К нам постепенно приходит осознание того, что в крупных городах наиболее удобным средством передвижения являются компактные, экономичные автомобили, которые позволяют с достаточным комфортом переместиться в точку назначения, не испытывая больших проблем с маневренностью и парковкой.
При этом маленькие автомобильчики уже перестали ассоциироваться исключительно с водителями из числа прекрасной половины человечества. Сегодня нередко можно увидеть за рулем, например, Daewoo Matiz крупногабаритного мужчину.
Поэтому мы не будем оценивать внешность автомобилей, не будем пытаться классифицировать наших героев по «половому» признаку. Обратим лишь
пристальное внимание на сильные и слабые стороны каждого из
представленной «троицы» и попытаемся оценить их надежность на основании
некоторых статистических данных. Забегая вперед, скажем, что мы не
будем делать выводов о том, какой из автомобилей представляется
наилучшим выбором. Хотя если подойти к этому вопросу с позиции
разнообразия модификаций, то в выигрышном положении окажется Peugeot
106, который представляет самый богатый выбор кузовного исполнения и
силовых агрегатов (включая дизельные), в то время как Renault Twingo и
Daewoo Matiz предлагаются только с бензиновыми двигателями малого
объема и только с одним типом кузова.
КУЗОВ И САЛОН
Renault Twingo
Однообъемная конструкция кузова этого автомобиля позволила добиться практически невозможного: внутри автомобиль оказывается гораздо просторнее, чем кажется снаружи. Расставленные почти по углам колеса и отсутствие свесов, неплохо отражаются на управляемости и возможностях маневрирования в стесненных условиях.
Вариант кузовного исполнения всего один: трехдверный «однообъемник». Качество оформления интерьера не вызывает больших нареканий. За рулем сможет удобно разместиться даже человек высокого роста. Для того чтобы облегчить посадку и высадку, конструкторы и дизайнеры Renault Twingo сделали двери очень широкими. В салоне пассажиры не будут ущербно себя чувствовать даже на заднем сиденье, которое можно отрегулировать, в том числе и продольно. Салон Renault Twingo частенько становится «убежищем» для голосистых «сверчков». Придется изрядно постараться, чтобы от них избавиться. Кроме внутренних панелей, поскрипывать могут и сиденья.
Надежность электрооборудования находится на не очень высоком уровне. Так, отказ центрального дисплея отмечается достаточно часто. Но чаще всего причиной отказа является нарушение контакта в проводке или износ тросика спидометра. Кроме проверки центрального дисплея, нужно уделить отдельное внимание работоспособности «дворников» и фар, которые также нередко становятся «жертвами» внезапно пропавшего контакта. Теоретически любое электрооборудование следует тщательно проверить перед покупкой Renault Twingo. Помимо диагностики «электрики», нелишним будет проверить и четкость работы замков дверей, так как они постепенно изнашиваются (чаще всего растягивается тросик). Это приводит к невозможности открыть дверь.
Daewoo Matiz
Для того чтобы проникнуться уважением и симпатией к Matiz, достаточно разместиться за рулем и проехать несколько километров по городским улицам с плотным потоком или поупражняться в маневрировании при парковке. Интересным фактом в биографии Daewoo Matiz является его итальянское происхождение. Вернее, итальянским является лишь дизайн, который создавался знаменитым ателье ItalDesign.
На нашем рынке подержанных автомобилей большинство экземпляров Matiz имеют узбекское происхождение: сборочное производство в Узбекистане было налажено в 2001 году. Соответственно, произведенные до этого времени модификации имеют «корейское прошлое». География же поступления Matiz на наш рынок не слишком обширна. Как правило, экземпляры на нашем вторичном рынке были либо проданы в Беларуси новыми, либо были пригнаны из Европы. Корейские Matiz, как правило, выгодно отличаются от узбекских в плане комплектации. Базовые же версии (особенно узбекского производства) не имеют практически никакого допоборудования. «Родной» центральный замок не отличается высокой надежностью, поэтому многие владельцы этой модели предпочитают ставить другой, более надежный механизм.
Кузовной металл тонковат, и для появления сквозных дыр требуется не слишком много времени. Хотя появление явных очагов коррозии на кузове Matiz отмечается достаточно редко. Дело в том, что даже штатная антикоррозийная обработка защищает металл очень эффективно. Но ее срока действия достаточно лишь на несколько лет активной эксплуатации. Поэтому, при покупке, например, 3–5-летних экземпляров обязательно нужно сделать дополнительную антикоррозийную обработку, которая позволит забыть о ржавчине еще на пару лет.
Надежность электрооборудования (если оно есть) можно оценить на «четверку» (по старой доброй пятибалльной системе), хотя возраст модели еще не столь критичен, чтобы делать глубокие выводы по этому поводу.
В конце 2004 года компания General Motors, которая приобрела автомобильное подразделение Daewoo, решила продавать на большинстве мировых рынков корейские автомобили под брендом Chevrolet.
Peugeot 106
106-я стала долгожителем, продержавшись на конвейере без малого 12 лет. Хотя в 1996 году ее подвергли значительному рестайлингу, после которого автомобиль стал выглядеть оригинальнее и гораздо симпатичнее.
Peugeot 106 производили только в кузове хэтчбек, хотя у покупателей был выбор количества дверей (три или пять). Антикоррозийная стойкость кузова заслуживает отдельной похвалы. Автомобили Peugeot издавна славятся долговечностью кузовного железа.
Салон Peugeot 106 не слишком быстро становится «приютом для сверчков». Лишь интерьер пятидверных модификаций несколько чаще позволяет себе поскрипывать на неровностях.
Уровень оснащения Peugeot 106 отличается в зависимости от года выпуска. Переломным в этом плане можно считать 1996 год: рестайлинговые версии получили более богатое оснащение. Хотя говорить об оснащении можно лишь условно, ибо в начальных версиях вообще не предусмотрено каких-либо электроприводов. Однако на нашем рынке нередко можно встретить модификации, имеющие средний уровень комплектации.
Говоря о статистических неполадках, можно отметить, что Peugeot 106 проявляет почти незначительную склонность к электрическим «глюкам». Отчасти, возможно, это объясняется классической конструкцией приборной панели, без каких бы там ни было электрических опций. Но тем не менее перед покупкой Peugeot 106 следует обратить внимание на исправность всех узлов и механизмов, работа которых так или иначе связана с электричеством.
ДВИГАТЕЛИ И ТРАНСМИССИЯ
Renault Twingo
Под капотом этого автомобиля устанавливалась очень скудная гамма силовых агрегатов. В линейке моторов были только бензиновые двигатели. В первые годы выпуска на Twingo устанавливали мотор 1,2 л (55 л.с.) с нижним расположением распредвала. Ресурс этого мотора составляет две-три сотни тысяч километров. В принципе каких-либо слишком серьезных статистических неполадок за ним не водится. Да и в плане обслуживания он обычно не слишком часто требует к себе внимания. Привод ГРМ осуществляется при помощи надежной цепи, ресурс которой составляет почти половину ресурса самого мотора. В целом можно признать, что мотор 1,2 л получился достаточно удачным и раскрыл свои лучшие черты за годы эксплуатации модели. Этот двигатель устанавливался до 1996 года, когда ему на смену пришел модернизированный силовой агрегат 1,1 л, который был мощнее предшественника (60 л.с.). В начале 21-го века на Twingo устанавливали и шестнадцатиклапанную модификацию мотора 1,1 л (75 л.с.). Но реализовать весь потенциал таких мощных модификаций удастся разве что только в городском ритме езды. Для дальних марш-бросков по трассе Renault Twingo практически не приспособлен. На большой скорости управлять этим «малышом» оказывается трудно из-за его маленьких габаритов.
Говоря об особенностях эксплуатации силовых агрегатов, нужно отметить, что залогом беспроблемной «жизни» мотора можно считать выполнение всех требований и рекомендаций производителя. А иногда эти требования нужно соблюдать с поправкой на наши не совсем благоприятные условия. Так, например, привод ГРМ в моторе 1,1 л осуществляется при помощи ремня, менять который желательно несколько раньше, чем требуется (через каждые полсотни тысяч километров).
Особенностью моторов Renault можно считать специфические требования по части использования расходных материалов и жидкостей. Так, например, в качестве охлаждающей жидкости нужно использовать исключительно рекомендованный производителем антифриз, разработанный с поправкой на материалы, из которых изготовлены элементы системы охлаждения. Это позволяет избежать коррозии и разгерметизации, вызванной агрессивным воздействием «обычных» антифризов. Кроме того, как уже отмечалось выше, «электрика» не является сильной стороной Renault Twingo. Это относится и к электромотору охлаждения радиатора. Поэтому нужно при покупке автомобиля проверить работоспособность вентилятора, во избежание перегревов и их трагических последствий.
Со временем многие французские моторы склонны к просачиванию масла через сальники или из-под прокладок клапанной крышки и ГБЦ. Не отличаются повышенной надежностью и разного рода датчики. При их отказе возможны нарушения в работе двигателя и увеличение расхода топлива.
Renault Twingo имеет непривычно широкий для автомобилей такого класса выбор коробок переключения передач. На нашем рынке чаще всего попадаются экземпляры с обычной пятиступенчатой механической КПП. Кроме того, нередко можно найти модификации с трехступенчатым «автоматом», конструкция которого является архаичной. Попадаются также экземпляры, представляющие собой интересный компромиссный вариант: механическая коробка передач с автоматическим сцеплением (с 1994 года). Такая конструкция, разумеется, в случае поломки оказывается менее ремонтопригодной и более затратной, но гарантирует удовольствие от управления. По отзывам владельцев Renault Twingo, проблем с подобной трансмиссией практически не возникает, а в случае чего, ее не слишком сложно переделать на обычную «механику». Для этого, разумеется, придется заменить педальный узел. Как и в случае с моторами, КПП имеют склонность к утечке масла. Но единожды заменив сальники, можно забыть об этой проблеме на несколько лет. Ресурс сцепления также заслуживает лестных отзывов. Поэтому при покупке Twingo выбор КПП может ограничиваться лишь собственными предпочтениями покупателя. С 2001 года на Renault Twingo начали устанавливать КПП, которая имеет два режима: автоматический и ручной.
Говоря о трансмиссии, нельзя обойти стороной конструктивную особенность полуосей, на внутренней стороне которых вместо ШРУСов используется игольчатый подшипник. Иногда случается, что при разрушении этого подшипника иголки попадают в коробку передач, что может вызвать очень нежелательные последствия. Поэтому рекомендуется регулярно проверять состояние подшипников.
Daewoo Matiz
На нашем рынке чаще всего встречаются экземпляры Daewoo Matiz, под капотом которых установлен крохотный 0,8-литровый всего с тремя цилиндрами и мощностью чуть более 50 л.с. Кроме этого, в гамме Daewoo Matiz есть однолитровый бензиновый мотор о четырех цилиндрах. Неоспоримым преимуществом литрового мотора является его тяговитость. Помимо более привлекательных технических характеристик, литровый мотор отличается более значительным ресурсом, порой достигающим трех сотен тысяч километров без «капиталки», в то же время 0,8-литровый двигатель при идентичных условиях эксплуатации способен пробежать на сотню тысяч км меньше.
Многие владельцы этих автомобильчиков весьма лестно высказываются по поводу надежности этой корейской модели. Кроме того, тот факт, что все большее количество Matiz используется в Минске в качестве такси, явно свидетельствует в его пользу. Тем не менее есть некоторые элементы, которые не отличаются слишком большим ресурсом. Так, перед покупкой нужно обязательно проверить состояние сальников двигателя, которые можно смело причислить к группе риска.
К регулярным плановым ТО относятся работы по замене ремня ГРМ. Причем делать это нужно обязательно вместе с установкой нового натяжительного ролика. В случае обрыва ремня ГРМ клапана непременно встретятся с поршнями со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями.
Топливная система моторов Daewoo Matiz достаточно чувствительна к качеству бензина. Но наше белорусское топливо Matiz «переваривает» без особых проблем. Масло рекомендуется менять не реже чем раз в 10 тысяч км. Причем о необходимости выполнения операции по техобслуживанию сигнализирует сам автомобиль, мигая лампочкой check engine (хотя порой этот сигнал говорит о выходе из строя датчиков системы управления впрыском).
К специфическим особенностям моторов Daewoo Matiz можно отнести и не слишком охотный запуск в морозную погоду. Чаще всего в этом повинен крохотный аккумулятор, заменить который на более мощный не получится в силу острой ограниченности размеров соответствующей площадки под капотом.
На этот автомобиль устанавливали три вида КПП: механическую, «автомат» и бесступенчатый вариатор. От последнего лучше отказаться сразу, так как его надежность оставляет желать лучшего, а в случае возникновения проблем отремонтировать вариатор просто не получится. Придется искать бэушный, новые же не продаются вовсе. Наиболее надежной зарекомендовала себя традиционная «механика», которая обычно требует к себе внимания только при плановых ТО по замене масла. Из некоторых специфических неполадок МКПП можно отметить возможность появления затруднений при переключении передач. Происходят подобные неприятности чаще всего из-за старения масла. Что касается «автомата», то и он способен работать довольно долго. Но это не повод отказаться от диагностики трансмиссии перед покупкой автомобиля.
Peugeot 106
Линейка силовых агрегатов этого автомобиля начитается с однолитрового бензинового «флегматичного» моторчика. Более оптимистично выглядят моторы и 1,1 л, хотя и их не назовешь мощными. Кстати говоря, мотор 1,1 литра существовал как в версии с карбюратором, так и с моновпрыском. Наиболее интересно с точки зрения удовольствия от управления выглядят версии с 1,3- и 1,4-литровыми бензиновыми моторами. Следом идут 1,6-литровый бензиновый мотор, мощность которого зависит от года выпуска и составляет от 90 до 120 л.с. Наиболее мощным мотором оснащались «заряженные модификации GTI, максимальная скорость которых составляет более двух сотен километров в час. Правда, за это придется платить повышенным расходом топлива, но ведь «заряженные» автомобили более высокого класса потребляют еще больше горючего. Да и вполне логично, 1,6-литровые моторы обладают бóльшим ресурсом, так как они не всегда вынуждены работать в предельных режимах.
В гамме модификаций Peugeot 106 были и версии с дизельными моторами 1,4 и 1,5 л. Конечно, ожидать от дизеля супердинамичных показателей не стоит. Но этого и не требуется, ведь основным достоинством двигателей на солярке является их экономичность. Разумеется, при этом придется мириться с повышенным шумом и вибрациями, которые свойственны дизелям. Но низкие эксплуатационные расходы не могут не радовать. Главное, перед покупкой оценить техническое состояние мотора на компетентном сервисе, так как из Европы к нам часто попадают уже сильно «укатанные» дизельные автомобили. А в целом надежность дизельных двигателей Peugeot признается одной из самых высоких.
Надежность бензиновых моторов Peugeot 106 также прошла испытание временем: каких-либо серьезных конструктивных изъянов за ними не водится. Одной из особенностей моторов Peugeot (как и других французских моторов) является недолговечность сальников, которые со временем начинают пропускать масло. Кроме того, не отличается долговечностью и система впрыска, которую придется регулировать примерно через каждые года три. При этом до замены дорогостоящих элементов топливной системы доходит редко.
Что касается планового технического обслуживания, то те или иные профилактические работы придется проводить достаточно часто. Например, замена ремня ГРМ производится каждые 50 или максимум 60 тысяч км. Примерно в два раза чаще придется регулировать зазоры клапанов.
Абсолютное большинство экземпляров Peugeot 106, которые продаются у нас, оснащены механической коробкой переключения передач, надежность которой оценивается очень высоко. Как правило, ничего серьезного с ней не происходит. Лишь склонность к течи масла способна подпортить настроение и придать хлопот. Сцепление служит достаточно долго, но не отличается надежностью его тросовой привод. Во избежание частых замен троса (по нескольку раз в год) лучше один раз потратиться на покупку оригинального троса, который прослужит как минимум два-три года. А если ездить аккуратно, то и дольше.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ПОДВЕСКА И ТОРМОЗА
Renault Twingo
Шасси этого автомобиля особо живучим не назовешь. На наших дорогах износ деталей подвески происходит значительно интенсивнее. Но если аккуратно объезжать все дорожные неровности, то глобальное вмешательство в работу подвески потребуется только примерно через каждую сотню тысяч километров. Однако это возможно лишь в идеальных условиях. А в реальности ремонт передней подвески приходится делать почти в два-три раза чаще. Задняя же служит гораздо дольше. Лишь изредка придется менять амортизаторы, а возможно и пружины.
Рулевое управление обычно служит без особых проблем. Разумеется, время от времени потребуется замена некоторых элементов, типа рулевых тяг или наконечников, но делать это придется не слишком часто.
Что касается тормозной системы, то периодического внимания она требует. Так, например, от грязи и соли иногда подклинивают суппорты. Не отличается долговечностью и трос ручного тормоза.
Daewoo Matiz
Подвеска этого «малыша» вполне долговечна, если учесть класс автомобиля. Ресурс основных узлов, таких как шаровые опоры и сайлент-блоки, составляет около 70 тысяч км. Но заменить, например, шаровые опоры можно только в сборе с рычагом, что явно не на пользу эксплуатационным расходам.
Рулевое управление работает весьма четко и надежно. Ресурс рулевых тяг с наконечниками составляет примерно 50-70 тысяч км. А гидроусилитель (если он есть), достаточно редко ломается.
К работе тормозной системы также претензий практически не возникает. Тем не менее следует хотя бы периодически проверять систему на предмет состоянии дисков или наличия подтеков жидкости. Кроме того, не лишним будет и прочистить суппорты от грязи, особенно при эксплуатации в зимний период.
