В нашей стране проходят съемки будущего 8-серийного сериала с рабочим названием “За полчаса до весны”.
Этот кинопроект, являющийся совместной работой белорусских и российских кинематографистов, посвящен известному отечественному музыканту – руководителю популярного вокально-инструментального ансамбля “Песняры” Владимиру Мулявину. В съемочном процессе принимает участие и ретро авто и мото техника, предоставленная минским автоколлекционером и автореставратором – председателем общественной организации “Наша Победа” Василием Терешко: ГАЗ-51, ГАЗ-АА, мотоцикл М-72 и др.
“ПАЗик из Борисова”
Наибольший интерес из “железных” актеров представляет автобус ПАЗ-651. И дело не в том, что за его “плечами” большой кинематографический стаж (с 2008 г) со съемками в нескольких десятках отечественных и зарубежных фильмов и сериалов: “Мессинг”, “Краков”, “Красная королева” и др. А в истории создания данного экземпляра.
Небольшой экскурс
Предшественником 19-местного автобуса капотной компоновки ПАЗ-651 стала модель ГЗА-651, производство которой на удлиненном шасси от ГАЗ-51 началось в 1949 году на Горьковском автобусном заводе. В 1952 г. ее выпуск с небольшими изменениями уже под индексом ПАЗ-651 передали на “Павловский автобусный завод”.
Особенность “киноактера” из Беларуси
А вот ПАЗ-651, снимающийся сейчас в новом белорусско-российском сериале, имеет не российское происхождение. Оказывается, его собрали в 1956 году на Борисовском автосборочном заводе.
История БАРЗ
Борисовский автосборочный завод был создан в 1945 году на основе автоэвакуационной базы. И сейчас ОАО “БАРЗ” продолжает свою производственную деятельность в нашей стране.
“В Борисове автобусам ПАЗ-651 давали вторую жизнь. Главным образом, меняли старые сгнившие заводские деревянные кузова на кузова собственного производства”, – объяснил Василий Терешко.
Уже несколько лет автораритет принадлежит нынешнему владельцу, и только недавно Василий Евгеньевич обратил внимание на особенности своей автотехники. Оказывается, в отличие от горьковского кузова, конструкция данного автотранспорта изготовлена кустарно и более грубо. Она не имеет люков в крыше, и форточки внутри сделаны наглухо и не открываются. Что, по мнению автоколлекционера и автореставратора, указывает на не заводское происхождение.
Еще в серийном 651-м есть окошко, где в центре указывается номер маршрута, а слева и справа – маршрут: откуда и куда следует автотехника. У “киноактера” сохранилось пространство только для цифры. А это характерная особенность для белорусской сборки машин.
И последнее. Василий Терешко считает, что на автосборочном заводе могли поступить и иначе. Они заказали новое стандартное шасси ГАЗ-51 с кабиной, на которое установили свой кузов.
“При внимательном осмотре видно, что автошасси нарастили самодельным способом с помощью стремянок и двух швеллеров”, – уточнил автоколлекционер.
А для того, чтобы не проводить сертификацию, воспользовались документами от списанного автобуса ПАЗ-651.
Так и появился данный экземпляр автобуса.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и В.Терешко