Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Презентация танка Т-26

Просмотрено

Еще одним “железным актером” пополнился парк ходовой техники историко-культурного комплекса “Линия Сталина”. 14 января здесь прошла презентация новой модели – точной копии легкого советского танка Т-26, созданного специалистами историко-реставрационной группы самого музейного комплекса.

Презентация танка Т-26

Модель танка Т-26

К сожалению, экземпляров настоящей боевой гусеничной машины в Республике Беларусь не сохранилось. В ходе поисковых работ на территории нашей страны были найдены только отдельные его детали и агрегаты.

Несколько лет назад для фильма “Не игра” на киностудии “Беларусьфильм” изготовили деревянный неходовой макет “двадцать шестерки” в натуральную величину. 

Презентация танка Т-26

Деревянный макет танка Т-26

Из истории танка Т-26

Основой для танка послужил его британский “коллега” – 37-тонный  Vickers Mk E, который предназначался для сопровождения пехоты. Он имел классическую компоновку: отделение управления расположено в передней части корпуса, боевое – в средней части машины, силовое – в кормовой части.

Презентация танка Т-26

Танк Т-26 в экспозиции Центрального музея Вооруженных сил РФ

С момента начала производства Т-26 прошел несколько модернизаций.  Он выпускался серийно на разных предприятиях Советского Союза с 1931 по 1941 гг. Всего было выпущено 11307 экземпляров таких гусеничных машин. Перед началом Великой Отечественной войны экипаж такой бронетехники составлял три человека.

Предыстория создания музейного экземпляра

О планах создания ходовой техники Т-26 представители средств массовой информации впервые узнали в начале прошлого года на презентации, главным героем, которой стала модель другого отечественного танка Т-50. Тогда, отвечая на вопрос журналистов о дальнейших планах, исполнительный директор ИКК “Линия Сталина” Александр Метла рассказал, что его дедушка воевал на Т-26, поэтому у него возникла мечта сделать такой танк.

Презентация танка Т-26

Александр Метла

Его дед, Михаил Игнатьевич Метла, приписав себе один год, отправился на фронт добровольцем. Он попал в танковые войска и стал механиком-водителем Т-26. В 1943- м в первом своем бою под Ленинградом был ранен и в дальнейшем воевал уже на другой бронетехнике.

Презентация танка Т-26

Михаил Игнатьевич Метла

22 июня 1941-го под Белостоком во время выполнения боевого задания получил ранение командир танка Т-26 Николай Александрович Проказов.

Презентация танка Т-26

Николай Александрович Проказов

“Дед с экипажем получил приказ  охранять мост. От взрыва бомбы, сброшенной с немецкого самолета, у танка оторвало башню. Она отлетела на несколько метров. Вместе с ней полетел мой дедушка и упал в речку”, – сказал внук танкиста – сотрудник ИКК “Линия Сталина”, фотограф и писатель Борис Проказов.

Презентация танка Т-26

Борис Проказов

Выбравшись на берег, фронтовик несколько дней шел на восток, чтобы дойти до линии фронта. Но сделать это не удалось, и он тогда организовал партизанский отряд.      

“Танк будет сделан полностью с нуля.  На этот раз никакой модели в качестве базовой брать не будем. Очень сложно будет сделать ходовую часть. Это самая трудоемкая работа”, – говорил год назад  сотрудник историко-реставрационной группы Александр Микалуцкий.

Презентация танка Т-26

Александр Микалуцкий

“Башня и 45-мм пушка есть оригинальные. Осталось сделать корпус танка”, – добавил другой реставратор Владимир Якушев. 

Презентация танка Т-26

Оригинальная башня от танка Т-26

Презентация танка Т-26

Оригинальное орудие для танка Т-26

Презентация танка Т-26

Владиир Якушев

 Создание ходовой модели Т-26

Данная модель танка соответствует модификации 1934 года. В качестве основной документации при создании модели  использовалась найденная в интернете книга с подробным описанием конструкции танка и отдельных его деталей. В соответствии с документацией для изготовления корпуса гусеничной машины были предварительно вырезаны несколько стальных листов толщиной от 8 до 10 мм, которые сварили друг с другом. 

При создании ходовой части большую помощь реставраторам оказали ООО “БМЕ-Дизель”, ЗАО “МАЗ-МАН” и филиал “Трамвайный парк»  Коммунального транспортного унитарного предприятия “Минсктранс”.

Гусеницы были взяты от БМД-1, а вот катки самодельные. Их работники ИКК “Линия Сталина” точили сами из болванок в соответствии с имеющейся документацией. Два задних колеса с небольшими изменениями взяты от БМП-1. Ведущие сделаны с нуля. 

Презентация танка Т-26

Ходовая часть танка Т-26

Презентация танка Т-26

Одно из колес

Внутренняя планировка соответствует оригинальной. Сидения для наводчика и заряжающего делались с нуля по образцу танка БТ-7, имеющегося в музейном комплексе, а для механик-водителя использовались механизмы от УАЗ “Хантер” и  армейского тягача АТЛ.  

От “Хантера” также установлены двигатель и коробка передач, переданные сотрудниками Министерства внутренних дел Республики Беларусь. 

Презентация танка Т-26

Силовая установка танка Т-26

“Пушку вмонтировали в башню, а механизмы подъема и опускания ствола, его повороты и пр. устройства делали сами”, – рассказал Владимир Якушев.  

Презентация танка Т-26

Создатели модели танка Т-26 Александр Микалуцкий, Владимир Якушев с сыновьями Алексеем и Максимом

На танке также установлены и настоящие катки, пулеметное яблоко и фрагменты гусеницы, пожертвованные семьей Жирковых из Минска. 

Презентация танка Т-26

Оригинальные катки танка Т-26

Презентация танка Т-26

Людмила и Сергей Жирковы

Презентация танка Т-26

Траки танка Т-26

“Летом, собирая грибы, мы совершенно случайно обнаружили это элементы конструкции танка Т-26.  После чего передали наши находки в музей”, – объяснил Сергей Жирков.  

Первая реконструкция Т-26 

Презентация танка Т-26

Танк Т-26 на исходной позиции перед началом реконстирукции

Свои боевые и ходовые возможности новая модель продемонстрировала в первой своей специально организованной для данного мероприятия военно-исторической реконструкции. Она воспроизводила события Калинковичско-Мозырской операции, проведенной Красной Армией в январе 1944-го. Тогда были освобождены белорусские города Мозырь и Калинковичи. А в Москве прошел артиллерийский салют в честь победы.

Презентация танка Т-26

Танк Т-26 с пехотой на борту

Презентация танка Т-26

Танк Т-26 ведет бой

Презентация танка Т-26

Загрузка боекомплекта в танк Т-26

Презентация танка Т-26

Танк Т-26 на поле боя

В минувшую субботу, 14 января, собравшиеся на главной трибуне ИКК “Линия Сталина” увидели 20-минутную постановку в четырех действиях с участием около сотни белорусских и российских реконструкторов и шесть единиц ходовой техники музейного комплекса. Вместе с главным героем дня, танком Т-26, управлял которым Владимир Якушев, в сражении также участвовали с немецкой стороны – танки Pz-III и Pz-38, а также бронеавтомобиль  SdKfz.222.  А с советской – танк Т-50 и грузовой автомобиль ЗИС-5.

Презентация танка Т-26

Владиир Якушев — механик-водитель танка Т-26

Презентация танка Т-26

Завершение реконструкции

Презентация танка Т-26

Советский грузовой автомобиль ЗИС-5

Презентация танка Т-26

Советский танк Т-50

Презентация танка Т-26

Немецкий бронеавтомобиль SdKfz.222

Презентация танка Т-26

Немецкий танк Pz-38

Презентация танка Т-26

Немецкий танк Pz-III

Пресс-конференция 

После завершения запланированных программой мероприятий боевых действий для представителей СМИ состоялась пресс-конференция с участием исполнительного директора ИКК “Линия Сталина”, сотрудников историко-реставрационной группы, руководителей организаций и частных лиц, оказавших помощь реставраторам в процессе создания танка.

Презентация танка Т-26

Участники пресс-конференции

Александр Метла отметил: “Несмотря на то, что практически все танки Т-26 были уничтожены в боях в1941-1942 гг., некоторые из них все же сохранились и участвовали в сражениях более позднего периода войны и использовались, в частности, во время проведения разведки ”.

Взяв за основу Калинковичско-Мозырскую операцию, на реконструкции  были воспроизведены фрагменты боев во время проведения разведки.

Собравшиеся отметили важность сохранения живой истории для нынешнего и будущих поколений нашей страны

P.S. Планируется, что официальный дебют танка Т-26 состоится на открытии сезона в феврале на военно-исторической реконструкции, посвященной “Дню защитника Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь”.  

Следующим проектом историко-реставрационной группы должно стать создание второго экземпляра немецкого штурмового орудия Sturmgeschutz . Но в отличие от первого – с рубкой с короткой пушкой, новое оснастят длиноствольной.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора, Б.Проказова ИКК “Линия Сталина” и из семейных архивов А.Метлы и Б.Проказова

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram