Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Смазка для мотора зимой

моторное масло

Продолжаем знакомить наших читателей с особенностями эксплуатации автомобиля зимой. В предыдущих материалах мы рассказывали об аккумуляторахнезамерзающих жидкостях, антифризах и тормозной жидкости. В этот раз мы поговорим о маслах. Ведь на продолжительность эксплуатации автомобиля это аспект влияет очень сильно. Материал подготовлен в помощь малоопытным автомобилистам и как напоминание людям с большим стажем.

Моторное масло

Пожалуй, правильный  выбор моторного масла – одна из важных задач, к которой нужно подходить особенно осознанно. В многообразии разных брендов, которые существуют в Беларуси, можно растеряться. Рынок представлен очень широко, начиная от самых известных – Mobil, Castrol, Shell и заканчивая производителями, о которых можно узнать только у бойких продавцов, стоящих на  авторынке. Но сегодня наша задача провести в данном материале небольшой ликбез, а не проводить анализ рынка. Поэтому приступим  к делу…

Если регламентное техобслуживание машины приходится на зиму, то покупая моторное масло, выбирайте менее вязкое, которое при холодном старте быстрее поступает к парам трения, исключая их износ. (ВЯЗКОСТЬ МАСЛА – это основной показатель качества, который является общим для всех масел. От этого показателя зависит диапазон температуры окружающей среды, в котором данное масло обеспечивает пуск двигателя без предварительного подогрева, беспрепятственное прокачивание масла насосом по смазочной системе, надежное смазывание и охлаждение деталей двигателя при наибольших допустимых нагрузках и температуре окружающей среды).

Для двигателя или любого другого механизма необходимо применять масла с оптимальной вязкостью, величина которой зависит от конструкции, режима работы и степени износа, температуры окружающей среды и других факторов. Вязкость моторного масла, во-первых, является показателем его смазывающих свойств, так как от вязкости зависит качество смазывания, распределение масла на поверхностях трения и, тем самым износ двигателя. Во-вторых, от вязкости зависят потери энергии при работе двигателя. Чем выше вязкость, тем толще масляная пленка и надежнее смазывание, но тем больше потери мощности на преодоление жидкостного трения.

Это особенно важно для двигателей с гидрокомпенсаторами и турбокомпрессорами, где со временем частично закоксовываются тонкие каналы, и вязкое холодное масло поступает в требуемые зоны с большим опозданием. В старых моторах с гидрокомпенсаторами систему смазки перед зимой лучше промыть, это улучшит прокачиваемость масла по каналам. Например, Comma предлагает специально промывочное масло FLASH OUT. Масло имеет селективный способ очистки, низкую вязкость, высокую окислительную и термическую стабильность. Касаясь выбора непосредственно моторного масла,  стоит обратить внимание также на рекомендации завода-производителя автомобиля. Не все моторные масла имеют одобрения ведущих производителей, ибо это не совсем дешевая процедура. Использование моторных масел при очень высоких и очень низких температурах кроме загущающих присадок обеспечивает также применение полностью или полусинтетических композиций. В отличие от минеральных масел, полученных в результате перегонки сырой нефти, синтетические моторные масла являются результатом целенаправленного органического синтеза.

Если вы решили отклониться от инструкции, при выборе масла можно пользоваться нехитрым приёмом определения его температурной пригодности — для подстраховки. Назовём этот приём «правилом 35». В маркировку моторного масла должно входить обозначение класса его вязкости по шкале SAE. Например: 15W-40. Это значит, что данное масло по вязкости при минусовых температурах удовлетворяет требованиям, предъявляемым к зимним маслам класса 15W, а при плюсовых — к летним маслам класса 40. Запомните число 35. Если из него вычесть «зимний» индекс класса вязкости, в нашем примере это 15, то получится величина, называемая предельной температурой прокачиваемости, т. е. температура, при которой масло ещё сохраняет текучесть. 35-15 = 20. Значит, маслом 15W-40 можно пользоваться при температурах до -20° C. Соответственно, чем меньше «зимний» индекс класса вязкости, тем масло «холоднее». 10W — до -25 ° C; 5W — до -30 ° C. Это и есть «правило 35». Простое и полезное.

Развитие двигателей внутреннего сгорания, предъявляющих все более жесткие требования по выносливости масел, отличающихся друг от друга по тепловой напряженности, типом применяемого топлива, характером эксплуатации, требует применения пакета присадок для сохранения первоначальной структуры и свойств моторных масел. Пакеты присадок составляют 15-20% объема любого качественного масла, присадки изменяют свойства минеральной или синтетической основы моторных масел, а также добавляют им новые свойства.

На что нужно обратить внимание при покупке масла? Как уже говорилось ранее, в первую очередь обратить внимание на рекомендацию моторопроизводителя. А далее вам поможет знание обозначений на упаковке. Что означают загадочные цифры и буквы на банках? Попробуем разобраться. Существует несколько классификаций по которым определяется качество и назначение масел – API, ACEA, JASO, ILSAC и ГОСТ (для стран СНГ). В настоящее время единственной признанной во всем мире системой классификации транспортных масел по вязкости является спецификация SAE. Наряду с общепринятыми системами классификации масел Военное ведомство США (MIL) и крупные производители автомобилей и техники (OEM) выдвигают дополнительные требования (спецификации) к качеству масел.

 

Классификация масел

Система классификации моторных масел Американского института топлива (American Petroleum Institute). Была создана в 1969 году. Обычно, классификацию API связывают с качеством моторного масла.

Классификация API разделяет моторные масла на два вида:
•    масло для бензиновых двигателей;
•    масло для дизельных двигателей.

Для каждого из этих видов предусмотрены классы качества, описывающие набор свойств и характеристик масла.

На этикетке любого из представленных на рынке Беларуси брендов есть информация о присвоении моторному маслу класса по системе в таком виде: API SL, API CF-3 или API SJ/CF-3.

Отсутствие на этикетке моторного масла информации о соответствии какому-либо из классов API означает, что это масло либо вообще не имеет сертификата API, либо присвоенный ему класс качества сильно устарел.

Первая буква кодировки означает вид масла:
«S» – масло для бензиновых двигателей;
«C» – масло для дизельных моторов.

Существуют масла, которые можно применять в обоих типах двигателей. Такому маслу присваивается два класса – для дизельных и для бензиновых двигателей. На этикетке масла эти классы указаны через дробь – например, масло Comma 5W40 имеет допуск API SL/CF. При этом первым ставится тот класс масла, который соответствует более предпочтительному применению. То есть, в приведенном выше случае, основное предназначение автомасла – для бензиновых двигателей, но при этом производитель допускает его использование и в дизельных моторах.

 

Классы API для бензиновых двигателей

Класс API SM

Класс утвержден 30 ноября 2004 года.

 Моторные масла для современных бензиновых (многоклапанных, турбированных) двигателей. По сравнению с классом SL моторные масла, соответствующие требованиям API SM должны обладать более высокими показателями защиты от окисления и преждевременного износа деталей двигателя. Кроме того, повышены стандарты относительно свойств масла при низких температурах. Моторные масла этого класса могут быть сертифицированы по классу энергосбережения ILSAC

Моторные масла, соответствующие требованиям API SL, SM могут применяться в случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс SJ или более ранние.

 Класс API SL

Моторные масла для двигателей машин, выпущенных после 2000 года.

В соответствии с требованиями производителей автомобилей, автомасла этого класса применяются в многоклапанных, турбированных моторах, работающих на обеднённых смесях топлива, соответствующих современным повышенным требованиям по экологии, а также энергосбережению.

Автомасла, соответствующие требованиям API SL, могут использоваться в случаях, когда автопроизводителем рекомендуется класс SJ или более ранние.

 Класс API SJ

 Моторные масла для использования в бензиновых моторах начиная с 1996 года выпуска.

Класс API SJ описывает автомасла, которые используются в бензиновых двигателях, начиная с 1996 года выпуска. Моторные масла этого класса предназначены для использования в бензиновых моторах легковых и спортивных машин, микроавтобусов и легких грузовых машин, которые обслуживаются в соответствии с требованиями производителей автомобилей. SJ предусматривает такие же минимальные стандарты, как и SH, а также дополнительные требования к нагарообразованию и работе при низких температурах. Моторные масла, удовлетворяющие требованиям API SJ, могут применяться в тех случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс SH или более ранние.

 Класс API SH

Моторные масла для бензиновых моторов начиная с 1994 года выпуска.

Класс принят в 1992 году для моторных масел, рекомендуемых с 1993 г. Этот класс характеризуется более высокими требованиями по сравнению с классом SG, и был разработан как заменитель последнего, для улучшения антинагарных, противоокислительных, антиизносных свойств масел и повышенной защиты от коррозии. Моторные масла этого класса предназначены для использования в бензиновых моторах легковых машин, микроавтобусов и легких грузовых автомобилей, в соответствии с рекомендациями их производителей. Моторные масла данного класса тестировались в соответствии с требованиями Ассоциации производителей химической продукции (СМА). Моторные масла этого класса могут использоваться в тех случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс SG или более ранний.

Класс API SG

Моторные масла для бензиновых моторов начиная с 1989 года выпуска.

Предназначены для использования в бензиновых моторах легковых машин, микроавтобусов и легких грузовиков. Моторные масла этого класса обладают свойствами, обеспечивающими улучшенную защиту от нагара, окисления автомасла и износа мотора, в сравнении с предыдущими классами, а также содержат присадки, защищающие от ржавления и коррозии внутренних деталей двигателя. Моторные масла класса SG соответствуют требованиям к моторным маслам для дизельных моторов API CC и могут использоваться там, где рекомендуются классы SF, SE, SF/CC или же SE/CC.

Класс API SF

Моторные масла для бензиновых моторов начиная с 1980 года выпуска (устаревший класс).

Эти моторные масла применялись в бензиновых моторах 1980-1989 годов выпуска, при условии наличия рекомендаций и инструкций производителя двигателя. Обеспечивают усиленную устойчивость к окислению, улучшенную защиту от износа деталей, в сравнении базовыми характеристиками автомасел SE, а также более надежную защиту от нагара, ржавления и коррозии. Моторные масла класса SF могли применяться как заменители предыдущих классов SE, SD или SC.

Класс API SE

Моторные масла бензиновых моторов выпуска с 1972 года (устаревший класс).  Эти моторные масла применялись в бензиновых моторах моделей выпуска 1972-79 годов, а также некоторых моделях 1971 г. Дополнительная защита в сравнении с автомаслами SC и SD и могут использоваться, как заменители этих категорий.

Класс API SD

Моторные масла для использования в бензиновых моторах с 1968 г. (устаревший класс). Автомасла этого класса использовались в бензиновых моторах легковых машин и некоторых грузовых выпуска 1968-70 годов, а также некоторых моделей 1971 г. и позднее. Улучшенная защита по сравнению с моторными маслами SC, применялись также исключительно при наличии рекомендации производителя двигателя.

Есть еще классы совсем устаревшие – API SC, API SB, API SA, но за фактическим их отсутствием на рынке Беларуси мы не будем на них останавливаться.

 Продолжение статьи о масле для  мотора зимой читайте на следующей неделе.

 Новости по теме: 

Выбор комплектующих на зиму (часть 1)

Выбираем аккумулятор для зимы (часть 2)

Выбираем антифризы и тормозную жидкость (часть 4)

Добавить комментарий

0
Вот это цифра