К сожалению, в Республике Беларусь почти не сохранились экземпляры реактивных систем залпового огня, установленные на шасси грузовика ГАЗ-63. Единственным их представителем, о котором я знаю, является экспонат историко-культурного комплекса “Линия Сталина” – РСЗО БМ 14-16.
В июне 2018 года нашу страну посещали участники Второго бронепробега Союзного государства России и Беларуси “Дорога Мужества”, организованного общественной организацией “Военно-техническое общество России”. В их составе находился еще один “представитель” такого типа “Катюш” – БМ 14-17. Модификации отличаются друга от друга количеством стволов и их расположением. У российской их 17 (8 в нижнем ряду и 9 в верхнем) против 16 у белорусской (по 8 в два яруса). Еще у “россиянина” имеется лебедка между бампером и радиатором.

Участник бронерпобега РСЗО БМ-14-17 в Минске
РСЗО 14-17
Данная автотехника принадлежит члену “ВТО” москвичу Вадиму Попову. Офицер запаса много лет собирает армейские автомобили, в разное время стоявшие на вооружении Советской Армии. Сейчас в его коллекции насчитывается несколько десятков моделей машин “made in USSR”. Любовь к такой технике у него появилась еще в детстве благодаря дедушке – военному водителю.
Пять лет назад житель российской столицы приобрел армейский полноприводный грузовик ГАЗ-63 (4х4), выпущенный в 1967 году. Подобный автотранспорт он специально искал в течение года по всей стране, а нашел в Волгоградской области. Его привезли в Москву, где автораритет полностью отреставрировали и восстановили. На это ушел еще один год. Сейчас автомобиль находится в хорошем техническом состоянии и полностью состоит из оригинальных деталей и агрегатов. Владелец придерживается принципа: “Машины должны полностью соответствовать заводской комплектации”.
Если сам грузовик – это настоящая продукция автопрома страны советов, то реактивная установка, размещенная на нем, – новодел. Правда, внешне она ничем не отличается от реальной.
“Захотелось установить на автомобиле необычную надстройку, отличающуюся от хорошо известных”, – объяснил свой выбор Вадим Попов.
В Волгоградской области живет сварщик-виртуоз, который по чертежам может сварить любую конструкцию. К нему и обратился автовладелец с просьбой об изготовлении копии такой реактивной системы залпового огня и предоставил всю необходимую документацию для этого. В течение года из труб и уголков волгоградец создал макет в точном соответствии с техникой, выпускавшейся советским военпромом на протяжении нескольких лет. Эту псевдо артсистему смонтировали на модель Горьковского автозавода. Так появилась данная модель. Кстати, новая установка может подниматься, опускаться и вращаться, как заводская.
Выбор изображения флага ВМФ на кабине автомобиля оказался неслучайным. БМ-14-17 поставлялись и частям морской пехоты СССР.
“Я искал необходимое фото в интернете, когда только задумал создать подобную PСЗО. И одна из лучших фотографий, которая мне понравилась, была с такой эмблемой”, – отметил Вадим Попов.

РСЗО БМ-14-17 на базе в Подмосковье перед выездом на бронепробег

РСЗО БМ-14-17 на Поклонной горе в Москве
P.s. На своей машине россиянин проехал несколько тысяч километров. Вместе они принимали участие в разных мероприятиях, проходивших не только в России, но и за ее пределами. Но пришли иные, тяжелые времена. Сейчас по ряду сложившихся обстоятельств Вадим вынужден расстаться с частью уникальной коллекции автотехники. Наиболее редкие экземпляры он решил оставить, остальные – продать. В основном, их покупателями являются граждане стран из дальнего зарубежья. На очереди РСЗО БМ-14-17.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и В.Попова