В ночь с 20 на 21 мая в Минске проходила ежегодная акция “Ночь музеев”. Свое мероприятие провели и сотрудники Учреждения “Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа”. Здесь также состоялся показ восстановленного легкового автомобиля Opel Olympia, возможно, принадлежавшего Якубу Коласу.
Немного истории
Всего в разное время у Якуба Коласа было шесть автомобилей – два до начала Великой Отечественной войны и четыре после ее завершения. И первым из послевоенных стал трофейный немецкий 2-дверный хэтчбек Opel Olympia, выпущенный в 1936 году. Этот автомобиль выдали писателю как вице-президенту Академии наук БССР после его возвращения в освобожденный Минск по указанию Первого секретаря ЦК КПБ Пантелеймона Пономаренко. Автотехника эксплуатировалась в семье Мицкевичей до мая 1949-го. После чего владелец передал машину в пользование своему водителю.
История производства Opel Olympia
Opel Olympia – небольшой семейный автомобиль, который выпускался с 1935 по 1940 годы в двух версиях – сначала A с карбюраторным двигателем мощностью 24-29 л.с. Ему на смену пришел тип В с 37-сильным карбюратором. Модель была впервые показана в феврале 1935-го на Берлинской автомобильной выставке. Свое название получила в преддверии открытия Олимпийских игр 1936 года в Берлине. О принадлежности к спортивному форуму свидетельствовали значки в виде олимпийских колец и изображение “дискобола” – метателя диска.
Машина стала первой серийной автотехникой германского автопрома, имеющей стальные унифицированные корпуса (Монокок).
О представленном экземпляре
Представленный на акции “Ночь музеев” экземпляр Opel Olympia был приобретен под Минском в прошлом году внуком Якуба Коласа – Андреем Мицкевичем.На автораритете сохранилась уникальная табличка с указанием особенностей автомобилей. В частности, его типа –13237. 13 – это объем “движка” 1,3 л, а 237 – колесная база 237 см.
“В прошлом году увидел объявление о продаже данного автомобиля. И у меня и моих друзей – членов общественной организации “Наша Победа” появилась идея восстановить ретро машину как память о моем дедушке”, – объяснил Андрей Данилович.
После тщательного осмотра выяснилось, что по некоторым косвенным признакам можно предположить, что данная модель действительно принадлежала классику белорусской литературы. В частности, по составу комплектующих и имеющихся конструктивных недоработках можно было предположить, что она была одной из первых – еще доконвейерной сборки.
За свою жизнь авто несколько раз перекрашивали (а первоначальным был черный цвет). Такие особенности имелись и у автомобиля Якуба Коласа. К восстановлению уникальной продукции довоенной германской автомобильной промышленности члены Общественной организации “Наша Победа” приступили в конце апреля нынешнего года.
Андрей Мицкевич много лет дружит с реставраторами ОЗПТиТ “Наша Победа”. Они восстанавливали его ГАЗ-М20 “Победа”. Потому и на этот раз автовладелец обратился к ним.
К счастью, ретро автомобиль, хоть и находился в плохом техническом состоянии и частично в разобранном виде, но в нем сохранились многие родные узлы и агрегаты. Их привели в надлежащее состояние. Кое-что пришлось заменить, в частности, некоторые стекла. Ряд комплектующих, совпадающих с оригинальными, позаимствовали от других моделей.
“Немцу” вернули его первоначальный цвет.
Ставилась цель: показать автораритет в приглядном виде на мероприятии “Ночь музеев”. Идею поддержали работники музея.
В акции кроме самого Андрея Мицкевича, сотрудников Учреждения “Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа”, гостей мероприятия приняли участие и представители двух военно-исторических организаций.
Минский военно-исторический клуб “Потомки”, занимающийся реконструкцией событий Первой и Второй мировых войн, а также гражданской войны был создан в 2020 году.
“На данном мероприятии мы показываем быт солдат и офицеров – участников Первой мировой войны. Не все знают, что Константин Мицкевич (Якуб Колас)” в звании подпоручика принимал участие в боевых действиях в ходе этой войны”, – отметил руководитель ВИК “Потомки” Александр Суша.
Военнослужащих Красной Армии представляли реконструкторы столичного историко-патриотического общественного объединения “Будем помнить”.
“Мы официально зарегистрированная организация, которая с 2022 года занимается военно-патриотическим воспитанием детей и молодежи и принимает активное участие в различных мероприятиях этой направленности”, – рассказала председатель организации Мария Лабуцкая.
P.S. “Проект полной реставрации Opel Olympia еще не закончен. Мы показали только его начальный этап. Нам еще предстоит много сделать”, –уточнил председатель ОЗПТиТ “Наша Победа” Василий Терешко.
После завершения церемонии ретро автомобиль вернулся в гараж, где будет продолжаться его реставрация.
По словам Василия Евгеньевича, в ноябре им будет показана еще одна уникальная модель – Opel Admiral. Подобная машина с июля 1947 и до конца 1954 годов тоже принадлежала Якубу Коласу.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и В.Терешко
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Реставрация Opel Ascona – первый проект Вадима Покровского