Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Раритет из СССР – миниатюрная “Волга” ГАЗ-24 в 50-м масштабе

“Волга” ГАЗ-24 в 50-м масштабе

Много лет назад (еще в советское время), будучи на повышении квалификации в городе Горьком (сейчас Нижний Новгород) я зашел в один из местных магазинов и купил себе на память сувенир “Волгу” ГАЗ-24. Стоила она 1 руб. 50 коп. – дешевле, чем точные копии, уменьшенные в 43 раза по сравнению с оригиналами производства специализированного саратовского ПО “Тантал”. Сейчас такая продукция с маркировкой “Сделано в СССР” стала раритетной. Производителем, как и настоящей автотехники, являлся сам Горьковский автомобильный завод.

“Волга” ГАЗ-24 в 50-м масштабе

Сувенир “Волга” ГАЗ-24

Цельнолитая миниатюрная “Волжанка”

На первый взгляд, на фоне популярного у коллекционеров стендовых миниатюр 43-го масштаба эта модель седана, не имеющая открывающихся элементов, с барельефной надписью на днище: сверху “ВОЛГА”, а ниже – “г. Горький” выглядит просто детской игрушкой. Однако опытные и дотошные собиратели определили, что мини автомобиль имеет пропорции один к 50.

“Волга” ГАЗ-24 в 50-м масштабе

Надписи на днище ГАЗ-24

По некоторым сведениям серийное производство автомобиля-сувенира началось в 60-е годы прошлого века, а завершилось в начале 90-х. Он имеет упрощенную конструкцию с минимальной деталировкой. У него нет подвески и мостов, выхлопной системы и карданного вала, полностью отсутствует двигатель и пр. Точеные колеса расположены  на сквозных осях. А главное – у машинки нет подвижных элементов (открывающихся дверей, багажника и пр.), особо ценимых в коллекционном сообществе. Впрочем, у нее есть и свои достоинства. Она изготовлена из металла, а не из пластмассы. Необычными были и фары, которые при наведении на них света (солнечных лучей, электрической лампочки и др.), с помощью встроенного на заднем стекле “приемника-улавливателя” загорались.

Кстати, первые экземпляры миниатюрных “двадцатьчетверок” с объемной отливкой на днище “1917-1967” появились с освоением на ГАЗе их реальной модели. Такая надпись подразумевала посвящение 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Со временем ее убрали.

На протяжении всего периода производства миниатюрная “Волга” конструктивно менялась незначительно. Были различия по числу вертикальных стоек решетки радиатора (больше/меньше), размеру надписей на днище (крупнее/мельче), цвету светодиодов (белые/с желтым оттенком).

Частично цветовая гамма сувенирных машин совпадала с оригинальными, выпускаемыми советским автопромом. Были и фантазийные. Всего насчитывалось 20 оттенков от белого до темно-синего. А вот черная “Волга” отсутствовала.

“Волга” ГАЗ-24 в 50-м масштабе

Варианты окраски миниатюрных “Волг”

Многие покупатели мини седана ждали продолжение серии и появление других модификаций миниатюрных ГАЗ-24. Увы, изготовили только миниатюрное такси с черными “шашечками” на передних дверях и капоте, но без привычных зеленого огонька под ветровым стеклом и желтого плафона на крыше.

Большой неожиданностью стало “рождение” четырехфарной маленькой “Волги”.

“Волга” ГАЗ-24 в 50-м масштабе

“Волга” ГАЗ-24 с четырьмя фарами

Упаковка

Известно несколько видов упаковочных коробочек, отличающихся своими надписями, картинками и цветом применяемой типографской краски.

“Волга” ГАЗ-24 в 50-м масштабе

Миниатюрные “Волги” и их упаковки

P.S. И хотя степень копийности мини -“Волги” ГАЗ-24 с оригинальной моделью ГАЗа далека до полного сходства, сувенирные миниатюры пользовались популярностью. Имеется спрос на них и сейчас. Только стоимость их значительно выросла.

Автор выражает благодарность Александру Трохачёву за помощь при подготовке данного материала к печати.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и Александра Трохачёва

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram