Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Главная Журнал АвтодайджестЭксклюзив Психологическая подготовка водителя в автошколах — необходимость!

Психологическая подготовка водителя в автошколах — необходимость!

1545 Просмотров

«Психологическая подготовка учащихся автошкол как необходимое условие повышения   качества  обучения и безопасности дорожного движения»

Психологическая подготовка водителя в автошколах - необходимость!

Любой водитель с большим опытом вождения скажет, что психология — важнейшая составляющая еще на стадии подготовки водителя. Эту тему пытается «поднять» на протяжении многих лет магистр педагогических наук, психолог Виктор Мазуркевич. Предлагаем к обсуждению его материал, который не оставит равнодушными тех, кто сегодня готовит водителей и отвечает за безопасность на дорогах.

(прим. редакции

Резюме

Изучение и применение психологических подходов необходимо на самых первых этапах обучения человека водительскому мастерству. Чтобы научиться водить автомобиль недостаточно изучить правила дорожного движения и освоить техники вождения автомобиля в различных дорожных и погодных условиях. Научиться водить автомобиль –  значит, приобрести новые психофизиологические качества, новые привычки, новую культуру, изменить свой образ жизни, осознать меру своей ответственности, своей человеческой и социальной зрелости. Без серьезной психологической подготовки с применением новейших эффективных психотехнологий невозможно привить учащемуся автошколы понимание необходимости сделать все возможное для обеспечения безопасного вождения. Формирование мотивации на максимально серьезное и ответственное обучение, создание внутренней психологической установки на получение удовольствия от безопасного, культурного вождения, экономичного и эффективного использования автомобиля, вежливого, тактичного отношения к другим участникам дорожного движения,  —  вот основные задачи практической психологической работы с учащимися автошкол.

Обзор мер психологического характера, применяемых при подготовке водителей транспортных средств

Изучению и практическому применению автотранспортной психологии придается всё большее значение во всем мире. Психология дорожного движения (англ. Traffic psychology) и (нем. Verkehrspsychologie) — это психологическая дисциплина, в рамках которой изучаются взаимосвязи между поведением участников дорожно-транспортной среды и психическими процессами, которые это поведение обусловливают. Основной целью психологии дорожного движения является привлечение теоретических представлений психологии для улучшения передвижения и мобильности людей с помощью разработки и применения различных мер, предотвращающих дорожно-транспортные происшествия, а также формирование поведения участников (согласно правилам дорожного движения) через их обучение и мотивацию. Изучаются факторы таких психических процессов как внимание, память, прогнозирование, стресс, усталость, влияние отвлекающих раздражителей, а также второстепенных задач (например, разговоры по мобильному телефону) на понимание и исследование процесса управления транспортным средством. Кроме того, практические наработки психологии дорожного движения используются для различных образовательных кампаний в области дорожной безопасности, а также терапевтических и реабилитационных программ.

В дополнение к исследованиям поведения, исследования дорожно-транспортного происшествия также находится в «предметном поле» психологии дорожного движения. Так, рассматриваются приемы и способы управления транспортным средством, индивидуальные различия, личностные и характерологические особенности, ограничения возможностей здоровья, как водителя, включая его восприятие информации и его реакции на дороге, так и пешехода, причины его уязвимости. Исследование дорожно-транспортных происшествий позволяет понять их причины и способствует профилактике возникновения аварий.

В некоторых европейских государствах при организациях, осуществляющих подготовку водителей, существуют курсы психологической адаптации, посещаемые кандидатами в водители факультативно. Всё чаще элементы психологической подготовки учащихся включаются в учебные программы. Например, в Латвии в 2016 году теоретическое обучение дополнено новыми темами — прогнозированием опасных ситуаций, оценкой рисков, обеспечением безопасности менее защищенных участников движения. В литовских автошколах целый урок посвящен агрессивному вождению и методам снижения агрессивности у водителей. Для мастеров по вождению психологи проводят семинары, на которых обучают методам снятия стресса. Такие же семинары планируется проводить и с учащимися. В Голландии перед сдачей экзамена инструктор, ученик и экзаменатор  около получаса разговаривают на вольные темы. Это позволяет убрать ненужное волнение и спокойнее приступить к вождению.

В Российской Федерации в августе 2014 Министерство юстиции утвердило новую программу подготовки водителей, разработанную Министерством образования и науки. В этой программе предусмотрен отдельный предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя», занятия по которому проводят дипломированные психологи. Основой предмета является автотранспортная психология – научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и автомобильной техники…в системе «водитель-автомобиль-дорога-среда». В России издан учебник по автотранспортной психологии, разработаны методические рекомендации по проведению занятий в автошколах, студенты-психологи на занятиях в ВУЗах выполняют практикумы и лабораторные работы по темам «Саморегуляция и профилактика конфликтов», «Этические основы деятельности водителя», «Тест на склонность к рискованному поведению» и другие. Аналогичные работы  активно ведутся в Казахстане и Киргизии.

В единых программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств, утвержденных постановлением Министерства транспорта  и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2014 г. № 41 имеются темы «Основы психофизиологии труда водителя» и «Этика поведения водителя автомобиля» в объеме 4 часа каждая. Эти темы входят в состав предмета «Основы управления транспортным средством и безопасность движения», занятия по которому (согласно Государственному стандарту Республики Беларусь СТБ 2191.1-2011 «Услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств») «должны проводиться преподавателями, имеющими высшее техническое или среднее специальное техническое образование.  Допускается проведение занятий… преподавателями, имеющими высшее юридическое или высшее педагогическое образование». Нормативные правовые акты Республики Беларусь не предусматривают проведение занятий по данным темам психологами, подготовка преподавателей автошкол по данным темам проводится формально, и не специалистами в области автотранспортной психологии, а преподавателями общей или социальной психологии, не имеющими опыта работы в автошколах. В результате преподаватели автошкол не получают представления о правильной организации учебного процесса по данным темам и не осознают их необходимости, занятия по этим темам не проводятся, и зачастую учащиеся автошкол даже не подозревают, что они есть в программе. Между тем, программа включает в себя такие очень важные для будущего водителя вопросы, как «Индивидуальные психофизиологические качества водителя… Прогнозирование дорожно-транспортной обстановки. Понятие о реакции водителя… Приемы самоконтроля и регулирования психофизиологического состояния. Стрессовые ситуации. Влияние неблагоприятных факторов на психофизиологические качества водителя. Опасность конфликтного поведения на дороге. Психологические и физиологические приемы подавления негативного состояния, методы предотвращения конфликтов» и многие другие. К сожалению, при введении данных тем в программу подготовки водителей не было предусмотрено проведение занятий по данным темам психологами, а научно-исследовательская работа в области автотранспортной психологии применительно к подготовке водителей в Республике Беларусь в связи с отсутствием заинтересованности и заказа со стороны Минтранса не проводится вообще.

Пути решения проблемы

Кардинально решить проблему в части психологической подготовки будущих водителей можно путем выделения тем «Основы психофизиологии труда водителя» и «Этика поведения водителя автомобиля» из предмета «Основы управления транспортным средством и безопасность движения» в отдельный предмет, занятия по которому будут проводить дипломированные психологи, прошедшие курс переподготовки по соответствующей программе. При этом объем теоретических занятий не увеличится, следовательно, не изменятся ни общее время, ни стоимость обучения. За основу предлагаю принять разработанную мной программу «Психология и культура дорожного движения» в объеме 8 учебных часов, включающую в себя три темы – «Психофизиология труда водителя», «Психология безопасного вождения» и «Культура дорожного движения». Занятия  по данной программе проводились в группах автошкол факультативно в течение десяти лет, и на сегодняшний день курс психологической подготовки будущих водителей является оптимальным по объему и содержанию  материала. Занятия проводятся в форме тренинга, который представляет собой ознакомление учащихся с принципами работы нервной системы человека в процессе водительской деятельности на конкретных примерах дорожных ситуаций, несколько тестов и интерпретацию их результатов, практические рекомендации по развитию индивидуальных психофизиологических качеств, ознакомление с приемами психологической саморегуляции  и практическую отработку этих приемов и многое другое.    

Возможности предлагаемой программы

По результатам опроса учащихся автошкол от 30 до 50 процентов учащихся  не имеют перспектив в ближайшее после получения водительского удостоверения время сесть за руль автомобиля. Отсюда их низкая мотивация на достижение результата и недостаточно серьезное отношение к учебе.

Во время обучения учащиеся, особенно женщины, находятся в состоянии стресса, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, как психического, так и физического, а ведь это – здоровье самых активных, трудоспособных и перспективных членов нашего общества.

Задачами психолога, проводящего занятия в группе, будет исследование мотивов, приводящих учащихся в автошколу, поиск и нейтрализация побочных эффектов, и, как следствие, повышение мотивации и настройка учащихся на серьезное отношение к учебе. Психолог должен также объяснить действие психических механизмов, проявляющихся в процессе водительской деятельности, и дать конкретные рекомендации по развитию необходимых водителю психофизиологических качеств; объяснить причины, приводящие к агрессивности на дороге, и предложить меры по ее снижению, а также обучить простейшим приемам психической саморегуляции. Работа психолога должна способствовать формированию у учащихся автошкол осознанного стремления соблюдать правила дорожного движения и заботиться в первую очередь о безопасности на дороге. Результатом работы психолога будет не только помощь в снижении уровня стресса у учащихся автошкол, но и формирование у них спокойного, уверенного и безопасного стиля вождения, что является необходимым условием для снижения числа дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, психолог может проводить отдельные семинары по автотранспортной психологии для преподавателей и мастеров производственного обучения, что повысит качество их работы.

