На протяжении нескольких десятилетий Горьковский (ныне Нижегородский) автомобильный завод выпускал грузовик ГАЗ-51, а потом его модификацию – ГАЗ-51А. Эти машины были весьма популярны и использовались в качестве базы для установки на них различных спецнадстроек. Некоторые из них и сейчас можно увидеть на наших дорогах.
Но пришло время, и по объективным причинам «пятьдесят первые» сняли с производства. На смену им пришли более прогрессивные машины – «пятьдесят третьи».
ПЕРЕХОДНЫЕ МОДЕЛИ
Но прежде, чем «пятьдесят третьи газоны» заняли свое законное место, пришлось создать переходные модели между предыдущим поколением и последующим. Так появился 3-тонный грузовик ГАЗ-53Ф с
деревянной платформой колесной формулы 4х2 со стандартной общей компоновкой. В нем обновили большинство узлов и агрегатов. В наследство от ГАЗ-51А он получил форсированный 82-сильный карбюраторный четырехтактный шестицилиндровый нижнеклапанный двигатель, а также мосты и рулевой механизм. Но главным отличием от предшественника стала новая двухместная цельнометаллическая кабина. Повысились также эксплуатационные показатели, надежность и долговечность, улучшились условия труда для водителя. Его первый производственный образец заводчане изготовили в сентябре 1961 года. А 14 октября на Горьковском автозаводе собрали их первую партию. Это был трудовой подарок коллектива к XX съезду КПСС.
Серийное производство ГАЗ-53Ф началось в марте 1962 года. Их сборка производилась на новой конвейерной линии, которая находилась во вновь созданном пристрое к главному конвейеру. Это был цех, длиной почти 250 м.
Машина изготавливалась автозаводом до 1967 года.
Кроме ГАЗ-53Ф горьковчане сконструировали еще одну переходную 2-осную модель – ГАЗ-53 грузоподъемностью 3 т. Для него тоже использовались детали и механизмы от «пятьдесят первого». Но оснастили этот грузовик другим более прогрессивным и современным мотором – V-образным 8-цилиндровым карбюратором ЗМЗ-53 с алюминиевыми головками мощностью в 115 л.с. производства
Заволжского моторного завода. Машина выпускалась с 1964 по 1965 год.
ГАЗ-53А
После проверки всех технических решений и проведения необходимых испытаний россияне пришли к окончательному варианту базового автомобиля, получившего индекс ГАЗ-53А. Грузовик предназначался для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети Советского Союза.
Эта почти 6,5-метровая машина собственной массой 3250 кг, рассчитанная на перевозку 4 т грузов, имела деревянную грузовую платформу площадью 8,12 кв. м с металлическим основанием и тремя открывающимися бортами. Она оснащалась тем же двигателем, что и ГАЗ-53 и могла буксировать 4-тонный прицеп. Максимальная скорость автотранспортного средства достигала 86 км/ч. На нем установили новую раму, 4-ступенчатую коробку с синхронизаторами, телескопические гидроамортизаторы и другие новшества. Впервые для серийной автотехники использовалась гипоидная главная передача.
ГАЗ-53А трижды получал престижную награду страны «Знак качества».
Серийное производство автомобиля началось в июне 1965 года, когда первая партия таких грузовиков сошла с конвейера, и продолжалось до 1982 г. Ему на смену пришел ГАЗ-53-12 грузоподъемностью 4,5 т.
Производство «пятьдесят третьего» семейства завершилось в 1992 году. За все время ГАЗ выпустил 3 336 286 единиц такой автотехники.
На основе данного «газона» выпускалось около сорока различных модификаций, предназначенных для самых различных целей. Это седельный тягач ГА-53П, газобаллонный ГАЗ-53-07, экспортный ГАЗ-53-70, экспортный тропический ГАЗ-53-50. А также был создан целый ряд автошасси для автобусов ГАЗ-53-40, для специализированных автомобилей ГАЗ-53-11 и др.
На выставке «Автотопром-84», проходившей в Москве, посетители увидели грузовик ГАЗ-53-27 с восьмицилиндровым двигателем, который работал на сжатом природном газе. Он был тяжелее ГАЗ-53-12 на 500 кг и на столько же меньше грузоподъемностью. Мощность двигателя у него составляла 100 л.с., а моторесурс увеличился в 1,5 раза по сравнению с обычными.
Выпускала отечественная автопромышленность и ГАЗ-53-07, использовавший в качестве топлива сжиженный пропанобутановый газ. Он оснащался ярко-красным баллоном, который подвешивался вдоль левого лонжерона рамы.
В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
ГАЗ-53А широко использовались в народном хозяйстве Советского Союза. Многие из них работали в сельском хозяйстве, перевозили значительную часть грузов. Однако большая часть последних была навалочными. Поэтому аграрному сектору страны требовались специализированные машины для их транспортировки и разгрузки с самосвальными кузовами. Для этих целей автозаводцы изготовили шасси ГАЗ-53-02, послужившее базой для нескольких моделей самосвалов. Наиболее известным из них стал ГАЗ-САЗ-53Б снаряженной массой 3750 кг грузоподъемностью 3,5 т с трехсторонней разгрузкой кузова с надставными бортами объемом 9 куб. м. Его модель, получившую вначале индекс ГАЗ-53Б, разработали горьковчане. А потом производство передали на Саранский завод автосамосвалов, где он и получил окончательное название и конструкцию. Автошасси поставлялись сюда с ГАЗа, а самосвальное оборудование на них устанавливалось в Мордовии.
Еще один самосвал на том же автошасси САЗ-3502 собирали на Фрунзенском (Бишкекском) автосборочном заводе. Он представлял собой машину грузоподъемностью 3200 кг с разгрузкой назад с предварительным подъемом платформы и объемом цельнометаллического кузова с надставными бортами 6,7 куб. м. Ее масса в снаряженном состоянии составляла 4030 кг. Он использовался для загрузки бункеров посадочных машин, разбрасывателей удобрений и другой сельхозтехники с погрузочной высотой бункеров до 2100 мм.
Оба автомобиля развивали скорость до 85 км /ч.
АВТОСПЕЦТЕХНИКА
На базе автомобилей семейства ГАЗ-53 выпускался целый ряд специализированных машин. Так Каспийский машиностроительный завод с 1976 года на шасси ГАЗ-53А выпускал автомобиль-фургон с грузоподъемным бортом ГЗСА-3721 для перевозки и механизированной погрузки грузов на поддонах и в контейнерах вместимостью 3 т. На нем же целый ряд моделей для кино изготавливал завод «Кинотехника», расположенный в городе Чернигове.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
В статье использованы материалы периодической печати и архивы автора.
Фото автора.