В конце августа 2012 года на Боровой свой музей открыла сеть автозаправочных станций “А-100”. На небольшом участке, на территории расположенной тут бензоколонки, под открытым небом разместились порядка пятнадцати экспонатов. Они показывали историю топливной отрасли. И охватывали период с 40-х по 80-е годы прошлого столетия. Часть из них до сих пор располагается здесь. Другая переехала в закрытое помещение.
Одним из самых дорогих экспонатов для создателей экспозиции стал автомобиль-топливозаправщик ГАЗ 53.12 1988 года выпуска.
История “А-100” начиналась с двух таких “газонов”, которые получили ласковое прозвище “Зинка”. Их эксплуатация началась в 1994 году, а завершилась на стыке XX и XXI веков. На сегодняшний день сохранился только один такой экземпляр. В течение двух месяцев его отреставрировали и покрасили. А потом разместили среди других раритетов. Когда данный экземпляр перестали использовать по основному назначению, было принято решение о его сохранении. Так несколько лет назад у руководителя ГК ”А-100” Александра Центера возникла идея о cоздании в рамках музейной коллекции своего отдельного собрания ретро автотехники. И ГАЗ 53.12 стал первым ее представителем.
Новое музейная экспозиция
Четыре года назад сотрудники компании “А-100” отремонтировали старый ангар, расположенный возле летного поля минского аэроклуба. После чего данное закрытое помещение стали использовать как музейное здание. Сюда переехали некоторые экспонаты с открытой площадки. Вместе с ними сюда перебралась и “Зинка”, которая сейчас расположилась на улице возле музея.
А два года назад у ГАЗ 53.12 появились соседи. На стоянку рядом стали два топливозаправщика, находившиеся до этого на базах хранения вооруженных сил Республики Беларусь.
“Наша компания занимается перевозкой нефтепродуктов, поэтому и ретро технику приобретаем соответствующего назначения”, – отметил начальник транспортной службы АЗС “А-100” Сергей Талай.
Место слева занял спецавтомобиль на базе грузовика ГАЗ-66, выпущенный в 70-е годы прошлого века. А справа – на автошасси КрАЗ-255Б 1986 г.в. Причем, перевозить его пришлось сразу, испытав на прочность и проходимость.
“На КрАЗе не было регистрационных знаков, поэтому запрещено было ехать по платным дорогам. Пришлось двигаться окружными путями по бесплатным автодорогам с различным покрытием”, – рассказал начальник транспортной службы АЗС “А-100”.
Обе машины находятся в хорошем техническом состоянии и на ходу. В Минск они приехали самостоятельно, преодолев 150 и 350 км соответственно. Автотранспортным средствам не потребовалось никаких реставрационных работ. Модели сохранились почти в родной комплектации.
Наиболее редкие экземпляры ретро автомобилей хранятся внутри самого здания. В настоящее время посетители могут увидеть уникальные белорусские грузовики МАЗ-205 и МАЗ-502А , об истории и восстановлении которых уже писала наша газета. Вместе с ними поставили автотехнику хозяйственного назначения ЗИЛ-160, изготовленный в 1957 году. Его купили у одного белорусского коллекционера.
“Александр Львович Центер – человек увлеченный историей, в том числе и автомобильной”, – объяснил Сергей Талай.
Поэтому неудивительно, что в экспозиции представлена продукция не только советского автопрома, но и зарубежного. В мае 2015 года во время презентации музея “Американская ретро бензаколонка” состоялся первый показ легкового Ford T , выпущенного в 1924 году. Экспонат привезли из США. Чтобы привести “американца” в надлежащее состояние реставраторам пришлось долго повозиться. Основные сложности создавал двигатель. Он перегревался. Мотор перебрали и промыли все системы. К сожалению, полностью перебои устранить не удалось, но дефект стал менее проблематичным.
Из-за границы в Республику Беларусь прибыла легковушка Fiat 1921 г.в.
Чтобы поддерживать ретро технику в работоспособном состоянии, сотрудники транспортной службы постоянно осматривают ее и ежемесячно запускают силовые агрегаты автомобилей, проверяют их состояние на наличие подтеков и прочих неисправностей. Летом уличным экспонатам предстоит обновление внешнего вида, т.е. покраска.
P.S. Помимо “живых” машин в музее имется и экспозиция точных масштабных копии автомобилей. Такие миниатюры приобретает Александр Центер во время различных поездок и получает их в качестве подарков от друзей и деловых партнеров.
Что касается основной автотехники, то в будущем ожидается ее пополнение.
“В настоящее время наш руководитель ведет переговоры о покупке автоцистерны на базе советской “полуторки” ГАЗ-АА”, – поделился свежими новостями Сергей Талай.
А еще идут поиски спецтехники на шасси отечественного МАЗ-500. Время от времени Ford T и Fiat принимают участие в различных ретро мероприятиях, проводимых в нашей стране. Увы, но для грузовых автомобилей такие выезды не предусмотрены. А хотелось бы их увидеть на выставках. Думаю, что их появление вызвало бы немалый интерес.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и А.Вовка
Читайте также Второе рождение белорусского самосвала МАЗ-205
А автор хоть понимает что он пишет?
И ГАЗ 53.12 не существовало..
Свои замечания вы можете высказать Юрию Влодавскому +375 29 708 30 23