Практическая психологическая работа с учащимися автошкол позволяет повысить процент сдачи экзаменов в ГАИ с первого раза (а на сегодняшний день – это основной критерий, по которому судят о качестве работы автошколы) в 2,5 – 3 раза, а при индивидуальной работе дает стопроцентный результат.

В свою очередь, психологу эта работа может быть интересна тем, что, нарабатывая бесценный практический опыт преподавательской и тренерской деятельности, он в то же время получит возможность зарекомендовать себя специалистом в области практической психологии, оказывая индивидуальную помощь желающим из состава групп в автошколах. Это повысит престиж психологии, как прикладной дисциплины и будет способствовать психическому оздоровлению населения.

Пути внедрения программы

Согласно письму Министерства транспорта и коммуникаций от 20.12.2016 г. № 16-10/М-1053-(0)-0/963  «В 2017 году Белорусским научно-исследовательским институтом транспорта «Транстехника»… планируется проведение анализа системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств»… По результатам данной работы будет принято решение о необходимости внесения изменений и дополнений в технические нормативные правовые акты, регламентирующие работу организаций, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей механических транспортных средств. В связи с этим я предлагаю:

  1. Внести изменения в единые программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств… утвержденные постановлением Минтранса от 04.12.2014 г. № 41. Изменения должны состоять в исключении тем «Основы психофизиологии труда водителя» и «Этика поведения водителя автомобиля» в объеме 4 академических часа каждая из предмета «Основы управления транспортным средством и безопасность движения». Вопросы, входящие в эти темы — с необходимыми доработками – будут рассматриваться в новом предмете «Психология и культура дорожного движения» в объеме 8 академических часов. Предусмотреть проведение занятий по данному предмету в два этапа с учетом различных психологических состояний учащихся автошкол на разных стадиях обучения вождению. Первую тему – «Психофизиология труда водителя» в объеме 4 академических часа — нужно проработать спустя месяц после начала обучения, после изучения определенных разделов Правил дорожного движения. Занятия по второй и третьей темам – «Психология безопасного вождения» и «Культура дорожного движения» в объеме 2 часа каждая — следует проводить сразу после начала отработки учащимися автошколы вождения автомобиля по городу. Как показывает опыт, такой порядок проведения занятий по данному предмету является оптимальным для достижения поставленных целей.
  2. Внести изменение в пункт 6.7. СТБ 2191.1-2011 «Услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств. Часть 1. Основные требования» следующего содержания: «Занятия по теме «Психология и культура дорожного движения» должны проводиться преподавателями, имеющими высшее психологическое образование. Преподаватели должны пройти повышение квалификации по соответствующей программе и иметь соответствующее свидетельство». Найти и подготовить психологов для работы в автошколах не составит проблем. Согласно данным, полученным в Министерстве образования, ВУЗы Беларуси ежегодно выпускают от 450 до 500 специалистов с базовым психологическим образованием, что примерно соответствует количеству автошкол. Кроме того, психологов готовят магистратуры и курсы переподготовки. Часто психологи не могут трудоустроиться по специальности, а работающие психологи имеют желание и время для дополнительной подработки. С учетом нагрузки – 8 часов на группу – один психолог может сотрудничать с двумя-тремя автошколами. Автошколе достаточно дать объявление о приглашении на работу психолога, а затем откомандировать его на курсы повышения квалификации, которые можно проводить на базе учебного отдела БелНИИТ «Транстехника». Кроме того, аналогичные курсы на хозрасчетной основе готовы проводить на кафедре психологии Республиканского института высшей школы. Стоимость обучения психолога для работы в автошколе по программе «Психология и культура дорожного движения» в объеме 20 академических часов (двухдневный семинар по 10 академических часов) будет составлять 160-200 рублей (включая налоги). Можно организовывать обучение и на выезде — в областных центрах. Количество психологов, одновременно обучающихся на курсах переподготовки, будет ограничено только размером предоставленного для этого помещения. Таким образом, подготовить психологов для автошкол Беларуси можно в самые кратчайшие сроки. Кроме того, не исключено, что за получением образовательной услуги по данной программе будут обращаться граждане других государств, что принесет организациям, осуществляющим обучение, и государству в целом дополнительный доход.

Решение поднятых в данной аналитической записке вопросов позволит ликвидировать отставание отечественной психологической науки и практики в области психологии дорожного движения от мирового уровня. Кроме того, в будущем возможно создание Белорусской ассоциации автотранспортных психологов под эгидой УГАИ МВД для  проведения регулярных семинаров по обмену опытом, сотрудничества автотранспортных психологов с отделами агитации и пропаганды управлений ГАИ  для организации более эффективных акций по безопасности дорожного движения и других мероприятий.

В.С.Мазуркевич
Магистр педагогических наук, психолог
В.С.Мазуркевич

Тел. (+375) 29 6597927
(+375) 29 5782780

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk
0 комментарий

Вам так же понравится

Оставить комментарий