несколько изменили и установили насос АЦ-40. Еще в 2013 году автомобиль проходил техосмотр. А потом его эксплуатация завершилась, и он стоял мертвым грузом.
“В нашу часть автотехника попала весной 2014-го. Мы ее восстанавливали почти год. Привели раритет в хорошее состояние и поставили на ход”, – отметил Сергей Строчук.
А в январе 2015-го ко Дню спасателя возле ПАСЧ 3 соорудили постамент, на который установили данный экземпляр. Кстати, до своей нынешней стоянки автотранспортное средство доехало своим ходом
“Все делали собственными силами”, – добавил Сергей Степанович.
Со временем, с помощью местных властей территорию возле памятника облагородили и превратили в зону отдыха.
Пожарный мотоцикл П-156
После восстановления ЗИЛ-157 Сергей Строчук и Василий Кислый решили и дальше заниматься поиском и реставрацией ретро техники советского производства. И первым восстановленным экземпляром стал пожарный мотоцикл П-156.
“Любовь к технике у меня с детства. Впервые за руль мотоцикла, а это был Восход-2, отец посадил меня в 12-летнем возрасте”, – рассказал Василий Кислый.
Сейчас Василию Васильевичу 37 лет и у него есть зарубежные модели Honda и Yamaha. Но захотелось чего-то отечественного.
В интернете были найдены фотографии пожарного мотоцикла П-156 “Днепр” и различные варианты размещения на нем оборудования.
Такая мототехника выпускалась в небольших количествах и использовалась в сельской местности для тушения торфяных пожаров. В России и Украине ему установлены памятники. “Такие мотоциклы изготавливались на шасси моделей Урал и Днепр”, – уточнил начальник ПАСЧ 3.
В качестве базы взяли привезенный в 2016 году Василием из деревни от родственников гражданский мотоцикл МТ-10 “Днепр” 1980 года выпуска. У мототранспортного средства сняли коляску, и началась кропотливая работа. Мотоцикл полностью разобрали, отреставрировали все его агрегаты и вновь собрали. Сделали специальную платформу, на которой разместили оборудование в том порядке, как было удобно им самим. Пришлось долго повозиться с двигателем и, особенно, с восстановлением работы мотопомпы. Необходимые запчасти даже привозили из Каменца и из Полесья.
“В общей сложности на все ремонтно-восстановительные работы ушло порядка восьми месяцев, но зато сейчас все работает и все крутится”, – сказал Сергей Строчук.
П-156 принимал участие в различных ретро мероприятиях и слетах, где демонстрировал свои возможности: с помощью мотопомпы наполнял бассейн водой и поливал людей.
В прошлом году мотоцикл стал одной из звезд республиканского фестиваля ретро мототехники “Кола Часу”.
На сегодняшний день последним событием в “жизни” мотоветерана явилась выставка-ралли/квест “Залатая мiля”, проходившая в июле в центре экологического туризма “Станьково”.
ГАЗ-69А
Прошло три года с момента восстановления раритетного П-156, и Сергею и Василию захотелось восстановить еще что-то. Мотоцикл уже был, поэтому решили заняться автомобилем. Причем, хотели выбрать редкую модель. Они посещали различные ретро мероприятия и смотрели, какая раритетная автотехника там демонстрировалась.
“Москвичей было много, “Жигулей” и “Волг” тоже, а вот ГАЗ-69А увидели только однажды. На “газике” мы и остановили свой выбор”,– объяснил Сергей Строчук.
Нужный экземпляр искали долго и ездили по разным районам. Но, в основном, попадались такие, которые невозможно вернуть к жизни. Привлекли к поиску друзей. Один из них позвонил и сообщил, что в Турове есть подходящий “представитель” Горьковского автозавода и прислал его 20 фотографий. Туда и отправились пожарные из Барановичей, прицепив к своей машине специальный лафет для транспортировки автораритета. Автотехнику привезли 27 апреля, она была на ходу и в относительно неплохом состоянии. И уже 9 мая возила ветеранов по городу. И все же технике требовался ремонт.
“Разобрали до последнего винтика, все отпескоструили, сделали полную кузовную обработку, заварили трещины и убрали ржавчину”, – рассказал Василий Кислый.
После завершения ремонтно-восстановительного процесса ГАЗ-69А заново покрасили. В ходе реставрации удалось сохранить и привести в рабочее состояние все оригинальные узлы и детали “автоветерана”. Только заменили тормозные трубки и цилиндры на колесах на другие аналогичные.
Пришлось повозиться с главным тормозным цилиндром, расположенным под ногами у водителя. Данный агрегат потребовалось почистить и помыть.
На завершение данного проекта ушло около 8 месяцев.
Сегодня ГАЗ-69А тоже принимает участие в различных ретро слетах, а также в мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне, и парадах пожарной техники в Барановичах.
P.S. Сейчас мотоцикл П-156 и автомобиль ГАЗ-69А находятся на территории ПАСЧ 3 и хранятся под непромокаемым полотном. Сюда приходят взрослые и дети, чтобы посмотреть на уникальные модели. А Сергей Строчук и Василий Кислый уже думают о восстановлении очередного авто или мото раритета. Какого – они пока не знают сами.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и С.Строчука