В белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны открылась выставка “Следы войны”
Несколько дней назад в белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны открылась выставка “Следы войны”. Это совместный выставочный проект самого учреждения и частного коллекционера-реставратора Алексея Тикунова. Как рассказал на торжественном открытии данной экспозиции директор музея Николай Скобелев: “Выставку мы сделали быстро”. Она была смонтирована в одном из музейных залов за рекордные шесть дней. В ней демонстрируются более 200 предметов военного обмундирования и амуниции из музейных фондов и частной коллекции ее владельца. Здесь можно увидеть редкие образцы военной формы и амуниций бойцов и офицеров Красной Армии и солдат вермахта, личные вещи, сувениры и многое другое, принадлежавшие участникам Великой отечественной, Второй мировой войн.

Алексей Тикунов – полковник пограничных войск в отставке. После завершения военной службы, которой отдал почти тридцать лет, он стал работать в Минском городском кадетском училище N2, где полтора года преподает авторетродело.
Свой первый опыт в реставрации новоявленный преподаватель получил во времена военный службы, когда командовал одной из пограничных частей. Тогда он приобрел автомобиль ГАЗ-М20 “Победа” и занимался его восстановлением. Сейчас эта машина, как и еще одна ЗАЗ-965 “Запорожец”, находятся в полном оригинальном состоянии.

Но все же основной сферой деятельности отставного военного являются мотоциклы. Как рассказал реставратор, свое первое мототранспортное средство передвижения он собрал в деревне в 12 лет. А любовь к технике у него от мамы. Кстати, на выставке представлено много фотографий. На одной изображена мама коллекционера за рулем одного из первых советских послевоенных мотоциклов.
Вот и на выставке среди ее экспонатов представлены 10 мотоциклов советского и немецкого производства. Большинство из них вернул к жизни Алексей Тикунов вместе со своими учениками и коллегами по увлечению. Но есть здесь также один музейный экспонат и несколько машин, восстановленных руками друзей настоящего полковника.

Весь ретромототранспорт разделен на три периода. В первом представлен мототранспорт германского вермахта, стоявший на вооружении в начале войны, во втором – в период освобождения БССР от немецких войск. Третий – советские послевоенные машины, созданные на базе трофейной техники. Посетители увидят зарубежные модели DKW и отечественные, производства Московского, Минского и Ижевского заводов.
“Мотоциклетная тематика сейчас в особенном тренде”, – сказал Алексей Тикунов перед началом осмотра.
В день открытия коллекционер провел первую экскурсию по выставке, где рассказал о представленных экспонатах, истории их создания и приобретения. У каждой из выставленных двухколесных машин своя биография. Транспортные средства приобретались в России и в нашей стране. К моменту покупки они находились в разном состоянии сохранности. Одни сохранились лучше, другие –хуже. Соответственно и период их восстановления был разный. Например, советский мотоцикл “Москва М1А” собрали из мотохлама за двенадцать дней в начале мая. А один из немецких – за четыре, накануне открытия выставочной экспозиции.

Это еще не все модели, которые есть у полковника пограничных войск. Несколько еще находятся в реставрации.
“Мы заинтересованы в сотрудничестве с частными коллекционерами, потому что у них есть такие артефакты, такие вещи, которыми не могут похвастаться многие музеи. Мы заинтересованы, чтобы коллекционеры представляли свои выставочные вещи и свои произведения для широкой публики. .. И вот как раз наш проект будет развивать эту тематику взаимодействия с частными коллекционерами”, – сказал, открывая выставочное мероприятие , директор музея Николай Скобелев.
Планируется, что выставка “Следы войны” закроется 17 июля. В течение всего времени работы ее будут постоянно совершенствовать.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора