Приближается 80-летие одного из самых печальных событий в истории нашей страны. 22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на Советский Союз и началась Великая Отечественная война. Этому событию посвящены телевизионные передачи и многочисленные публикации в печатных изданиях и в интернете.
Готовятся к нему и военные реконструкторы из разных стран. Много внимания уделяется подготовке техники к предстоящим “сражениям”. Участниками реальных боев на Восточном (советско-германском) фронте являлись немецкие танки Pz-I. Вооруженные двумя пулеметами, эти гусеничные машины хорошо проявили себя в испанских событиях в 30-е годы. Но оказались малоэффективными в более крупных боестолкновениях на территории СССР. Большинство из них были уничтожены в первых же баталиях, а оставшиеся стали выполнять только полицейские функции и воевать с партизанами. Поэтому до наших дней сохранились считанные экземпляры такой бронетехники.
Созданием реплик “единички” занимаются разные творческие коллективы, в том числе и в России. Одну из них несколько лет назад построило “Танковое бюро МС-1” в Подмосковном городе Климовске. Эта копия явилась вторым проектом трех друзей.
Более подробно о “Танком бюро МС-1” и его первом проекте советском танке “МС-1” читайте в статье “Танковое бюро МС-1” и его первая модель.
История проекта
Успешное завершение дебютного проекта – создание копийной модели советского танка “Малый сопровождения, первый” принесло известность молодому коллективу из Подмосковья среди любителей военной истории. К Сергею Акимову, Юрию Келейникову и Сергею Уткину стали обращаться с просьбами о создании копий другой бронетехники 30-40-х годов. Так, от одного местного коллекционера и военного униформиста поступил заказ на изготовление какого-нибудь (на выбор исполнителей) “представителя” вермахта.
“У нас сразу появилась мысль собрать небольшой по габаритам танк. Его удобно разместить на обычный автомобильный погрузчик и легко перевозить”, – отметил Сергей Акимов.
“Претендентов” было два. Рассматривались модели Pz-I и Pz-II. Но поскольку “двойку” к тому времени уже собрали другой известный коллектив, остановились на первой из них. На момент начала работ (осень 2015 года) друзья мало что знали о первенце германского военпрома. Только то, что по своим размерам он близок к МС-1.
Посмотрев сохранившиеся фотографии и изучив найденное немецкое руководство по эксплуатации, россияне приступили к работе. Они решили воспользоваться наработками, успешно использованными в предыдущем проекте – реплике первой продукции военной промышленности Страны Советов и пойти по пути создания облегченной конструкции с применением современных технологий и материалов. Но не получилось.
“У немцев другие гусеницы и траки. И сделать их композитными из металло-пластика, как на МС-1, оказалось невозможным”, – объяснил Сергей Акимов.
Попытались сами отлить колеса, похожие на оригинальные. Но они оказались тяжелее. А с самодельными бандажами из полиуретана катки оказались вообще неподъемными. Стали собирать тележку с рессорами, и здесь вес превысил настоящий.
Пришлось пойти другим путем.
“Мы теперь использовали технологии, которыми руководствовались сами немцы при создании своих танков”, – рассказал сотрудник бюро “МС-1”.
И если изначально планировалось создать облегченную копию, то теперь пришлось собирать максимально приближенную по весу к оригиналу.
Процесс начался с тщательного обмера музейного экспоната, находящегося в экспозиции Российского бронетанкового музея в городе Кубинка. Сотрудники бюро обращались и к поисковикам с просьбой о предоставлении деталей от настоящих PzKpfw-IB. Каждый такой артефакт они измеряли и делали компьютерные чертежи. А потом изготавливались их копии. Так, по заказу климчан, по разработанной ими в 3D документации, профессиональные литейщики отлили катки и траки. После того как ребята скомплектовали все элементы подвески и гусениц, пришла пора изготавливать бронекорпус. Начали с так называемой панцер-ванны (нижняя часть корпуса танка). Ее изготовили из вырезанных лазером и сваренных вместе с помощью полуавтомата листов 12-мм стали. Броня оригинала составляла 13,5-14 мм. Для подбашенной коробки и капота использовались 8-мм заготовки.
Для танковой башни вначале делалась выкройка, которую затем крутили на вальцах и сворачивали. Правда башню, капот и подбашенную коробку, облегчили на 4 мм по сравнению с оригиналом (с 12 мм до 8 мм ).
Двигателем для “немца” послужил японский 32-сильный дизельный двигатель Mitsubishi, к которому подключили гидронасос и гидромоторы для вращения зубчатых колес и гусениц.
Первый показ копийного танка PzKpfw-IB состоялся на военно-исторической реконструкции на Бородинском поле осенью 2017 года, посвященной одному из сражений битвы за Москву в начальный период Великой Отечественной войны.
А весной прошлого, 2020 года, продукцию “Танкового бюро “МС-1” увидели посетители ежегодной выставки ретро техники “Олдтаймер-Галерея” Ильи Сорокина в Москве.
P.S. С течением времени сотрудники бюро освоили не только технологию сборки реплики германского танка, но и научились сами отливать элементы ходовой части и гусениц в той же весовой категории, что и в прототипе. Благодаря полученному опыту и навыкам они теперь самостоятельно и без посторонней помощи, собирают еще один теперь уже оригинальный неходовой экземпляр PzKpfw-IB для музейной экспозиции из комплектующих заказчика. А все недостающее изготавливают сами.
Параллельно Сергей Акимов, Юрий Келейников и Сергей Уткин с использованием оригинальных запчастей, особенно по ходовой части, собирают модель самоходки Sturmpanzer I Bizon, выпущенной на базе “единички” германской военной промышленностью в количестве 38 штук.
Планируется, что к концу года оба танка будут готовы.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото С.Акимова и А.Трохачева
Удивляюсь выдержке и настойчивости ребят! Такие проекты занимают много времени и сил..Молодцы!