Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Разумное качение

Просмотрено

Разумное качение«Что такое сопротивление качению и как оно проверяется? Дмитрий Кожемякин, г. Витебск»

 

В «гонку вооружений» по снижению выбросов СО2 и экономии энергоресурсов свою лепту вносят и производители шин. Ведь сопротивление качению, создаваемое колесами автомобиля, может «съедать» до 20 % энергии двигателя.


Даже при движении по идеально ровной дороге «тело» шины перманентно деформируется (в основном в плечевой зоне и нижних частях боковин). При этом часть полезной кинетической энергии, передаваемой на колесо от силового агрегата, безвозвратно тратится на межмолекулярное трение в резине и корде, механическое трение между различными элементами шины и аэродинамические потери. Суммарный эффект этих явлений вызывает сопротивление качению. Чем оно выше, тем существеннее расход топлива, а соответственно, в атмосферу попадает большее количество вредных веществ.


Тонкое чувство
Показатель сопротивления качению зависит от множества факторов. Прежде всего, на него прямо пропорционально влияют масса и скорость автомобиля. Так, при скорости 120 км/ч оно может оказаться в 2 раза выше, чем при 80 км/ч. Существенное влияние на это оказывают конструкция и размеры шины. Уменьшение количества слоев корда, толщины протектора, применение синтетических материалов с малыми гистерезисными потерями способствуют снижению сопротивления качению. Например, для морально устаревших диагональных шин коэффициент примерно вдвое выше, чем для радиальных. С ростом диаметра шины сопротивление уменьшается. На мокром и грязном покрытии часть энергии тратится на выдавливание грязи и жидкости из пятна контакта, поэтому сопротивление качению неизбежно возрастает. Аналогичная ситуация возникает при движении по мягким поверхностям, когда шине приходится деформировать грунт или снег. Сопротивление качению уменьшается с увеличением давления в шине, хотя минимум достигается при завышенном давлении, близком к рекомендованному.
 
 

Проверяют шины на показатель сопротивления качению двумя методами: на специальном стенде в стационарных условиях (1) и в процессе движения по дорогам на нескольких одинаковых автомобилях (в колоне) (2), обутых в разные модели шин
Шаг за шагом
Ведущие шинные компании уделяют внимание снижению сопротивления качения шин с начала 90-х годов. На первых порах улучшение этого параметра часто шло в ущерб сцепным свойствам шины и ее износостойкости. Прорыв совершила французская компания Michelin, разработавшая новые составы резиновой смеси на основе двуокиси кремния (силики) вместо привычного углерода. Это ноу-хау уменьшило коэффициент сопротивления качению на 20–30 % по сравнению с обычными шинами. К 2015 году эксперты прогнозируют дальнейший прогресс шинников в этой сфере – экономичность автомобилей только за счет новых технологий в конструкции колеса улучшится еще на 5 %. Особенно эта тема актуальна для электрических и гибридных машин, у которых расход энергии на вращение колес должен быть минимальным.


Подготовил Александр ПРАВИЛЬНЫЙ.
 

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Популярное