Снегоболотоход “Шерп” с берегов Невы

Просмотрено

Большой популярностью в мире пользуются транспортные средства на пневматических шинах сверхнизкого давления. Такие вездеходы используются во многих отраслях народного хозяйства и стоят на вооружении силовых ведомств многих стран. Несколько лет назад одну из таких моделей – 4-колесный полноприводный снегоболотоход “Шерп” (“Sherp”) стали изготавливать на автозаводе в Санкт-Петербурге.

“Прародитель” снегоболотохода и его создатель

Автором и создателем такого внедорожника стал изобретатель-самоучка из Санкт-Петербурга Алексей Гарагашьян. К моменту появления этого вездехода санкт-петербуржец  уже успел изготовить несколько различных автомобилей и мотоциклов собственной конструкции. Но наступил момент, когда для поездок потребовалась техника высокой проходимости. И Алексей подошел к идее создания модели транспортного средства на шинах низкого давления. Так появился снегоболотоход.

В 2012 году на нем прокатился будущий инвестор проекта. До этого он успел проехать на других внедорожниках, но детище изобретателя из северной столицы ему понравилось больше. Поэтому было принято решение о начале серийного производства на берегах Невы пневматиков, за основу которых в качестве основы решили взять модель Алексея – небольшую по размерам, легкую, с 4-мя большими колесами.

Первый внедорожник семейства “Шерп”

“Конечно, неказистая и нетехнологичная самодельная модель Алексея Гарагашьяна отличалась от будущей серийной продукции”, – отметил руководитель сервисной службы компании “Шерп” Алексей Гринько.

Взяв снегоболотоход Алексея Гарагашьяна в качестве прототипа, с ним стали проводить различные экспериментальные работы с целью создания оптимальной и технологичной конструкции для промышленного экземпляра. Работы продолжались в течение трех лет. Подбирались размеры колес, менялась компоновка транспортного средства и пр. В результате в 2015-м на выставке Moscow Off-Road Show был представлен первый стальной среднемоторный внедорожник первого поколения семейства, получившего собственное имя “Шерп”.

Шерпы – непальские проводники, сопровождающие альпинистов в Гималаях. Они известны своей уникальной выносливостью и способностью преодолевать непроходимые горные вершины.

“Сами представители этой народности называют себя “шерпа” и переводят название как “помощник”, – рассказал Алексей Гринько.

Так, в северной российской столице началась история железных помощников.

Серийное производство 

Практически одновременно с появлением первого “Шерпа” в Санкт-Петербурге заработал автозавод полного цикла, где стали выпускать такие вездеходы мелкосерийно. Здесь трудятся всего несколько десятков человек, и на данный момент они изготовили уже около тысячи таких машин.

"Шерп"

Вездеходы «Шерп» на территории завода

“Наш завод имеет самое современное оборудование и приблизительно раз в два года на рынок выводит новую модель”, – подчеркнул руководителя сервисной службы компании “Шерп”.

Вслед за первым поколением внедорожников появилось второе, получившее имя “Шерп Про”, потом третье – “Шерп Мах”.

"Шерп"

Слева направо: «Шерп», «Шерп Про», «Шерп Мах»

Кстати, несколько “Максов” вот уже в течение нескольких лет стоят на вооружении МЧС Республики Беларусь и белорусских пограничников.

"Шерп"

Вездеход «Шерп Мах» МЧС РБ

“Все “Шерпы” колесной формулы 4х4 базируются на тех же принципах, что и первая модель, но они уже значительно доработаны и изменены в техническом и компоновочном плане, в плане применяемых решений узлов трансмиссии и основных составляющих вездехода, а также в части эргономики”, – отметил Алексей Александрович.

Шины оснащены системой подкачки и имеют регулировку давления. Снегоболотоходы могут эксплуатироваться не только охотниками, рыболовами, туристами и участниками разных экспедиций и путешествий, но и организациями- спасателями, поисковиками и пр. Данные транспортные средства способны передвигаться по любым грунтам в течение всего года, независимо от погодных условий, преодолевать водные преграды и перевозить большое количество грузов.

“Шерп N”

В июне нынешнего года на 1-й Международной выставке индустрии безопасности “Национальная безопасность. Беларусь – 2022”, проходившей в Минске на территории культурно-спортивного комплекса “Минск-Арена”, россияне представили модель 4-го поколения, серийное производство которой началось в конце 2021-го. Пневматик, получивший название “Шерп N”, имеет грузоподъемность до 1 т и общий внутренний объем 7,8 м³. Он представлен в двух модификациях – 9-местная, пассажирская, предназначенная для любителей активного отдыха и автопутешественников и 6-местная – для поисково-спасательных работ. Вторая демонстрировалась в белорусской столице. В ней два человека располагаются в кабине, а еще четыре  (в пассажирской версии семь) размещаются в грузопассажирском отсеке.  Вместо трех боковых сидений здесь установлен специальный щит для перевозки пострадавшего. В кузове типа хардтоп имеются места для крепления грузов, специального снаряжения и амуниции

"Шерп"

«Шерп N» на выставке в Минске

"Шерп"

Кабина вездехода «Шерп N»

"Шерп"

Места для перевозки людей в грузопассажирском отсеке

"Шерп"

Грузопассажирский отсек вездехода «Шерп N»

По сравнению с предшественником “Шерп Мах”, “Шерп N” при одинаковой ширине стал длиннее и выше. Диаметр колес увеличился с 1600 до 1800 мм, что обеспечивает “энке” большую проходимость и устойчивость на воде. Объем топливного бака вырос с 58 до 90 л, а межсервисный интервал со 100 до 250 моточасов.

“Впервые на этой модели применен цепной привод с закрытыми масляными ваннами, что не требует постоянного обслуживания и смазки”, – уточнил Алексей Гринько.

Двигателем для нового снегоболотохода служит 3-х цилиндровый южнокорейский турбодизельный Doosan мощностью 60 л.с. Кстати, это единственный агрегат в машине, который имеет не российское происхождение. КПП также изначально была создана за пределами России, но ее сильно доработали местные специалисты. Поэтому данный агрегат с некоторыми допущениями можно считать отечественным.

P.S. Сейчас петербуржцы изготавливают еще сочлененную модель “Шерп 10” колесной формулы 10х10 и грузоподъемностью до 3,5 тонн.

"Шерп"

«Шерп»

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и компании “Шерп”

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ДИМ из семейства УАЗ-469

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий