Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Шум, вибрация и музыка на дороге

Шум, вибрация и музыка на дорогеБесшумные машины бывают только на автосалонах. Любой автомобиль – неизбежный источник шумов, пусть даже машины в скором будущем будут ходить на аккумуляторах или топливных элементах.

Автомобиль, движущийся по дороге с неровной поверхностью, испытывает
колебания различной амплитуды и частоты, которые оказывают
непосредственное физиологическое воздействие разного типа на организм
человека. Длительное воздействие вибрации вызывает утомление и головную
боль. В итоге ухудшается зрительное восприятие, снижается внимание,
замедляются психомоторные реакции, понижается точность действий.  Чаще
влиянию вибраций подвергаются водители тяжелых грузовых автомобилей. В
комбинации с шумом отрицательное влияние вибрации на организм
значительно усиливается, что оказывает нежелательное воздействие
непосредственно на слуховой орган человека и вызывает нарушение высшей
нервной деятельности. Под влиянием шума удлиняется латентный (скрытый)
период двигательной реакции, оно также проявляется в снижении
устойчивости ясного видения, в ослаблении сумеречного зрения, в
нарушении координации движений, функции вестибулярного аппарата и в
наступлении преждевременного утомления.

Реагирует на шум и сердечно-сосудистая система – изменяется ритм сокращения сердца (тахикардия), расширяются или сужаются сосуды, что нередко ведет к гипертоническому кризу. Шум воздействует также и на дыхание (меняется его ритм), под влиянием шума довольно часто возникают и нарушения пищеварения.

Уровень шума при движении на автомобильном транспорте составляет 72-92 дБ. Чем выше частота звука, тем больше его утомляющее действие, но когда интенсивность звука достигает 90 дБ (рев двигателя стоящего рядом МАЗа), утомление наступает и при отсутствии высоких частот. Кстати, при интенсивности шума всего 50 дБ человеку без привычки практически невозможно заснуть. А если он и заснет в машине, то после пробуждения чувствует усталость и головную боль, а нередко и учащенное сердцебиение. Например, для дальнобойщиков сон на колесах не дает организму полноценно восстановить силы, что нередко приводит к хроническому переутомлению и депрессии – одной из самых распространенных причин многих заболеваний. Постоянная усталость отрицательно сказывается на способности человека к безопасному управлению автомашиной.

БОРЬБА С ШУМОМ НА ДОРОГЕ

Снизить вред автодорожных шумов можно, усовершенствовав шумоизоляцию автомобиля:

-звукопоглощающая обшивка под капотом двигателя, которая, кроме поглощения шума двигателя, амортизирует вибрацию, а также внутренняя обивка салона;

-звукопоглощающий материал на потолке кузова;

-плотные прокладки, расположенные на внутренней поверхности крыльев;

-покрытие звукопоглощающими материалами металлических поверхностей (крышка багажника);

-резиновые прокладки на раме;

-плотная подгонка окон.

Желательно также избавиться от прямоточного глушителя – он увеличивает интенсивность шума низких частот, который негативно сказывается на нервной системе человека.

Для многих по карману дорогой противошумовой тюнинг, который сделает вашу машину практически бесшумной. Но повышенная звукоизоляция салона с установкой антишумовых противофазных звукогенераторов практически превращает салон в сурдокамеру, отрезанную от любых звуков извне. Излишняя звукоизоляция принесет больше вреда, чем пользы.

Профессиональные водители постоянно прислушиваются к посторонним звукам, что позволяет избегать опасных дорожных ситуаций. Звуки колес дают водителю информацию о качестве дорожного покрытия, а шум работы двигателя – о технической исправности машины. Водитель должен воспринимать звуковые сигналы обгоняющих автомобилей и другие внешние шумы, необходимые для ориентировки и наиболее полной оценки дорожной обстановки. Человека психически угнетает полная тишина и неподвижность, поэтому водитель включает музыку в салон

МНОГО МУЗЫКИ – ХОРОШЕЙ И РАЗНОЙ

Музыкальные динамики – еще один источник шума. Чтобы преодолеть внешний шум, многие автолюбители устанавливают чересчур мощную аудиосистему. Это очень эффектно, но совсем не полезно как для прохожих и проезжающих, так и для самого водителя.

Многое зависит от темпа музыкального произведения. При громкой музыке с «забойным» ритмом водители начинают приходить в эйфорическое возбуждение и неосознанно повышают скорость. К тому резонансное дребезжание салона под ударами басов вызывает раздражение, что пагубно сказывается на центральной нервной системе. Исследования установили, что водители в состоянии возбуждения, вызванного рок-музыкой, в пять раз чаще провоцируют аварийные ситуации и попадают в ДТП. Водители, включающие музыку на полную громкость, в два раза чаще проезжают на красный свет и не замечают предупреждающие дорожные знаки.

Однако совсем без музыки в автосалоне нельзя, как и без внешнего шума. После прослушивания музыкальных произведений определенного жанра ритм сердца становится более стабильным и устойчивым, что свидетельствует об уменьшении нервного напряжения водителя во время вождения. Успокоить нервы можно негромкой и мелодичной музыкой. При прослушивании такой музыки водители успокаиваются и ведут себя гораздо адекватнее в аварийной ситуации. Подбодрить и прогнать сон помогает ритмичная музыка. Лучше всего прослушивать разные ритмы – от 60 до 120 ударов в минуту. Безопасней всего слушать популярную классику и легкую эстраду, от агрессивной «клубной» музыки и техно-рока лучше отказаться.

Вообще, с точки зрения здравого смысла, уровень шума и громкость музыки должны быть такими, чтобы водитель мог без труда услышать собеседника в салоне, сигналы проезжающих автомобилей и… свисток гаишника. В противном случае водителю в самом скором времени придется обращаться в кабинет отоларинголога по поводу ухудшения слуха.

Наталья АБРАМОВИЧ, зав. отделом общественного здоровья ГУ «МОЦГЭОЗ».

Добавить комментарий

0
Вот это цифра