Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

"Волчья шея"- предпосылка к ДТП

[post-views]

"Волчья шея"- предпосылка к ДТПШея не позволяет волку оглянуться назад, он вынужден повора-чиваться всем телом. Согласитесь, за рулем такая посадка ничуть не облегчает водителю управление автомобилем.

 

«Куда шея — туда и голова», как говорят в народе.  Подвижная гибкая шея позволяет опе-ративно вертеть головой, чтобы обеспечить максимально широкий об-зор ситуации на дороге и оперативно среагировать на любую помеху. Проблемная шея вынуждает водителя поворачиваться всем телом – так он пытается избежать боли.

 

Боли в шее по разным причинам знакомы практически каждому человеку. Чаще всего они проходят через несколько часов сами по се-бе и особых неприятностей для здоровья не доставляют. Но когда боль «простреливает» шею в самый неподходящий момент, она мо-жет стать предпосылкой для дорожно-транспортного происшествия.

 

Во избежание неприятностей за рулем не помешает узнать об особенностях строения этой весьма важной части тела. Шея — неуто-мимая труженица, она отдыхает только тогда, когда человек лежит. Ей приходится удерживать весьма нелегкий череп в вертикальном поло-жении,  да и к тому же к тому же поворачивать нашу голову в трех сте-пенях подвижности до тысячи раз в день. Казалось бы, шея человека у человека с его тяжелой головой должна быть столь же мощна и на-дежна, как у жирафа, у которых шея служит своеобразным тараном в схватках с соперником. На самом деле  столь нагруженная часть тела у человека настолько уязвима, что остается только удивляться, как нам удается избегать растяжения связок, сухожилий и прочих травм.

 

Шея у нас —  сложная конструкция из семи позвонков и десятков различных мышц, связок и суставов, пронизанная густой сетью нерв-ных волокон, по которым передаются команды в жизненно важные ор-ганы. Из-за человеческого прямохождения на позвонки ложится непо-сильная тяжесть большой головы. Из-за этой перегрузки наша шея ис-ключительно уязвима.

 

Наиболее распространенная травма случается как следствие так называемого «эффекта хомута», когда голова вдруг резко подается вперед или, напротив, откидывается назад в случае дорожно-транспортных происшествий.

 

Резкое обратное ускорение при экстренном торможении автомо-биля или прямом столкновении с препятствием заставляют водителя и пассажиров откидывать голову назад, в то время как сам позвоноч-ник от реакции сиденья подается вперед. Шея пострадавшего попада-ет как бы в невидимые ножницы.

 

Высокая плотность нервной ткани и очень сложная анатомия шейного отдела позвоночника делают травмы шеи крайне опасными для жизни и здоровья. После несчастного случая пострадавший обыч-но на протяжении целого года жалуется на ухудшение зрения и слуха, боли в голове, затылке, в руках и плечевом поясе, а также на частые головокружения, нарушение способности к концентрации внимания и расстройства сна. Даже если вы и ни разу не попадали в серьезную аварию, все равно ваша шея помнит все микротравмы, полученные при резком торможении и боковых заносах машины. Они-то и могут однажды «аукнуться» нам в виде неприятных субъективных ощуще-ний, то есть неожиданной боли. Периодические боли в шее могут быть вызваны также разрывом позвоночного диска (хрящевая пластина, ко-торая отделяет один позвонок от другого), физическим перенапряже-нием и даже неправильной посадкой за рулем.

 

Отрегулируйте водительское сиденье так, чтобы сидеть за рулем и управлять автомобилем вам было удобно. Выпрямите спину и убе-дитесь, что мышцы нигде не напрягаются.  При движении старайтесь не вытягивать шею вперед, чтобы разглядеть дорогу. Подголовник кресла установите таким образом, чтобы голова лежала на нем, не от-кидывалась назад, если вам вдруг придется резко затормозить. Он должен вытягиваться из спинки сиденья на любую высоту так, чтобы верхняя часть его была вровень с высшей точкой черепа. В этом по-ложении их следует зафиксировать намертво. Приучите себя всегда чувствовать затылком подголовник.

 

Старайтесь не сидеть за рулем слишком долго в одной и той же позе, хотя безопасность требует обратного. Лучше держать шею в нейтральном положении. Не наклоняйте голову вперед, не откидывай-те ее назад. Если просидеть весь день за баранкой неподвижно, то шея будет подвергаться слишком большим статическим нагрузкам. В случае острого приступа, рекомендуется время от времени менять по-зу, а также останавливать машину каждые 30 минут.

 

ЕСЛИ «ПРИХВАТИЛО» ШЕЮ ЗА РУЛЕМ:

 

•    остановитесь и разомните шею. Легкий массаж расслабля-ет шейные мышцы и уменьшает тем самым боль. Это дает пусть временное, но ощутимое облегчение;
•    пальцами обеих рук несколько раз надавите на шею в поис-ках двух точек, которые расположены на расстоянии 5 – 6 см по обе стороны от позвоночника и непосредственно под основанием черепа.

Нащупав эти точки, используя большие пальцы рук, на-давливайте на эти точки одновременно в течение 1 минуты. Гла-за лучше держать закрытыми. Боль должна утихнуть;
•    после этих процедур стряхните с себя усталость. Вращение плечами в качестве простого и эффективного упражнения спо-собно активизировать циркуляцию крови и снять напряжение шейных мышц. Описывайте плечами круги сперва в направлении вперед, потом назад. Работайте обоими плечами одновременно. Делайте это упражнение и тогда, когда чувствуете онемение шейных мышц;
•    произвольно повертите головой. Сядьте прямо и наклоняй-те голову вперед до тех пор, пока подбородок не упрется в грудь. Затем медленно поверните голову влево. Поднимите глаза, словно пытаетесь рассмотреть нечто, находящееся у вас над го-ловой. Вернитесь в исходное положение, то есть снова упритесь подбородком в грудь, и поверните голову на этот раз вправо. Снова поднимите глаза. Повторяйте упражнение по три раза подряд всякий раз, если чувствуете напряжение и боли в шее;
•    если нет времени на продолжительную остановку, то сни-мите боли аспирином. Пока что еще не изобрели более безопас-ного болеутоляющего средства для тех, кто за рулем. Если же используете другие препараты, старайтесь применять их в ми-нимальных дозах, достаточных, чтобы унять боль.

Водителю с проблемной шеей даже телефоном тоже надо уметь пользоваться, чтобы не спровоцировать боль. Часто, держа телефон-ную трубку у уха, человек наклоняет голову и напрягает тем самым шейные мышцы. Еще опаснее привычка зажимать трубку между пле-чом и головой. Не следует говорить по телефону слишком долго. Если используете микрофон и наушники, старайтесь чаще менять положе-ние – то в левом, то в правом ухе.

 

Одевайтесь по погоде. Переохлаждение приводит к онемению мышц, в том числе и шейных. В холод наденьте свитер с высоким во-ротом, обмотайте шею шарфом. Не увлекайтесь проветриванием са-лона во время движения, избегайте сквозняков — и вы забудете про неожиданные боли в шее.

 

Анатолий МАРИНИЧ, главный  хирург УЗО МОИК
Наталья АБРАМОВИЧ, зав. отделом общественного здоровья ГУ «МОЦГЭОЗ»

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram