В данном обозрении речь пойдет о семейных однообъемных автомобилях, коих на наших дорогах становится все больше. Их главный козырь – внушительный внутренний объем при компактных внешних габаритах. А как обстоят дела с надежностью? Именно на этот вопрос мы и попытаемся ответить.
КУЗОВ И САЛОН
Renault Scénic
Речь пойдет о рестайлинговой модификации, которая была представлена на рынке в 1999 году. Внешне обновленная версия имеет заметные отличия от предшественника: передние фары, стекло задней двери и множество других решений. Задачи, поставленные перед конструкторами, были достигнуты за счет увеличения колесной базы и колеи. Да, что не маловажно для автомобиля подобного класса, увеличился полезный объем багажника.
Кузовной металл имеет хорошую защиту от коррозии, позволяющую сохранить иммунитет против «рыжей чумы. Металл оцинкован и, кроме того, имеет неплохую штатную антикоррозийную обработку. А вот лакокрасочное покрытие вовсе не такое стойкое: в типичных проблемных местах вполне можно обнаружить сколы краски. И, хотя даже оголенный металл ржаветь не спешит, подобные проблемные точки (на нижних частях кузова, в основном на кромках колесных арок, появляются сколы краски) лучше незамедлительно закрашивать, не испытывая металл на бессмертие. Если этого не делать, ржавчина не заставит себя долго ждать. И, хотя ситуация в этом плане явно увеличилась к лучшему по сравнению с дорестайлинговыми версиями, дополнительная осторожность не будет лишней.
Зато в плане безопасности кузов этого «француза» демонстрирует вполне позитивные результаты. Разработчикам удалось внедрить ряд конструктивных усовершенствований, которые пошли исключительно на пользу пассивной безопасности. В частности, по результатам краш-тестов было установлено, что этот автомобиль обеспечивает максимальную защиту своим пассажирам при столкновении. Высокая способность автомобиля к поглощению и рассеянию кинетической энергии достигнута за счет применения новых материалов, что позволило превратить переднюю, заднюю и боковые части кузова в высокоэффективные зоны программируемой деформации. Тщательный расчет траекторий смещения деталей и узлов в подкапотном пространстве дал возможность добиться максимального складывания передка кузова и одновременно исключить возможность их смещения в салон. Для повышения уровня безопасности рестайлинговый Scenic оснащен двухобъемными подушками безопасности и ремнями безопасности с двумя преднатяжителями на передних сиденьях. Адаптивность системы позволяет корректировать действие элементов безопасности в зависимости от силы удара. И наконец, Scenic II оборудован двумя боковыми подушками защиты грудной клетки, встроенным в передние сиденья, и двумя надувными шторками для защиты головы сидящих на передних и заднем сиденьях, как взрослых, так и детей. Разумеется, далеко не весь этот набор в обязательном порядке будет присутствовать в каждом экземпляре. Более того, на нашем рынке можно встретить версии, оборудованные лишь передними подушками безопасности. Да и то, следует проверить их наличие, так как многие владельцы предпочитают после аварии заменить руль на «обманку» и отключить соответствующую лампочку на приборной панели.
Салон выполнен достаточно неплохо. По крайней мере, к эргономике и к комфорту претензий практически нет. Управлять автомобилем приятно благодаря хорошей обзорности, а удобно устроиться за рулем сможет практически каждый. На заднем сиденье также с достаточным комфортом смогут разместиться три пассажира. Кстати, сиденья раздельные – они могут по отдельности кладываться или вовсе сниматься. В автомобиле достигнут высокий уровень шумо- и теплоизоляции. Тем не менее, есть некоторые нюансы, которые сможет обнаружить даже не самый опытный автолюбитель. Дело в том, что при внимательном рассмотрении выявляются не самые приятные конструктивные особенности, ставшие результатом стремления производителей к удешевлению производства: дешевый пластик, нанесенная поверх краски мастика на сварных швах, простенькая обивка пола и багажника и т.п. Но, несмотря на это, автомобиль в целом производит впечатление целостности и добротности.
Надежность работы электрооборудования не вызывает серьезных нареканий. Производителям удалось устранить многие конструктивные изъяны, свойственные дорестайлинговым версиям – отныне задние фонари уже практически не превращаются в нелогичную цветомузыку, да и другое оборудование стало статистически более надежным. Тем не менее, не следует терять бдительность, и при покупке автомобиля обязательно проверьте работу электрооборудования, так как в случае неполадок, затрата на ремонт могут оказаться существенными. Да и мастера, знающего специфику французских авто, найти будет не слишком просто, особенно в небольших городках.
Mitsubishi Space Star
Модель пятидверного хэтчбека гольф-класса Mitsubishi Space Star была представлена в 1998 г. Этот автомобиль предназначался для европейского рынка. Прошла незначительный рестайлинг в 2001 и вскоре была снята с производства. Легкая модернизация 2001 года коснулась обновления внешнего вида и мелких деталей. Чтобы снизить расходы на производство, ее выпуск был налажен поближе к рынку сбыта – в Нидерландах на заводе NedCar, где также производили Mitsubishi Carisma и Volvo S40. Хорошо это или плохо – однозначного ответа нет. Но одно можно сказать с уверенностью: пресловутое японское качество практически не пострадала от рук европейских «сборщиков». Тем не менее, стоит упомянуть о том, что в этой модели применялось немало деталей европейского производства. Объясняется это все тем же удешевлением производства. Но, к слову, бояться подобного симбиоза не стоит, ведь как показывает практика, надежность европейских модификаций не уступает японским аналогам. Кстати, Space Star сконструировали на укороченной (!) базе Mitsubishi Carisma, что оказалось нетипично для данного класса.
Кузов имеет качественную защиту от коррозии, так как кузовной металл частично оцинкован. Более того, даже в местах сколов краски ржавчина появляется не сразу, а лишь спустя достаточно продолжительное время, что позволяет владельцу безо всяких авральных мер планомерно ликвидировать образующиеся сколы. Осмотр кузова на предмет его аварийного прошлого лучше доверить опытным специалистам, так как рядовые автовладельцы могут неверно истолковать не всегда равномерные зазоры и стыки между кузовными панелями – в основном это объясняется конструктивными особенностями, а не пережитой аварией.
Внутреннее пространство организовано весьма логично и качественно. К эргономике места водителя претензий нет. Да и на удобство посадки вряд ли кто-то пожалуется. Разве что заметно горизонтальное расположение рулевого колеса может потребовать некоторого привыкания. На заднем сиденье вполне приемлемый уровень комфорта и, что немаловажно, это сделано не в ущерб багажнику. Задние сиденья сдвигаются назад/вперед на 3 четко фиксированных положения. Цельная подушка двигается вся, а вот спинки можно опустить по отдельности. Потолок в Space Star очень высокий, благодаря чему даже рослые люди не ощущают дискомфорта. Салон этого «японца» практически никогда не становится приютом для «сверчков». А вот шумоизоляция далеко не идеальна – многие владельцы решают самостоятельно доработать это упущение производителей.
Несмотря на то, что автомобиль создан на укороченной базе родственной модели, запас внутреннего пространства этого компактвена очень велик. За счет оригинальной конструкции механизма трансформации задних сидений достигнут оптимальный компромисс между удобством пассажиров галерки и вместительностью багажника.
На нашем рынке чаще всего встречаются весьма неплохо «упакованные» экземпляры с практически полным набором всего необходимого оборудования (разумеется, с поправкой для своего времени). Даже в базовой версии предусмотрены: гидроусилитель руля, центральный замок, ABS, передние электростеклоподъемники и подушки безопасности, кондиционер, штатная аудиосистема.
А вот надежность электрооборудования не оказалась безупречной, поэтому перед покупкой автомобиля надо обратить особое внимание на исправность, например, стеклоподъемников, позаимствованных у французской модели Renault 19 (!). Следует обратить внимание и на показания бортового компьютера (при его наличии). Дело в том, что при замене стандартной магнитолы (которая завязана в одну цепь с компьютером) на другую есть риск появления сбоев в работе компьютера. Поэтому не стоит удивляться, если в интересующем вас экземпляре вы обнаружите не одну, а две магнитолы (так многие владельцы подстраховываются от возможных проблем с бортовым компьютером). Помимо названных неисправностей могут возникать и другие, и происходить они могут по причине естественного износа деталей.
Opel Zafira
Появление этого автомобиля на рынке не прошло незамеченным. Этот компактвен сразу завоевал популярность у европейских покупателей. Этому способствовала не только удачность конструкции и «беспроигрышная» строгая внешность: определенную лепту внесла и возросшая популярность марки после ряда мер по повышению качества сборки и увеличению срока гарантии от сквозной коррозии кузова. Поэтому вовсе не удивительно, что уже в начале 2000-х годов модель вышла в лидеры по количеству продаж в своем классе. Основным козырем Opel Zafira в борьбе с конкурентами был вместительный салон, рассчитанный на перевозку семи человек.
Opel Zafira построен на платформе переднеприводного хэтчбека Astra. В результате получился удобный и многофункциональный автомобиль, компактный, но высокий и с просторным салоном.
Как уже отмечалось выше, кузов Opel Zafira хорошо защищен от ржавчины. Производитель давал 12-летнюю гарантию от сквозной коррозии. Сколы краски будут заметны на капоте, бампере и порогах только после трех-четырех лет эксплуатации. Но мешает надежное гальваническое покрытие не позволяет оголить металл даже в местах сколов лакокрасочного покрытия.
Салон выполнен по-немецки строго, что может понравиться не всем. Но высокое качество сборки и продуманная эргономика – неоспоримые достоинства салона этого немецкого автомобиля. Кроме того, мы уже упоминали о том, что наряду с пятиместными модификациями Zafira предлагалась в семиместном исполнении, что выгодно отличало эту модель от конкурентов. К эргономике места водителя нет никаких претензий. А удобство посадки оценят даже водители высокого роста. Пассажиры также не будут жаловаться на тесноту, так как даже в третьем ряду места хватает как на уровне ног, так и над головой. Вот только в семиместных модификациях багажник является почти игрушечным. Но при необходимости сиденья третьего ряда можно сложить, при этом образуется совершенно ровный пол.
Как это часто случается с европейскими автомобилями, уровень их оснащения дополнительным оборудованием сильно зависит от первого покупателя, который приобретал автомобиль в соответствии с собственными предпочтениями и запросами. Поэтому на нашем рынке попадаются абсолютно разные модификации, комплектация которых может очень сильно отличаться. Но благодаря большому количеству предложений Zafira на вторичном рынке, есть смысл поискать интересующую модификацию. В зависимости от серии, Zafira может быть оснащена кондиционером, климат-контролем, аудиосистемой, бортовым компьютером, детскими сиденьями, люком и т.п.
Надежность электрооборудования можно оценить достаточно высоко. Тем не менее, покупка подержанного автомобиля всегда сопряжена с риском «попасть» на ремонт. В случае с Zafira перед покупкой есть смысл обратить особое внимание на исправность кондиционера, в котором, правда, слабой является не электрика, а трубки. Да и в целом, статистикой выявлена возможность появления разного рода неисправностей, вызванных нарушением контактов из-за попадания влаги и т.п.
ДВИГАТЕЛИ И ТРАНСМИССИЯ
Renault Scénic
Scenic оснащался бензиновыми двигателями объемом 1,4 л (95 л. с.), 1,6 л (75, 90 и 108 л. с.) и 2,0 л (113 или 138 л. с.), а также турбодизелями 1,9 л (90 или 102 л. с.).
Дизельные силовые агрегаты Renault отличаются неплохим ресурсом. Тем не менее, статистической о неполадках дизельных моторов, оборудованными системой непосредственного впрыска, выявлены случаи преждевременного выхода из строя элементов топливной системы. Многие из возможных проблем устранялись еще по гарантии, поэтому сейчас уже «детских болезней» быть не должно. Для продления ресурса силовых агрегатов необходимо использовать только «прописанные» производителями «расходники» (от фильтров и масла до антифриза). Любые эквиваленты нежелательны. Кроме того, нужно помнить и о заведомо более значительных пробегах дизельных версий, что негативно отражается не только на состоянии мотора, но и ходовой и прочих элементах.
В случае с бензиновыми моторами также не стоит всецело полагаться на статистически высокие показатели ресурса силовых агрегатов. С механической частью двигателей обычно каких-либо проблем не возникает, а вот с остальным все не радужно. И традиционно слабыми для французских автомобилей оказываются элементы электрооборудования двигателя. Не отличаются надежностью стартер и генератор, а сбои различных датчиков и окисляющиеся разъемы могут доставить хоть и не слишком затратные проблемы, но весьма неприятные. В целом, при должном внимании и грамотном обслуживании ресурс бензиновых моторов составляет до полумиллиона км без капитального ремонта (или даже больше).
Как это бывает на европейских просторах, производители все чаще дают весьма оптимистичные показатели межсервисных пробегов. В наших же условиях целесообразно сделать поправку на более суровые условия эксплуатации (и не только в плане климатических особенностей, но и в плане качества расходных материалов). Так, ремень ГРМ следует менять вместе с ремнем навесных агрегатов через 60, а то и через 50 тыс. км. При этом не в каждой мастерской возьмутся за такую, казалось бы, привычную работу. Дело в том, что у шестнадцатиклапанных моторов приводные шестерни валов удерживаются в нужном положении лишь за счет трения; прижим достигается затяжкой болтов. Стоит ослабить болт – и шестерня проворачивается на валу, а выставлять ее «на глаз» бессмысленно и небезопасно.
Для модели предлагались механическая пятиступенчатая коробка передач и четырехдиапазонный автомат, устанавливающийся обычно с 2,0-литровым бензиновым двигателем. Надежность МКПП не вызывает нареканий, а худшее, что с ней может случиться – это течь масла из-под сальника кулисы или через сальник левого ШРУСа. Сцепление же служит 150-200 тысяч км. «Автомат» также довольно надежен, хотя по статистике проблем с ним возникает больше.
Существует также полноприводная версия Renault Scénic RX4. Выглядит она впечатляюще. Но даже с колесной формулой 4х4 этот автомобиль предназначен максимум для периодических поездок на природу по ровным грунтовым дорогам. А в случае необходимости ремонта полноприводной трансмиссии о стоимости работы и запасных частей можно только догадываться.
Mitsubishi Space Star
Линейка силовых агрегатов этого японского автомобиля европейской сборки включает не слишком большое количество бензиновых и дизельных моторов. Дизельные моторы 1,9 л позаимствованы у Renault, со всеми их достоинствами и недостатками. К достоинствам однозначно можно отнести достаточно большой ресурс (при грамотном и своевременном обслуживании). А к недостаткам можно причислить трудности с тем самым обслуживанием, так как специалисты по ремонту Mitsubishi обычно очень неохотно берутся за работы по ремонту французских дизельных моторов, а специалисты по «французам» без энтузиазма соглашаются на ремонт французского мотора на «японце». Одним из основных недостатков французских силовых агрегатов является склонность к утечке масла из-под сальников коленвала, клапанной крышки и пр. нередко владельцы автомобилей предпочитают периодически доливать масло вместо проведения дорогостоящего ремонта. Кроме того, система питания с применением непосредственного впрыска оказывается достаточно привередливой к качеству топлива. Поэтому, для подстраховки, перед покупкой автомобиля нужно обязательно продиагностировать мотор и все его системы.
Бензиновые моторы также имеют свои плюсы и минусы. Все двигатели имеют ременный привод ГРМ, сам ремень надо обновлять каждые 90 тыс. км, а ролики можно менять через раз (180 тыс. км). Все бензиновые моторы (за исключением GDI) неприхотливы к топливу. Система впрыска не требует промывки порой до 100 тыс. км, ресурс свечей на двигателях GDI составляет 40—50 тыс. км, а на обычных их приходится менять каждые 20—30 тыс. км.
Среди дорестайлинговых Space Star более распространены компактвены с 1,3-литровым агрегатом, а после модернизации – с 1,6-литровым. Как нетрудно догадаться, возможностей 1,3-литрового мотора будет явно мало для такого автомобиля. А следствием перегрузок является сокращение ресурса мотора. При частом движении на высоких скоростях в них были отмечены поломки поршневых колец. Кроме того, случались пробои свечных наконечников, что проявлялось в виде перебоев в работе в диапазоне 1800– 2200 об/мин. Долговечностью не отличается и трамблер, выполненный вместе с катушкой зажигания (в остальных бензиновых агрегатах установлены индивидуальные катушки). Поэтому рекомендуется не гнаться за экономией топлива, а предпочесть более «объемную» модификацию. Вот уже 1,6-литровый вариант значительно лучше как по части динамики, так и по ресурсу. Но электронный блок управления 1,6-литрового агрегата очень чувствителен к качеству топлива. При использовании некачественного бензина с металлосодержащими присадками на свече образуется нагар, что ухудшает ее работоспособность. Тогда блок старается отключать неисправную свечу. Все это сказывается на работе двигателя – при нагрузках машина дергается.
Версии с 1,8- литровыми двигателями (с непосредственным впрыском топлива GDI и с обычным распределенным впрыском топлива MPI) по надежности выглядят весьма неплохо, но в эксплуатации оказываются более привередливыми к качеству топлива, а их обслуживание нередко является более затратным. На машинах первых лет выпуска иногда отказывал блок управления двигателем, и проблему решали заменой микросхемы. Гидрокомпенсаторы на этих моторах могут застучать уже к 80 тыс. км.
Автомобиль оснащали пятиступенчатой «механикой» и четырехдиапазонным «автоматом». При аккуратной эксплуатации и своевременном обслуживании АКПП очень надежна и проблем не доставляет. В автомате рекомендуется менять масло через 60 тыс. км, в механике — через 150 тыс. км. Механическая коробка передач была позаимствована у Renault. В «механике» нередко подтекает масло из-под сальника вала кулисы переключения передач. Замена сальника очень трудоемкий процесс, так как при этом нужно снимать КПП. Но самая серьезная проблема – поломка стопорного кольца шестерни V-передачи. Сцепление зачастую переживает рубеж в 150 тыс. км.
Opel Zafira
Из описываемых в данном обозрении конкурентов у этого «немца» в арсенале есть самая богатая (разумеется, относительно) гамма силовых агрегатов.
Наиболее распространенные двигатели – 1,6 л (101 л. с.), 1,8 л (116 и 125 л. с.) и 2,2 л (147 л. с.), а также турбодизели 2 л (82 и 101 л. с.) и 2,2 л (125 л. с.). Дизельные модификации в эксплуатации оказались не самыми надежными. На ранних экземплярах довольно часто встречается проблема с заводкой в жаркую погоду из-за износа прокладок топливной системы. Хотя, практика показывает, что если соблюдать все предписанные производителями интервалы обслуживания и использовать только качественные расходные материалы, то ресурс дизельным моторов удается заметно продлить. Но и выполнение этого требования не гарантирует беспроблемность эксплуатации. Zafira – это один из тех автомобилей, дизельные моторы которых крайне (!) не любят перегрузок. Поэтому приобретать дизель есть смысл только в том случае, если в вашей манере вождения отсутствуют спортивные позывы и, разумеется, если предварительная диагностика показала, что мотор пребывает в хорошем техническом состоянии.
Бензиновые моторы экономичны и надежны. Все они, кроме 2,2-литрового, имеющего в механизме ГРМ цепь, снабжены ремнем ГРМ, который требует замены строго через 60 000 км пробега вместе с натяжными роликами. Водяная помпа, приводимая тем же ремнем, выдерживает две замены ремня — 120 000 км пробега — или немного больше.
Свечи зажигания даже при низком качестве топлива служат 15 000—20 000 км.
Как и в случае с 1,3-литровым мотором у Space Star, у 1,6-литрового мотора есть определенные проблемы с надежностью, вызванные повышенным износом из-за дефицита мощности. Первым признаком «скорой кончины» становится повышенный расход масла.
Коробки передач — «механика» и «автомат» — в целом беспроблемны. Правда, на экземплярах первых лет выпуска кулиса рычага МКПП бывает уже разболтана. В этом случае недорогой ремкомплект возвращает коробке былую четкость переключений и надежность фиксации. «Автомат», в принципе, очень надежен, но он категорически не переносит «рваной» манеры езды с пробуксовками.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ПОДВЕСКА И ТОРМОЗА
Renault Scénic
Передняя подвеска — McPherson, а задняя — оригинальная четырехторсионная. Надежность балки с торсионами очень высока. Спереди все тоже служит достаточно долго, но не слишком живучими оказались сайлент-блоки передних рычагов. Самым слабым же элементом являются втулки стабилизатора поперечной устойчивости. Ресурс основных деталей и узлов составляет около сотни тысяч км, а иногда и больше. Передняя подвеска достаточно проста в ремонте.
С рулевым управлением обычно никаких нештатных ситуаций не возникает. Гидроусилитель работает весьма надежно, а рейка течет редко. Ресурс же рулевых тяг и наконечников находится в пределах сотни тысяч км.
Тормозная система работает четко и эффективно.
Mitsubishi Space Star
Спереди установлены стойки макферсон на поперечных рычагах, сзади — многорычажная подвеска, обеспечивающая подруливающий эффект. На обеих осях есть стабилизаторы поперечной устойчивости. В задней подвеске несколько поперечных рычагов также идут вместе с сайлент-блоками, а вот остальные заменяются отдельно.
Даже на наших дорогах подвеска зарекомендовала себя надежной – до серьезного ремонта может «выходить» не менее 100 тыс. км. Такой срок службы имеют сайлент-блоки передних и задних рычагов и шаровые опоры. Передние амортизаторы могут прослужить около 100 тыс. км, а задние – до 60 тыс. км. Меньше служат только стойки обоих стабилизаторов – 40–60 тыс. км. Фирменные передние рычаги поступают в сборке с сайлент-блоками и шаровыми опорами, но можно найти эти детали по отдельности «в неоригинале».
Рулевая рейка при вращении «баранки» может нервировать неприятным скрипом, исходящим от сальника рулевого вала. Это устраняется либо смазкой проблемного места, либо заменой сальника. Рулевые тяги на наших дорогах «ходят» около 60–80 тыс. км.
К надежности и эффективности тормозной системы претензий обычно нет.
Opel Zafira
Подвеску (спереди стойки McPherson и полузависимая балка сзади) Opel Zafira унаследовал от Astra практически без изменений. Ее лишь адаптировали под более тяжелый компактвэн, усилив некоторые элементы. Примерно 40 000—60 000 км служат стойки и втулки стабилизатора поперечной устойчивости. Шаровые опоры служат почти до 100 000 км. Рулевые наконечники имеют аналогичный с шаровыми срок службы.
Рулевая рейка с электромотором, заменяющим насос ГУР и обычной для подобных систем гидравликой. Как ни странно, электрическая часть работает нормально, а вот сама рейка, точнее, ее уплотнения, подтекает.
К надежности тормозов нареканий нет.
СТОИМОСТЬ НА РЫНКЕ
На белорусском рынке подержанных автомобилей цены на Mitsubishi Space Star 2002-2004 г.в. колеблются примерно от 4300 до 9500 у.е., Renault Scénic стоит от 5800 до 11500 у.е., а за Opel Zafira того же возраста просят 6500-11500 у.е. в зависимости от модификации и состояния каждого конкретного экземпляра.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