Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Ретро грузовики Владимира Протасени

Просмотрено

В Республике Беларусь появилось немало людей, занимающихся коллекционированием и реставрацией ретро автомобилей. В основном, они собирают модели легковых машин и внедорожников.

И лишь небольшая часть владельцев автораритетов имеют в своих коллекциях экземпляры представителей коммерческой автотехники: грузовиков, автобусов и пр. Одним из них является житель агрогородка Козловичи Слуцкого района Минской области Владимир Протасеня.

Поиском и реставрацией ретро автотранспортных средств он занимается с конца 90-х годов, но только несколько лет назад у него появился грузовой автотранспорт. Как считает Владимир Адамович, отсутствие таких средств передвижения у белорусских коллекционеров связано рядом причин.

“Во- первых, для их хранения требуется много места, и не у всех оно есть. А во-вторых, наше законодательство не позволяет приобретать грузовики в частное пользование. Проще порезать машины на металл, чем продать их желающим”, – объяснил случанин.

А еще особенность эксплуатации грузовиков состоит в том, что они работают практически до “последнего дыхания”.

Сейчас в Старых Дорогах находится база хранения военной техники. Ее сотрудники хотели бы создать свою экспозицию грузовой автотехники советского производства, стоявшей на вооружении Министерства обороны. Но смогли восстановить только несколько экземпляров.

История создания коллекции грузовиков

“Сейчас меня больше интересуют грузовики”, – отметил Владимир Протасеня. Любовь к таким автомобилям у коллекционера с детства. Его отец много лет работал водителем. Вначале это был американский Studebaker. Потом его сменили ЗИС-5 и ГАЗ-51, а последним стал самосвал ГАЗ-93А. На нем возили картошку и другие грузы. Уже после смерти старшего Протасени, машина еще долго эксплуатировалась. А потом с приходом нового руководителя автотехнику списали. У нее отрезали задний мост и выбросили рессоры. А сам автомобиль хотели пустить под пресс.

Ретро грузовики Владимира Протасени
ГАЗ-93А

“Когда я узнал, что машину планируется сдать в металлолом, я обратился к руководителю хозяйства с просьбой выкупить ее, но получил отказ”, – рассказал Владимир Адамович.

Тогда будущий владелец автораритета связался с председателем местного райисполкома, и вопрос решили положительно. Теперь реставратор собирает необходимые запчасти для предстоящей реставрации отцовского автосамосвала.

Ретро грузовики Владимира Протасени
Автосамосвал ГАЗ-93А сейчас

Кроме ГАЗ-93А уже также приобретены ЗИЛ-164, ГАЗ-51 и ЗИС-5, над восстановлением которого особенно придется повозиться. Но этот процесс уже идет.

Ретро грузовики Владимира Протасени
ГАЗ-51
Ретро грузовики Владимира Протасени
ЗИС-5

А еще кроме “представителей” отечественного автопрома у Владимира Протасени имеется польский микроавтобус NYSA.

Ретро грузовики Владимира Протасени
Польский микроавтобус NYSA

В настоящее время ведутся переговоры о приобретении еще одного автоветерана – ЗИЛ-157, несмотря на возраст, находящегося в хорошем техническом состоянии.

P.S. И последнее. Если ретро модели ГАЗа, ЗИЛа и других советских автозаводов еще можно найти, то с продукцией Минского автомобильного завода возникают большие сложности. Их найти почти невозможно. По мнению, Владимира Адамовича, белорусские  грузовики наиболее выносливые, по сравнению со своими “коллегами”. “Их полностью добивали, а потом оставшийся металл списывали”, – уточнил житель агрогородка Козловичи.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и В.Протасени

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Бронеавтомобиль БА-64Б из Слуцка

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Один ответ

  1. Хорошо, когда есть люди, стремящиеся сохранить историю для потомков…

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram