Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Шум, вибрация и музыка на дороге

Просмотрено

Шум, вибрация и музыка на дорогеБесшумные машины бывают только на автосалонах. Любой автомобиль – неизбежный источник шумов, пусть даже машины в скором будущем будут ходить на аккумуляторах или топливных элементах.

Автомобиль, движущийся по дороге с неровной поверхностью, испытывает
колебания различной амплитуды и частоты, которые оказывают
непосредственное физиологическое воздействие разного типа на организм
человека. Длительное воздействие вибрации вызывает утомление и головную
боль. В итоге ухудшается зрительное восприятие, снижается внимание,
замедляются психомоторные реакции, понижается точность действий.  Чаще
влиянию вибраций подвергаются водители тяжелых грузовых автомобилей. В
комбинации с шумом отрицательное влияние вибрации на организм
значительно усиливается, что оказывает нежелательное воздействие
непосредственно на слуховой орган человека и вызывает нарушение высшей
нервной деятельности. Под влиянием шума удлиняется латентный (скрытый)
период двигательной реакции, оно также проявляется в снижении
устойчивости ясного видения, в ослаблении сумеречного зрения, в
нарушении координации движений, функции вестибулярного аппарата и в
наступлении преждевременного утомления.

Реагирует на шум и сердечно-сосудистая система – изменяется ритм сокращения сердца (тахикардия), расширяются или сужаются сосуды, что нередко ведет к гипертоническому кризу. Шум воздействует также и на дыхание (меняется его ритм), под влиянием шума довольно часто возникают и нарушения пищеварения.

Уровень шума при движении на автомобильном транспорте составляет 72-92 дБ. Чем выше частота звука, тем больше его утомляющее действие, но когда интенсивность звука достигает 90 дБ (рев двигателя стоящего рядом МАЗа), утомление наступает и при отсутствии высоких частот. Кстати, при интенсивности шума всего 50 дБ человеку без привычки практически невозможно заснуть. А если он и заснет в машине, то после пробуждения чувствует усталость и головную боль, а нередко и учащенное сердцебиение. Например, для дальнобойщиков сон на колесах не дает организму полноценно восстановить силы, что нередко приводит к хроническому переутомлению и депрессии – одной из самых распространенных причин многих заболеваний. Постоянная усталость отрицательно сказывается на способности человека к безопасному управлению автомашиной.

БОРЬБА С ШУМОМ НА ДОРОГЕ

Снизить вред автодорожных шумов можно, усовершенствовав шумоизоляцию автомобиля:

-звукопоглощающая обшивка под капотом двигателя, которая, кроме поглощения шума двигателя, амортизирует вибрацию, а также внутренняя обивка салона;

-звукопоглощающий материал на потолке кузова;

-плотные прокладки, расположенные на внутренней поверхности крыльев;

-покрытие звукопоглощающими материалами металлических поверхностей (крышка багажника);

-резиновые прокладки на раме;

-плотная подгонка окон.

Желательно также избавиться от прямоточного глушителя – он увеличивает интенсивность шума низких частот, который негативно сказывается на нервной системе человека.

Для многих по карману дорогой противошумовой тюнинг, который сделает вашу машину практически бесшумной. Но повышенная звукоизоляция салона с установкой антишумовых противофазных звукогенераторов практически превращает салон в сурдокамеру, отрезанную от любых звуков извне. Излишняя звукоизоляция принесет больше вреда, чем пользы.

Профессиональные водители постоянно прислушиваются к посторонним звукам, что позволяет избегать опасных дорожных ситуаций. Звуки колес дают водителю информацию о качестве дорожного покрытия, а шум работы двигателя – о технической исправности машины. Водитель должен воспринимать звуковые сигналы обгоняющих автомобилей и другие внешние шумы, необходимые для ориентировки и наиболее полной оценки дорожной обстановки. Человека психически угнетает полная тишина и неподвижность, поэтому водитель включает музыку в салон

МНОГО МУЗЫКИ – ХОРОШЕЙ И РАЗНОЙ

Музыкальные динамики – еще один источник шума. Чтобы преодолеть внешний шум, многие автолюбители устанавливают чересчур мощную аудиосистему. Это очень эффектно, но совсем не полезно как для прохожих и проезжающих, так и для самого водителя.

Многое зависит от темпа музыкального произведения. При громкой музыке с «забойным» ритмом водители начинают приходить в эйфорическое возбуждение и неосознанно повышают скорость. К тому резонансное дребезжание салона под ударами басов вызывает раздражение, что пагубно сказывается на центральной нервной системе. Исследования установили, что водители в состоянии возбуждения, вызванного рок-музыкой, в пять раз чаще провоцируют аварийные ситуации и попадают в ДТП. Водители, включающие музыку на полную громкость, в два раза чаще проезжают на красный свет и не замечают предупреждающие дорожные знаки.

Однако совсем без музыки в автосалоне нельзя, как и без внешнего шума. После прослушивания музыкальных произведений определенного жанра ритм сердца становится более стабильным и устойчивым, что свидетельствует об уменьшении нервного напряжения водителя во время вождения. Успокоить нервы можно негромкой и мелодичной музыкой. При прослушивании такой музыки водители успокаиваются и ведут себя гораздо адекватнее в аварийной ситуации. Подбодрить и прогнать сон помогает ритмичная музыка. Лучше всего прослушивать разные ритмы – от 60 до 120 ударов в минуту. Безопасней всего слушать популярную классику и легкую эстраду, от агрессивной «клубной» музыки и техно-рока лучше отказаться.

Вообще, с точки зрения здравого смысла, уровень шума и громкость музыки должны быть такими, чтобы водитель мог без труда услышать собеседника в салоне, сигналы проезжающих автомобилей и… свисток гаишника. В противном случае водителю в самом скором времени придется обращаться в кабинет отоларинголога по поводу ухудшения слуха.

Наталья АБРАМОВИЧ, зав. отделом общественного здоровья ГУ «МОЦГЭОЗ».

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий