«Сороконожки» в миниатюре

Просмотрено

Шесть лет назад в структуре экспериментального цеха Минского завода колесных тягачей появилось новое подразделение – макетный участок. Трудятся в нем два человека – Александр Ковальчук и Олег Хотько, и занимаются они изготовлением масштабных копий, выпускаемых на  предприятии автомобилей. “Наша продукция широко известна в узких  кругах”, — так в шутку говорит руководитель участка г. Ковальчук

Подарок президенту Венесуэлы

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

В 1994 году в Минский городской Дворец детей и молодежи пришел мальчик Саша Ковальчук. Как многие его сверстники, он любил книжки о путешествиях и море, пиратах. И захотел научиться делать корабли, на которых плавали герои этих произведений. “Это было веление души”, — рассказал корреспонденту “АД” Александр. Будущий моделист попал в “надежные руки” опытного руководителя Сергея Михайловича Пригора. Этот специалист научил мальчика очень многому и спустя четыре года отвез юношу на первые для него международные спортивные соревнования. С тех пор прошло много времени. За прошедший период судомоделист стал победителем и призером многих различных спортсоревнований, в том числе и чемпионатов мира и Европы.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МАКЕТНОГО МОДЕЛЬНОГО УЧАСТКА

В 2007 году, после окончания Радиотехнического института и аспирантуры по специальности инженер-радиоэлектронщик, перед Александром встал вопрос: “Что делать?”. Стать преподавателем и продолжить научную деятельность? Либо хобби сделать своей основной профессией? И в этот момент молодому человеку руководство “МЗКТ” сделало интересное предложение о работе в новом создаваемом участке отделе. Так судомоделист стал изготавливать масштабные копии знаменитых “сороконожек”, выпускаемых на столичном автопредприятии. Со временем к работе по изготовлению миниатюр Александр привлек своего старшего товарища и коллегу по увлечению Олега Хотько. Но получилось так, что Олег продолжает собирать корабли и получать за них призы. А вот Александр полностью переключился на машины. Несмотря на то, что судомоделизм остался практически в прошлом, Александр продолжает общаться со своим первым тренером и высоко ценит его советы.

ПЕРВЫЙ ОПЫТ

Модели, созданные на макетном участке

А первой моделью, созданной небольшим коллективом, стала уменьшенная в 10 раз масштабная копия 8-осного МЗКТ- 79221 “Тополь-М”, выполненная для постоянно действующей выставки «Визитная карточка Республики Беларусь» экспозиции Дворца Республики. Ее изготавливали вручную из металла и полистирола, но, тем не менее, «боевое крещение» участок прошел успешно.

О ПРОДУКЦИИ МОДЕЛЬНОГО УЧАСТКА

В настоящее время на макетном участке изготовили порядка 10 базовых моделей в классическом коллекционном автомобильном масштабе 1 к 43. А количество собранных здесь миниатюр приближается к сотне. Одних только 4-осных МЗКТ-7930 “Искандеров” моделисты сделали порядка тридцати единиц. Технологии сборки кораблей и автомобилей в чем-то похожи, но есть и серьезные отличия. Как правило, плавсредства создаются в единичных экземплярах, в их конструкции имеется небольшая номенклатура деталей, требующих тиражирования незначительного число типовых деталей. А автотехника, в свою очередь, основана на унификации узлов и деталей под серийное изготовление. Это неизбежно накладывает отпечаток на методику работы и вынуждает мастера идти на применение массовых технологий производства идентичных деталей. А автотехника разрабатывается для серийного производства.

СОЗДАНИЕ МИНИАТЮР

Процесс создания миниатюр начинается со сбора конструкторской документации на будущий миниавтомобиль. Чаще всего она поступает в бумажном виде. Приходится брать калькулятор и линейку и производить необходимые расчеты. Бывает и так, что по расчетам некоторые узлы получаются очень маленькими, и в этих случаях необходимо найти правильное компромиссное решение. Нужны и хорошие фотографии. Особенно это касается спецнадстроек, чертежей которых нет. “Очень важно, чтобы фотоснимки делал человек, занимающийся автомоделизмом. Для нас важны все нюансы”, — считает Александр Ковальчук. К сожалению, довольно часто попадаются  только так называемые “подиумные фотографии”, снятые специально для выставок. Чем больше информации деталей, тем лучше. “Ведь среди тех, кому достаются наши автомобили, есть настоящие ценители таких миниатюр и коллекционеры”, — сказал Александр Ковальчук. В прошлом году зам. главного инженера ОАО “МЗКТ” Александр Дрозд подарил генеральному директору ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» Нагайцеву Максиму Валерьевичу серию моделей, представляющих собой развитие концепции транспортеров крановой стрелы, сошедших с конвеера автопредприятия. Данные модели получили высокую оценку от Максима Валерьевича, в прошлом серьезно занимавшегося моделизмом, и разбирающегося в тонкостях данного вида технического творчества. В прошлом году зам. главного инженера ОАО “МЗКТ” Александр Дрозд подарил редактору одного из ведущих московских автомобильных изданий выполненные на одной подставке три миникрановоза (транспортера крановых стрел). Этот известный журналист собирает такие модели. Посмотрев на “минисороконожки”, он сказал, что выполнены они на высоком профессиональном уровне и займут достойное место в его коллекции. Сборка моделей производится поэтапно. Вначале прорабатывается кабина, потом рама и так далее. На каждый основной агрегат создается своя мастер- модель, потом ее заформовывают в двухкомпонентную резину холодного отверждения. После затвердевания форма разрезается, и из нее извлекается сама деталь. Потом форма собирается вновь, и в образовашееся пространство заливаются литейные полимеры. Формовка деталей таким методом позволяет получить нужное число деталей. И такая сборка и разборка производятся несколько раз в зависимости от получения необходимого числа изделий. Кроме литейных полимеров таких материалов  используются также модельные пластики, полистирол, металл и пр.

Александр Ковальчук

Моделизм – не закостенелый процесс. С созданием каждой новой минимодели растет опыт коллектива макетного модельного участка, совершенствуется технология изготовления и появляются новые идеи. Это приводит к совершенствованию внешнего вида миниавтомобилей, увеличению глубины их проработки и пр.улучшениям.

ГЕОГРАФИЯ ПОСТАВОК

В архивах Минского завода колесных тягачей сохранилась фотография, на которой директор автопредприятия Геннадий Синеговский вручает одну из миниатюр, изготовленную на макетном участке, президенту Венесуэлы Уго Чавесу. Аналогичные подарки получили руководители и должностные лица многих зарубежных стран.

P.s. Думаю, что создание макетного участка на Минском заводе колесных тягачей оказалось успешным проектом. Хотелось, чтобы и на других автомобильных заводах нашей страны появились аналогичные подразделения.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ

Фото А.Ковальчук

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий