В начале 2022 года российские кинематографисты приступят к съемкам очередного фильма, посвященного событиям Великой Отечественной войны. Съемки будут проходить у нас в Беларуси. Для предстоящего кинопроцесса свои ретро автомобили готовится представить председатель минской общественной организации “Общество защиты памятников транспорта и техники “Наша Победа” Василий Терешко.
“Так получается, что если техника немецкого вермахта представлена в таких фильмах довольно разнообразно, то отечественная всего несколькими моделями”, – рассказал Василий Терешко.
Автотранспорт Красной Армии всегда представляют автомобили, выпускавшиеся на автозаводах в Горьком (ГАЗ) и в Москве (ЗИС). А ведь было еще одно предприятие – Ярославский автомобильный завод. Поэтому и решил Василий Евгеньевич изготовить реплику одного из них – грузовика ЯГ-6.
На 20 июня 1941 года на вооружении РККА находилось 1600 таких автотранспортных средств.
История ЯГ-6
Производство 2-осного бортового автомобиля ЯГ-6 в Ярославле началось в 1936 году. Он имел грузоподъемность от 3,5 (при движении по грунту) и до 5 т (по шоссе) и оснащался 73-сильным карбюраторным 6-цилиндровым двигателем ЗИС-5.
Выпуск продолжался до 1943 года, пока автопредприятие не переориентировали на изготовление другой продукции – гусеничных артиллерийских тягачей. Всего было построено 8075 единиц такой автотехники.
Подготовка необходимой документации
Несколько лет назад Василий Терешко в журнале “Моделист-конструктор” нашел чертежи на грузовик ЯГ-6, выполненные для моделистов в масштабе 1/43.
“Для изготовления реплики автомобиля этого, к сожалению, оказалось мало. Нужны были более точные чертежи”, – объяснил Василий Евгеньевич.
До нашего времени сохранилось всего несколько единиц “ярославцев” разной комплектации. Один из них – 2-местная автоцистерна, созданная на шасси ЯГ-6, является экспонатом военно-технического музея, расположенного в 40 км от Москвы в селе Ивановское. Поэтому в конце прошлого года сюда специально приезжал постоянный помощник и коллега Василия – реставратор Вадим Здоровенов, который на этом реальном автомобиле сделал все необходимые замеры для разработки более точной чертежной документации, необходимой для изготовления будущей реплики.
ГАЗ-52 – автомобиль для переделки
В коллекции председателя ОЗПТТ “Наша Победа” находится несколько моделей грузовиков производства Горьковского автомобильного завода различного назначения. Один из них – бортовой автомобиль ГАЗ-52, выпущенный в 1970 году, послужит базой для ЯГ-6. Он был куплен в 2012-м в одной из деревень Минской области в относительно неплохом состоянии. Поэтому после проведения небольших по объему профилактических работ машина отправилась в Витебск, где приняла участие в съемках своего первого художественного фильма “Шагал — Малевич”, который снимал в нашей стране российский режиссер Александр Митта.
Данный кинопроект мог стать и последним для начинающего “актера”. У него вышел из строя двигатель. Автотехнику решили продать. Но, к счастью, продавец и покупатель не сошлись в цене. В результате на сцепке с ГАЗ-51 ГАЗ-52 привезли на дачу в Крыжовку, где автомобиль стоял до покупки нового мотора. И после замены “железного” сердца кинокарьера 52-го “ГАЗона” продолжилась.
Создание реплики ЯГ-6
“В качестве базы я взял ГАЗ-52, потому что его база ненамного отличается от базы ЯГ-6”, – отметил Василий Терешко.
Основные изменения коснутся кабины. Будет сделана другая конструкция. От старой останутся руль, все приборы и подушки сидений. Основную же их часть возьмут от грузовика ЗИЛ-130.
Реставраторы также планирует сместить назад задние рессоры и задний мост. Что касается кузовов, то они почти полностью совпадают у обеих моделей. Готовое изделие покрасят в зеленый цвет.
К работе будет привлечен конструктор военной техники Виктор Юденок. Он уже участвовал в одном из предыдущих проектов Василия Терешко и Вадима Здоровенова по созданию советского бронеавтомобиля БА-20 для фильма белорусского режиссёра Дениса Скворцова “Днепровский рубеж”.
P.S. Впрочем, изготовление реплики ЯГ-6 – это пока еще только проект. А осуществится он или нет, покажет время. Но если не получится сделать задуманное сейчас, Василий Терешко надеется, что со временем все же обязательно изготовит ЯГ-6. Востребованность в таком автомобиле у кинематографистов есть.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора, В.Терешко и Д.Гладкого
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Драма “Праведник”