Peugeot 106
Каждому, кто имеет хоть небольшой опыт эксплуатации автомобилей Peugeot, известно, что конструктивной особенностью задней подвески этого автомобиля является наличие игольчатых подшипников, ресурс которых составляет около полусотни тысяч километров. Если их не заменить вовремя, то задние колеса становятся «домиком» (/–\) и начинается почти необратимый процесс износа балки. В конечном итоге приходится менять балку, а ее цена может, мягко говоря, шокировать.
Конструкция передней подвески более традиционна, а ее обслуживание не требует специфических знаний. Ресурс элементов передней подвески не слишком высок. К специфическим особенностям можно отнести отсутствие стабилизатора поперечной устойчивости на большинстве экземпляров Peugeot 106.
Что касается рулевого управления, то слабым его звеном можно назвать рулевые наконечники, которые придется менять почти ежегодно. В остальном все в пределах нормы.
Обслуживание тормозной системы обычно сводится к замене колодок и изредка дисков.
СТОИМОСТЬ НА РЫНКЕ
На белорусском рынке подержанных автомобилей цены на Renault Twingo 2001-2002 г.в. колеблются примерно от 3800 до 4500 у.е., Daewoo Matiz стоит от 2500 до 3800 у.е., а за Peugeot 106 того же возраста просят 3300 – 6000 у.е. в зависимости от модификации и состояния каждого конкретного экземпляра.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Renault Twingo
ДВИГАТЕЛЬ | |||
Модель | 1,1 | 1,2 | 1,2 16v |
Турбонаддув | Нет | Нет | Нет |
Мощность, л. с. | 60 | 55 | 75 |
Крутящий момент, Нм/об/мин | 93/ 2500 | 90/ 4800 | 105/ 3500 |
Максимальная скорость, км/ч | 151 | 150 | 168 |
Разгон до 100 км/ч, с | 13,4 | 14 | 11,7 |
Тип топлива | Бензин | ||
Расход топлива (смешанный цикл), л на 100 км | 6,2 | 6,5 | 5,9 |
Объем топливного бака, л | 40 |
Daewoo Matiz
ДВИГАТЕЛЬ | ||
Модель | 0.8 | 1.0 |
Турбонаддув | – | – |
Мощность, л.с. | 51 | 64 |
Крутящий момент, Нм/об/мин | 69/4600 | 87/4200 |
Максимальная скорость, км/ч | 144 | 152 |
Разгон до 100 км/ч, с | 17 | 15 |
Тип топлива | бензин | |
Расход топлива (за городом), л на 100 км | 5.1 | 5.3 |
Расход топлива (смешанный цикл), л на 100 км | 6.1 | 6.4 |
Расход топлива (в городе), л на 100 км | 7.9 | 8.2 |
Клапанов на цилиндр: | 2 | 2 |
Объем топливного бака, л | 38 |
Peugeot 106
ДВИГАТЕЛЬ | ||||||||||||||
Модель | 1,4D | 1,5D | 1,5D | 1,0 | 1,0 | 1,1 | 1,1 | 1,3 | 1,3 | 1,4 | 1,4 | 1,6 | 1,6 | 1,6 16v |
Турбонаддув | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет |
Мощность, л.с. | 50 | 58 | 58 | 45 | 50 | 60 | 60 | 95 | 101 | 75 | 75 | 90 | 105 | 120 |
Крутящий момент, Нм/об/мин | 82/ 2500 | 95/ 2250 | 95/ 2500 | 73/ 2400 | 74/ 3700 | 88/ 3800 | 94/ 3500 | 117/ 4200 | 108/ 5400 | 111/ 3400 | 120/ 3400 | 135/ 3200 | 135/ 3500 | 145/ 5200 |
Максимальная скорость, км/ч | 145 | 158 | 155 | 150 | 150 | 165 | 164 | 187 | 190 | 175 | 177 | 180 | 195 | 205 |
Разгон до 100 км/ч, с | 21 | 18,5 | 16,9 | 19,2 | 19 | 13,7 | 14,9 | 12 | 10,3 | 11,4 | 13,2 | 10,4 | 10 | 8,7 |
Тип топлива | Дизель | Бензин | ||||||||||||
Расход топлива (смешанный цикл), л на 100 км | 4,8 | 5,2 | 4,8 | 6,3 | 6,3 | 6,4 | 6,1 | 7,4 | 7,8 | 6,8 | 6,4 | 6,8 | 7,6 | 8,1 |
Объем топливного бака, л | 45 |
Владислав БАЛАБАНОВ