После завершения всех испытаний планируется запустить автомобиль в серийное производство.
МАЗ-5340С2 на выставке на автозаводе
В прошлом году Минское СООО “Завод современной пожарной техники”, занимающееся производством автотехники для Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, закупило в качестве базы для будущей автоцистерны АЦ 3,7-50(5340С2) 2-осное автошасси МАЗ-5340С2, колесной формулы 4х2, оснащенное 240-сильным двигателем ЯМЗ-53653 стандарта Евро-5. Но устанавливаемую на нем малую 2-местную серийную кабину решили заменить на другую, двухрядную -6-местную. До этого времени их устанавливали только на полноприводные автомобили. Поэтому такое переоборудование вызвало целый ряд доработок базового автотранспортного средства. Потребовался перенос в другие места отдельных узлов машины, топливного бака, аккумуляторного ящика, бачка AdBlue, установка дополнительных поперечин для усиления рамы и пр.
“Все это оказалось очень дорогим и неудобным как для изготовителя конечного изделия, так и для потребителя”, – рассказал ведущий конструктор УГК ОАО “МАЗ” Сергей Крупченко.
В результате от такой идеи пришлось отказаться. И сотрудники столичного предприятия обратились на ОАО “МАЗ” с просьбой создания подобной модели по их техническим требованиям на самом автозаводе. На совместном совещании стороны согласовали все вопросы. Автозаводцы включили эту тему в план опытно-конструкторских работ на следующий 2018 г. В апреле они приступили к проектированию и разработке конструкторской документации на автомобиль, а к концу мая он уже был готова. Номер модели оставили прежним, МАЗ-5340С2. Новое шасси с 4-х дверной 6-ти местной кабиной имеет грузоподъемность 12,6 т и предназначено для установки специализированных надстроек и комплектацию различным оборудованием, а так же перевозки в кабине личного состава подразделений МЧС, ремонтных бригад и пр.
Несмотря на то, что оба варианта автотехники с обычной и новой 4-х дверной кабинами максимально унифицированы между собой, в конструкцию данной модификации были внесены некоторые существенные изменения. Ее длина и база увеличились на 200 мм, что составило соответственно 7,2 и 4,2 м. Потребовалась разработка всех основных систем: системы питания, системы выпуска отработавших газов, системы подавления токсичных веществ и других, изменения крепления некоторых узлов и деталей, связанных с установкой 4-х дверной 6-ти местной кабины, новой карданной передачи и оригинальной рамы с дополнительным усилением.
Подверглась видоизменениям кабина. Ее каркас, относительно ранее разработанного полноприводного автомобиля, остался прежним. Но дополнительно были доработаны ее оперение, отдельные части облицовки и установлен металлический бампер.
После разработки КД все технологические и производственные службы занялись подготовкой производства на новую модель. После чего на главном конвейере началась сборка самого автомобиля. А окончательную наладку всех систем машины уже делали в экспериментальном цехе.
В конце августа Минский автомобильный завод посетила делегация нигерийской группы компаний Dangote Group. Среди моделей автотехники, представленных на выставке для осмотра зарубежными гостями, впервые демонстрировался и МАЗ-5340С2 с 4-х дверной двухрядной кабиной.
А первым публичным показом для автошасси стали две Международные специализированные выставки “Автосервис. Механика. Автокомпоненты-2018” и “Дорожное строительство – 2018”, одновременно проходившие в конце октябре в Минске в выставочном комплексе, расположенном на пр. Победителей (Футбольный манеж).
МАЗ-5340С2 на выставке на Футбольном манеже
Это пока первый и единственный экземпляр новой модификации. После завершения выставочного мероприятия начались сертификационные испытания машины. Была составлена их программа, рассчитанная на период до конца ноября. Исследования проходят на территории испытательного центра ОАО “МАЗ” и НТЦ «Республиканский полигон для испытаний мобильных машин». Требуется проверить весовые и габаритные параметры, уровень шума и содержание вредных веществ в кабине, подтвердить экологический класс двигателя и др.
Уже появились первые потребители, готовые приобрести такие автомобильные шасси для установки на них своих надстроек и для дальнейшей эксплуатации.
“Учитывая, каким спросом пользуются наши полноприводные шасси с двухрядной кабиной, я думаю, что данная модель тоже будет востребована у потребителей не только в Республике Беларусь, но и в России, Украине и Казахстане, а возможно и в других странах ближнего и дальнего зарубежья. Не у всех автопроизводителей в модельном ряду имеется такая автотехника”, – высказал свое мнение Сергей Крупченко.
P.s. После завершения всех испытаний в кратчайшие сроки планируется устранить все выявленные недостатки, при их наличии, и запустить автомобиль в серийное производство.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора