Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Главная Журнал АвтодайджестБудь здоров "Волчья шея"- предпосылка к ДТП

"Волчья шея"- предпосылка к ДТПШея не позволяет волку оглянуться назад, он вынужден повора-чиваться всем телом. Согласитесь, за рулем такая посадка ничуть не облегчает водителю управление автомобилем.

 

«Куда шея — туда и голова», как говорят в народе.  Подвижная гибкая шея позволяет опе-ративно вертеть головой, чтобы обеспечить максимально широкий об-зор ситуации на дороге и оперативно среагировать на любую помеху. Проблемная шея вынуждает водителя поворачиваться всем телом – так он пытается избежать боли.

 

Боли в шее по разным причинам знакомы практически каждому человеку. Чаще всего они проходят через несколько часов сами по се-бе и особых неприятностей для здоровья не доставляют. Но когда боль «простреливает» шею в самый неподходящий момент, она мо-жет стать предпосылкой для дорожно-транспортного происшествия.

 

Во избежание неприятностей за рулем не помешает узнать об особенностях строения этой весьма важной части тела. Шея — неуто-мимая труженица, она отдыхает только тогда, когда человек лежит. Ей приходится удерживать весьма нелегкий череп в вертикальном поло-жении,  да и к тому же к тому же поворачивать нашу голову в трех сте-пенях подвижности до тысячи раз в день. Казалось бы, шея человека у человека с его тяжелой головой должна быть столь же мощна и на-дежна, как у жирафа, у которых шея служит своеобразным тараном в схватках с соперником. На самом деле  столь нагруженная часть тела у человека настолько уязвима, что остается только удивляться, как нам удается избегать растяжения связок, сухожилий и прочих травм.

 

Шея у нас —  сложная конструкция из семи позвонков и десятков различных мышц, связок и суставов, пронизанная густой сетью нерв-ных волокон, по которым передаются команды в жизненно важные ор-ганы. Из-за человеческого прямохождения на позвонки ложится непо-сильная тяжесть большой головы. Из-за этой перегрузки наша шея ис-ключительно уязвима.

 

Наиболее распространенная травма случается как следствие так называемого «эффекта хомута», когда голова вдруг резко подается вперед или, напротив, откидывается назад в случае дорожно-транспортных происшествий.

 

Резкое обратное ускорение при экстренном торможении автомо-биля или прямом столкновении с препятствием заставляют водителя и пассажиров откидывать голову назад, в то время как сам позвоноч-ник от реакции сиденья подается вперед. Шея пострадавшего попада-ет как бы в невидимые ножницы.

 

Высокая плотность нервной ткани и очень сложная анатомия шейного отдела позвоночника делают травмы шеи крайне опасными для жизни и здоровья. После несчастного случая пострадавший обыч-но на протяжении целого года жалуется на ухудшение зрения и слуха, боли в голове, затылке, в руках и плечевом поясе, а также на частые головокружения, нарушение способности к концентрации внимания и расстройства сна. Даже если вы и ни разу не попадали в серьезную аварию, все равно ваша шея помнит все микротравмы, полученные при резком торможении и боковых заносах машины. Они-то и могут однажды «аукнуться» нам в виде неприятных субъективных ощуще-ний, то есть неожиданной боли. Периодические боли в шее могут быть вызваны также разрывом позвоночного диска (хрящевая пластина, ко-торая отделяет один позвонок от другого), физическим перенапряже-нием и даже неправильной посадкой за рулем.

 

Отрегулируйте водительское сиденье так, чтобы сидеть за рулем и управлять автомобилем вам было удобно. Выпрямите спину и убе-дитесь, что мышцы нигде не напрягаются.  При движении старайтесь не вытягивать шею вперед, чтобы разглядеть дорогу. Подголовник кресла установите таким образом, чтобы голова лежала на нем, не от-кидывалась назад, если вам вдруг придется резко затормозить. Он должен вытягиваться из спинки сиденья на любую высоту так, чтобы верхняя часть его была вровень с высшей точкой черепа. В этом по-ложении их следует зафиксировать намертво. Приучите себя всегда чувствовать затылком подголовник.

 

Старайтесь не сидеть за рулем слишком долго в одной и той же позе, хотя безопасность требует обратного. Лучше держать шею в нейтральном положении. Не наклоняйте голову вперед, не откидывай-те ее назад. Если просидеть весь день за баранкой неподвижно, то шея будет подвергаться слишком большим статическим нагрузкам. В случае острого приступа, рекомендуется время от времени менять по-зу, а также останавливать машину каждые 30 минут.

 

ЕСЛИ «ПРИХВАТИЛО» ШЕЮ ЗА РУЛЕМ:

 

•    остановитесь и разомните шею. Легкий массаж расслабля-ет шейные мышцы и уменьшает тем самым боль. Это дает пусть временное, но ощутимое облегчение;
•    пальцами обеих рук несколько раз надавите на шею в поис-ках двух точек, которые расположены на расстоянии 5 — 6 см по обе стороны от позвоночника и непосредственно под основанием черепа.

Нащупав эти точки, используя большие пальцы рук, на-давливайте на эти точки одновременно в течение 1 минуты. Гла-за лучше держать закрытыми. Боль должна утихнуть;
•    после этих процедур стряхните с себя усталость. Вращение плечами в качестве простого и эффективного упражнения спо-собно активизировать циркуляцию крови и снять напряжение шейных мышц. Описывайте плечами круги сперва в направлении вперед, потом назад. Работайте обоими плечами одновременно. Делайте это упражнение и тогда, когда чувствуете онемение шейных мышц;
•    произвольно повертите головой. Сядьте прямо и наклоняй-те голову вперед до тех пор, пока подбородок не упрется в грудь. Затем медленно поверните голову влево. Поднимите глаза, словно пытаетесь рассмотреть нечто, находящееся у вас над го-ловой. Вернитесь в исходное положение, то есть снова упритесь подбородком в грудь, и поверните голову на этот раз вправо. Снова поднимите глаза. Повторяйте упражнение по три раза подряд всякий раз, если чувствуете напряжение и боли в шее;
•    если нет времени на продолжительную остановку, то сни-мите боли аспирином. Пока что еще не изобрели более безопас-ного болеутоляющего средства для тех, кто за рулем. Если же используете другие препараты, старайтесь применять их в ми-нимальных дозах, достаточных, чтобы унять боль.

Водителю с проблемной шеей даже телефоном тоже надо уметь пользоваться, чтобы не спровоцировать боль. Часто, держа телефон-ную трубку у уха, человек наклоняет голову и напрягает тем самым шейные мышцы. Еще опаснее привычка зажимать трубку между пле-чом и головой. Не следует говорить по телефону слишком долго. Если используете микрофон и наушники, старайтесь чаще менять положе-ние – то в левом, то в правом ухе.

 

Одевайтесь по погоде. Переохлаждение приводит к онемению мышц, в том числе и шейных. В холод наденьте свитер с высоким во-ротом, обмотайте шею шарфом. Не увлекайтесь проветриванием са-лона во время движения, избегайте сквозняков — и вы забудете про неожиданные боли в шее.

 

Анатолий МАРИНИЧ, главный  хирург УЗО МОИК
Наталья АБРАМОВИЧ, зав. отделом общественного здоровья ГУ «МОЦГЭОЗ»

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk
0 комментарий

Вам так же понравится

Оставить комментарий