Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Раритетный автобус МАЗ 104С21

МАЗ 104С21

В 2006 году на Минском автомобильном заводе завершился выпуск городского высокопольного автобуса МАЗ 104. История этой модели продолжалась десять лет и развивалась параллельно с МАЗ 103.

23 мая 1996 года появился приказ N 308 за подписью генерального директора В.А.Гуриновича “О постановке на производство автобуса городского МАЗ 104”. Приказом было определено, что делается это “с целью расширения номенклатуры выпускаемых автобусов, наиболее полного удовлетворения требований потребителя, а также с целью освоения производства более дешевых моделей автобусов”. Ставилась задача вначале изготовить два опытно-промышленных образца автобусов: в городском исполнении – МАЗ 104 пассажировместимостью 90 человек и в пригородном – МАЗ 104С, рассчитанный на перевозку от 70 до 100 человек, а потом организовать их промышленный выпуск.

По сравнению со своим предшественником, уровень пола у 104-го на 700 мм выше, появились также дополнительные ступеньки для входа и выхода пассажиров. Эти конструктивные решения позволили максимально унифицировать ведущий мост и переднюю ось новой модели и др. узлы и механизмы с серийными агрегатами, применяемыми на грузовиках Минского автозавода.

На автобусах устанавливались V-образные 6-цилиндровые 230-сильные двигатели ЯМЗ-236 производства ярославского объединения “Автодизель” с механической 5-скоростной коробкой передач ЯМЗ-236Л или 4-скоростной автоматической Voith “Diwa” .

Главной причиной снятия с производства МАЗ 104 стали российские “движки”, которые уже не соответствовали современным европейским требованиям. А другие силовые агрегаты для установки на эти модели не  предусматривались. Да и по данным заводского маркетинга спрос на них резко снизился. Водителям не нравилось, что такие машины были тяжелыми и неудобными в управлении.

МАЗ 104С21 

Одной из модификаций “пригородника” стал автобус МАЗ 104С21, который выпускался с 2001 по 2006 годы. В общей сложности столичные автозаводцы собрали 184 таких экземпляров. Последний из них изготовили 12 июня. Но в отличие от своих “братьев” он не уехал с родного предприятия, а поступил в автопарк автотранспортного цеха Минского автомобильного завода. Транспортное средство эксплуатировалось здесь до осени 2021-го, а потом его выставили  на продажу. За все время своей работы автотехника перевезла несколько тысяч человек и проехала почти 387 тыс. километров.

МАЗ 104С21

Много лет водителем данного автобуса являлся Александр Шикавко. В 2017-м Александр Владимирович ушел на пенсию. К сожалению, не так давно он умер. Ему на смену пришел Сергей Жилач, проработавший на автомобиле 2,5 года.

МАЗ 104С21

Кабина водителя автобуса

Как рассказал Сергей Александрович, приходилось много ездить по Республике Беларусь и Российской Федерации, возить работников автопредприятия на отдых, а также совершать служебные командировки. При этом не было ни одной крупной поломки.

В связи с возрастом у МАЗ 104С21 приходилось периодически заваривать трещины и убирать ржавчину. Один раз пришлось полностью перекрасить модель.

Что касается двигателя, то он никогда серьезно не ломался и сейчас находится в рабочем состоянии.

Правда, имелись некоторые особенности в управлении.

“Плохо переключались передачи, приходилось смазывать направляющую, которая была очень длинная и шла через весь автобус”, –  отметил Сергей  Жилач и добавил: “А еще предыдущий водитель установил скоростной мост, поэтому автобус развивал большую скорость и обгонял даже туристические автобусы”.

Но нужно было ехать очень осторожно, особенно по песку, где автотехника могла закапаться.

Теперь Сергей Жилач работает на другом автомобиле, а об автобусе МАЗ 104С21 вспоминает с большой теплотой.

P.S. Сейчас МАЗ 104С21, сохранившийся почти в оригинальном состоянии, имеющий 40 сидячих мест и рассчитанный на перевозку 86 пассажиров, выставлен на продажу.  Увы, но на автозаводе таких ретро автобусов больше не осталось. Данный экземпляр единственный. Поэтому, на мой взгляд, стоит сохранить его, провести ремонт, соответствующим образом оформить и использовать в качестве автотранспортного средства для перевозки групп, приезжающих на завод по линии промышленного туризма. Он может стать и экспонатом создаваемой на ОАО “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ” экспозиции исторической раритетной техники.

МАЗ 104С21

Пассажмрский салон автобуса

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы и оказанную помощь при подготовке данного материала сотрудникам ОАО “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ” начальнику автотранспортного цеха начальнику Владимиру Ластовскому, начальнику участка Алексею Мирончику и водителю Сергею Жилачу, а также заместителю начальника управления продаж пассажирской техники Олегу Смолянко.

Юрий Влодавский
Фото А.Мирончика

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram