Путь к победе от Александра Цедрика

0

Интервью с Александром Цедриком – победителем чемпионата по скоростному маневрированию 2018 г. 

Путь к победе от Александра Цедрика

Легко ли добиться успеха в автоспорте и что для этого нужно? Попробуем дать ответ на эти вопросы с помощью лучшего пилота 2018 года в скоростном маневрировании, лидера команды «Nakayama Team» – Александра Цедрика. Он блестяще провел сезон 2018 года, выиграв в личном зачете Кубок «Виртуозов руля» и чемпионата по скоростному маневрированию, проходившего в рамках республиканской акции «Спортсмены – за безопасность дорожного движения». Кроме того, он вместе с братом Евгением выиграл и командный зачет! Таким образом, в этом году он смог достигнуть максимального успеха за сезон. Поэтому интерес к его мнению особенный.

Александр заехал в редакцию «Автодайджеста», где и удалось у него узнать его секреты мастерства.

промоутеры "Nakayama Team"
В этом году весь сезон команду”Nakayama Team” сопровождали промоутеры

В каком году ты начал заниматься автоспортом и почему ты пришел в этот вид спорта?

– Впервые я принял участие в соревнованиях в 2009 году. Это было «Зимнее танго». Я тогда приехал соревноваться на Пежо 306. А уже в 2010 году я отъездил весь летний сезон на этом автомобиле, заняв 1-ое место в своем классе и 3-е в абсолюте. Машина тогда довольно часто ломалась, но результат был. Я с первого своего года участия объехал своего основного конкурента – Дмитрия Баркана, с которым боремся и по сей день.

Александр Цедрик
Александр Цедрик одерживает очередную победу

Откуда такой талант? Или ранее занимался картингом?

До 2009 года приезжал посмотреть соревнования, которые проводились на авторынке в Малиновке, у Стелы, участвовал в нелегальных соревнованиях, когда еще была Мазда. Мне понравилось, и я втянулся потом… Мне было 23 года. По образованию я инженер – радиоэлектроники и техник-электромеханик. Это мне помогало в подготовке автомобиля. Но больше мне помогал сам интерес к дисциплине, ведь сегодня все можно найти в интернете.

Александр Цедрик
Александр Цедрик снова первый!

В каком году ты сменил Пежо 306 на Пежо 205? Со сменой машины победы стали даваться легче?

– Пежо 205 появилось в 2014 году, и я сразу стал практически недосягаем для соперников. Но машина была еще «сырой» и приходилось ее дорабатывать по ходу сезона. В 2014 году мы с братом Евгением выиграли все соревнования, проходившие в рамках акции «Спортсмены – за безопасность дорожного движения», выступая на одном автомобиле. Полтора года назад мы построили еще один такой же Пежо 205, которым управляет брат Евгений. На этих машинах мы практически всегда, если нет технических сходов, среди призеров или победителей.

Евгений Цедрик с промоутерами
Евгений Цедрик с промоутерами

Брат Евгений пришел немного позже в автоспорт и появился он на Ситроене… Его появление случайно, или благодаря твоим выступлениям?

– Да, фактически на аналоге Пежо 306, но без доработок. Его это тоже увлекло, но больших успехов у него сразу не было. Опыт эксплуатации Пежо 306 для нас не прошел даром, мы поняли, что для побед нужен другой автомобиль и стали искать дизельный вариант, так как он позволял проводить серьезные доработки, благодаря своей конструкции. Мотор ставился другой…

Команда Nakayama Team на построении
Команда Nakayama Team на построении

Сегодня большинство твоих соперников заявляет, что бороться с Пежо 205 практически нереально. Неоднократный чемпион Беларуси Алексей Шендюков высказывается, что вас с братом объехать чрезвычайно сложно, автомобиль прекрасно сбалансирован, а при этом еще вы с братом отличные пилоты. А ведь у вас далеко не самый мощный автомобиль. В чем секрет твоего успеха?

Я считаю, что у хорошего пилота должен быть отлично подготовленный автомобиль. На одном мастерстве победить не удастся. Впрочем, имея хорошую технику, но не имея практических навыков победить тоже не удастся. Техника и мастерство – единое составляющее побед. Мы за последние годы довели автомобиль до такой степени надежности, что этому могут только позавидовать соперники, ведь многие настроены против французских автомобилей именно из-за их низкой надежности. Но это – долгий путь, который мы прошли сквозь череду поломок… Понимание, как сделать автомобиль надежным именно для нашей дисциплины автоспорта, приходит с годами, благодаря накопленному опыту эксплуатации Пежо 306 и Пежо 205. Зато сегодня у нас одни из самых надежных машин среди участников.

Братья Цедрики на трассе - соперники!
Братья Цедрики на трассе – соперники!

Но вы же не останавливаетесь на достигнутом? Вы продолжаете усовершенствовать свои автомобили? Может есть все-таки секреты подготовки автомобиля?

После постройки в 2014 году Пежо 205, мы года два ничего не делали с машиной. Но это было ошибкой – если хочешь конкурировать, нужно постоянно усовершенствовать автомобиль. Появились серьезные конкуренты – Ситроен у Шендюкова, который был «прокачан» свыше 400 л.с. Дмитрий Баркан довел свой Катерхэм до конкурентного состояния. Мы понимали, что шансы выигрывать становятся все меньше и нужно машину дорабатывать. Пойти дорогостоящим путем, поставив турбину, мы не могли. Посовещавшись с братом, решили пойти бюджетным путем. Поэтому в 2016 решил поставить компрессор, чтобы поднять мощность. Я сегодня считаю, что наш Пежо 205 – образец того, как за небольшие деньги подготовить конкурентный автомобиль. По электронике ничего не меняли, ездили на родных «мозгах»! Но так как дисциплина предусматривает много использования 1 и 2-ой передач, то этого хватает. На более высоких передачах смесь «беднит». По КПП ничего не меняли, кроме как установили блокировку дифференциала. Доработали переднюю подвеску по жесткости пружин, усилены подушки двигателя, стоят распорки. Используется двигатель Ми-16, полностью стандартный. После установки компрессора замер показал 190 л.с. Салон облегчен, сняты задние сиденья.

Александр Цедрик всегда нацелен на максимальный результат!
Александр Цедрик всегда нацелен на максимальный результат!

Какой нужен бюджет, чтобы построить такой конкурентный автомобиль самому?

Сходу такой автомобиль сторонний человек не построит. Нужен большой опыт. Лучше обращаться к людям, которые его имеют и не придумывать велосипед. Тем не менее, к примеру, автомобиль с «живым» кузовом мы покупали за 500 долларов. Мы приехали на нем до гаража, где все сняли, вычистили, покрасили. Мотор купили за те же 500 долларов. Компрессор обошелся около 200 долларов. Блокировка стоила около 300 долларов. Нужно учесть, что многие работы мы проводили сами и сложно сказать в какую сумму выльется постройка автомобиля, если его готовить у специалистов. Ведь любая работа стоит денег. Если посчитать все знания и опыт, а также запчасти, то ее стоимость будет около 10.000 долларов. Но за такую цену ее вряд ли кто-то купит. Мне кажется, что если есть время и желание построить конкурентный автомобиль, то можно существенно сэкономить, вложившись в 3.500- 4000 долларов.

Братья Цедрики и Саша Немо
Братья Цедрики и Саша Немо

В 2018 году вы сделали мощный дубль, выиграв и Кубок «Виртуозов руля» и чемпионат в личном и командном зачетах! Но иногда складывалось впечатление, что у вас с братом Евгением была договоренность кому стать на этапе первым, а кому вторым. Вы использовали такую тактику в этом сезоне?

Я считаю себя честным человеком и всегда говорю правду. Договоренностей не было в сезоне. У Жени иногда оказывалась лучше резина, чем у меня. А пару раз были мои ошибки как пилота. Но специально с братом мы заранее не оговаривали кто станет победителем, а кто призером.

Ты женат? Есть ребенок?

– Да, женат. Сыну Артему уже два года…

Как воспринимает жена твое увлечение? Ведь автоспорт требует больших временных затрат и отсутствие мужа может сказываться на отношениях, которые мешают успешно выступать. В выходные папа часто отсутствует. Она помогает, или мешает?

– Я считаю, что, если не было бы поддержки жены, то и результатов таких бы не было. Раньше, до рождения ребенка она часто ездила со мной. Это всегда вдохновляет. Сейчас, когда есть маленький ребенок, не всегда удается выезжать на соревнования вместе. Но при желании всегда можно найти время, чтобы компенсировать свое отсутствие из-за соревнований. Жена поддерживает меня в моем увлечении и мне это приятно.

За годы своих выступлений какой сезон был для тебя самым сложным? Ведь уже накоплен большой опыт и, возможно, с опытом победы даются легче? Помогает ли в твоих победах брат? Ведь брат – тоже соперник на гонках… Как оцениваешь его выступления?

– Я был очень серьезно настроен именно на 2018 год, так как считал, что сезон 2017 года заставил здорово понервничать, не всегда была стабильность. Хотел постараться достичь максимума и рад, что это мне удалось. Победа часто зависит от настроя. Это сложно объяснить, так бывает. Вроде хочешь победить, но не выкладываешься… Женя за последние 2 сезона здорово прибавил в мастерстве. Он стал более стабилен. Это, конечно, помогает в командной борьбе.

Кого считал основным конкурентом в 2018 году?

– Дмитрия Баркана… Хотя в этом сезоне серьезная конкуренция была еще и с братом Женей. Правда, брату не так обидно проигрывать.

Евгений Цедрик стал одним из основных соперников на трассе
Евгений Цедрик стал одним из основных соперников на трассе

Самый сложный этап в 2018 году? Ведь площадки для соревнований везде имеют разные размеры, требующие разных скоростей и подготовки…

Все этапы были сложны, но мне больше всего нравится этап в Витебске на проспекте Победы. Там всегда максимальная концентрация! Там невозможно расслабиться и это здорово!

Александр Цедрик уже хорошо знаком зрителям
Александр Цедрик уже хорошо знаком зрителям

Участие на каждом этапе стоит определенных средств… Возможно, стоит выбор – купить нужную вещь ребенку или отдать на подготовку автомобиля. Или имеешь заначку от жены?)

Хочу выразить огромную благодарность компании «Свиат» – официальному дилеру моторных масел Сомма и запчастей Nakayama, которая оказывает нашей команде существенную техническую поддержку. Благодаря ей мне не приходится отрывать существенный бюджет от семьи. У нас получилось взаимовыгодное сотрудничество с этой компанией, ведь и команда не случайно носит название «Nakayama Team». Она нас не раз выручала, когда были проблемы с запчастями или моторным маслом. Запчасти Nakayama мы используем в подвеске, тормозной системе. Мы, кстати, используем масло Сомма 5W50, которое уже проверено годами. Учитывая колоссальные нагрузки на двигатель, это отличный тест для масел! И они его выдержали! И мы с братом чувствовали себя уверенней на гонках, чувствуя поддержку от партнера команды. Это очень здорово иметь надежного партнера в автоспорте!

Как оценили вашу победу в компании «Свиат»? Довольны результатом?

Командный кубок за первое место мы передали в офис компании. Руководство нас поздравило с победой и поблагодарило за сотрудничество. Планируем сотрудничать и в 2019 году.

Братья Цедрики отлично закончили сезон 2018, завоевав 1-ое место в командном зачете
Братья Цедрики отлично закончили сезон 2018, завоевав 1-ое место в командном зачете

Саша, что посоветуешь новичкам, которые хотели бы заниматься скоростным маневрированием? Нужна ли хорошая физическая подготовка?

Я бы не советовал сразу заниматься серьезной подготовкой автомобиля. Для начала нужно получить опыт выступая на том, что есть. С получением опыта и наката придет понимание какой автомобиль нужен. Не нужно торопиться выбрасывать деньги на ветер.  В этой дисциплине важно перенимать опыт более опытных спортсменов, наблюдать их траектории проездов, анализировать каждый заезд соперников. Мастерство можно оттачивать как на специальных курсах, так и занимаясь индивидуально с опытными пилотами. Учитывая кратковременность заездов, не требуется особой физической силы, хотя даже за 2-3 минуты из машины выходишь мокрый. Все-таки, здесь не Ф1… И не нужно бояться выглядеть слабо на фоне опытных участников! Получение опыта – дело наживное! Через это прошли все!

Александр Цедрик в 2018 году выиграл в личном зачете практически все соревнования
Александр Цедрик в 2018 году выиграл в личном зачете практически все соревнования

Что пожелаешь своим болельщикам и соперникам в наступающем 2019 году?

– Хочется пожелать всем хорошего здоровья! Будет здоровье – будет и настроение хорошим! Верю, что появятся новые люди, которые привнесут остроты в соревнования. У меня есть мечта, чтобы конкуренция была такой на этапе, когда даже выход в полуфинал будет непредсказуемым! И пусть по итогу станешь только третьим, но это будет по-настоящему приятно!

Шевченко Анатолий