Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Шаг вперед и два шага назад

Шаг вперед и два шага назадПосле ухода из "Формулы-1" таких промышленных гигантов, как Honda, BMW и
Toyota, независимые команды стали значить намного больше, и понятно,
что в связи с этим "спонсорский мешок" гонщиков стал цениться заметно
сильнее.

 

И только четыре из двенадцати команд "Формулы-1" имеют
достаточно средств для долгосрочного существования. 

Команды Red Bull, McLaren, Ferrari и Mercedes имеют вполне комфортное и оплаченное будущее. Самым маленьким бюджетом (40 млн евро) обладает команда HRT, в которой работают только 120 человек. А вот самый большой бюджет – у команды Red Bull (330 млн евро), в прошлом сезоне завоевавшей оба титула. Также сравнительно небольшим экономическим потенциалом обладают Virgin (60 млн евро) и Lotus (70 млн евро). Такие команды как Williams, Force India и Toro Rosso имеют бюджет в 80 млн. евро. В свою очередь, в составе Williams, Sauber и Lotus Renault в 2011 году будут выступать рента-драйверы (пилоты, приводящие с собой спонсоров, которые оплачивают место в команде). По слухам, спонсорская поддержка Виталия Петрова в предстоящем сезоне увеличится в два раза по сравнению с 2010 годом, что станет хорошим подспорьем для команды Lotus Renault GP.

 

А вот Ярно Трулли считает, что "Формула-1" откатилась на 20 лет назад в том плане, что сейчас команды в гораздо большей степени ценят финансовую поддержку пилотов, а не их талант. И Трулли уверен, что это не идет на пользу чемпионату, а, напротив, приносит вред, так как талант пилотов отошел на второй план. "За пару последних лет "Формула-1" пошла по отвратительному пути. За выступления платят все меньше и меньше, и единственным интересом стали большие деньги, которые приносят "маленькие" пилоты, – сказал Ярно. – Только четыре команды могут гарантировать, что у них отличные гонщики, уровень всех остальных невероятно низок. Когда я начинал выступать, качество чемпионата было намного выше, потому что заводские конструкторы нанимали побеждающих пилотов. А в наши дни бюджеты многих команд образуются за счет денег, которые приносят гонщики. Команда Lotus одна из самых серьезных новых команд, но и у нее есть финансовые трудности, поэтому нам тоже приходится искать деньги. Все так и есть, у нас маленькая организация, и наш отдел маркетинга далеко не такой как у топовых команд, нам трудно. "Формула-1" откатилась на 20 лет назад – много маленьких коллективов и только несколько больших конструкторов".

 

Фернандо Алонсо – самый высокооплачиваемый пилот "Формулы-1" в 2011 году с официальной зарплатой более 40 млн долларов

 

 

 

Да, рынок пилотов "Формулы-1" снова переживает период изменений, а понятие "рента-драйвер" возвращается после 5 лет отсутствия. С точки зрения объема заработков стартовое поле в 2010 году было полно контрастов. По совокупности на заработную плату было потрачено 130,85 млн долларов, но целых 72 % в этой сумме занимает доля лишь пяти пилотов – Фернандо Алонсо, Льюиса Хэмильтона, Дженсона Баттона, Филиппе Массы и Михаэля Шумахера. После прихода в Ferrari Алонсо стал первым пилотом с зарплатой 40 млн. долларов в год, таким образом, был установлен исторический рекорд. Но между богатыми и бедными в "Формуле-1" образовалась широкая пропасть. Несмотря на то, что Алонсо получал рекордные суммы, несколько пилотов не получали зарплату, вместо чего приносили в команду спонсорское финансирование в обмен на место в ее кокпите. Впервые с 2005 года пилоты получали места в командах под действием третьих сил. Изменение имиджа и статуса большинства команд значительно определило такие перестановки. Маленькие команды-новички не собирались, или не были способны платить большие деньги за своих пилотов, в отличие от тех команд, которым они пришли на смену – официально поддерживаемых автопроизводителями. Самая бедная из новых команд "Формулы-1" – HRT. Еще при составлении бюджета на 2010 год они предусмотрели доходы в 16 млн. долларов от своих пилотов, но постоянная смена их состава позволяет оценить, что достичь этого было не так просто. Virgin заключила контракт с Энди Соучеком в качестве "рента-тест пилота", и он покинул команду в конце года, выплатив около 1,4 млн долларов за очень ограниченное время, проведенное в машине. Но не только новые команды расширили круг своих источников доходов.

 

Преимуществом спонсорских взносов воспользовались и стабильные команды, например, Renault, заключив контракт с россиянином Виталием Петровым. Он набрал на 109 очков меньше, чем его партнер по команде Роберт Кубица, но российские спонсоры принесли в команду около 5,5 млн долларов в дополнение к 10 млн, уплаченных отцом Виталия, то есть, его присутствие оказало команде необходимую помощь. Renault оказалось в достаточной степени быстрой машиной, чтобы акцентировать внимание на том, что вклад Петрова в команду был более, чем финансовый. Спортивный директор Эрик Булье заявил, что "сейчас у нас есть пилоты, готовые заплатить в 2 раза больше, чем Виталий", а собственник Жерар Лопес признался, что "спонсоры, которые пришли вместе с Петровым, были очень хороши".

 

Как считают специалисты, Виталий Петров при поддержке Правительства Российской Федерации и заинтересованных русских компаний
принесет в 2011 году команде Lotus Renault GP около 20 млн долларов

 


Несколько других новичков в 2011 году последует по стопам Петрова. Мексиканец Серхио Перес принесет в Sauber около 10 млн долларов от местной телекоммуникационной компании Telmex. Williams отказалась от услуг многообещающего Нико Хюлькенберга в обмен на венесуэльца Пастора Мальдонадо, имеющего хорошую поддержку. Мальдонадо – чемпион GP2 2010 года, то есть не последний пилот, но тот факт, что на стартовой решетке GP2 он был пилотом с самой большой поддержкой, отнюдь не препятствует его продвижению. Имея около 3 млн долларов личных спонсорских денег, у него значительное преимущество над конкурентами. Венесуэльцы инвестируют в Williams около 15 млн долларов в следующем году, что будет для команды, теряющей 44 млн от разрыва спонсорских контрактов с RBS, Philips, McGregor и Air Asia, значительным бонусом.


Впрочем, Петров, Перес и Мальдонадо – все они победители GP2. А их финансовая поддержка лишь только делает их более привлекательными, чем равных по квалификации конкурентов. Несложно увидеть то, почему именно их взяли в пилоты команды, которым нужно латать дыры в бюджете. Такое положение вещей резко контрастирует с 90-ми годами прошлого века, когда "рента-драйверы" только начали появляться в "Формуле-1". Вспомним японца Таки Иноуе, никогда не набравшего ни одного очка, но однажды оказавшегося в медицинской машине. Далее последовали дети богатых родителей, например, Педро Диниц, сын бразильского ритейл-магната, который принес в "Формулу-1" казавшийся бесконечным поток денег от брендов, представленных в магазинах Диница-отца. Основная проблема, с которой сталкивается "Формула-1" с возвращением понятия "рента-драйвера" предстает через факт того, что даже талантливые пилоты должны искать спонсоров, чтобы занять место в "Формуле-1". И есть реальный шанс того, что пилот с истинно звездным талантом не сможет найти бюджет. Но у таковых пилотов есть шанс показать свои таланты перед большими людьми "Формулы-1" и начать обеспечивать свою карьеру самостоятельно позже. Невозможно быть "рента-драйвером", регулярно приводя машину на подиум. В конце концов, впоследствии семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер выплатил в пользу Jordan 150 тысяч долларов за свой первый Гран-при в 1991 году. В последующие 20 лет за счет зарплаты он вернул себе в 3000 раз большую сумму.

 

Добавить комментарий

0
Вот это цифра