Спортивный грузовик БСО “МАЗ-ЯРОВИТ” МАЗ-531639

0

На Минском автомобильном заводе сохранился единственный спортивный грузовик БСО “МАЗ-Яровит” МАЗ-531639. 

В августе нынешнего года Минский автомобильный завод отметит свое 75-летие. За это время на предприятии было создано много интересных моделей, в том числе и в единичных экземплярах. Не все они сохранились.  Одним из счастливчиков, доживших до наших дней, стал спортивный грузовик БСО “МАЗ-Яровит” МАЗ-531639.

Спортивный грузовик БСО “МАЗ-ЯРОВИТ” МАЗ-531639
МАЗ-531639 на одном из этапов Открытого Кубка СНГ в Минске

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МАЗ-531639

В следующем году полноприводный спортивный 2-осный грузовой автомобиль МАЗ-531639 отметит свое двадцатилетие.  Модельный ряд  машин, выпускаемых на Минском автомобильном заводе, трудно представить без  грузовиков подобной колесной формулы 4х4. Область их использования довольно широка. Они работают в народном хозяйстве и стоят на вооружении  белорусской армии. Удивительно,  но в конце прошлого века единственным представителем автотехники такого типа, изготавливаемой на столичном автозаводе,  был только лесовоз МАЗ-5434. Неизвестно,  как сложилась бы дальнейшая жизнь “полноприводников”, если бы не создание команды Белорусского спортивного общества  “МАЗ-Яровит”, выступавшей в  течение двух лет в соревнованиях по трак-триалу.  

Первые старты отечественных спортсменов в этой автомобильной дисциплине  состоялись осенью 1999 года.  Они проходили в России и в Республике Беларусь. Вначале спортболидом для них стал 3-осный полноприводный МАЗ-6317 (6х6),  изготавливаемый  тогда серийно в Минске. 

Главным инициатором образования БСО явился директор ЗАО “Яровит” Андрей Бирюков, пригласивший в спортивный коллектив не только автозаводцев, но и других людей. Одним из приглашенных оказался известный спортсмен Виктор Московских, имевший большой опыт выступлений за российскую автогоночную команду “КАМАЗ-мастер” в ралли-рейдах “Дакар”. К моменту переезда в белорусскую столицу он уже перестал выступать за россиян, остался без постоянного  занятия и интересного проекта.  Попробовав себя  в новой дисциплине,  Виктор Владимирович предложил сконструировать для  автосоревнований специальный полноприводный автомобиль колесной формулы 4х4 и убедил в этом руководителей “Яровита” и МАЗа.

“Машина 4х4 являлась перспективной на тот момент. По сравнению с моделью 6х6 она была более легкой и быстрой.  Поэтому и возникла идея построить такую модель”, – объяснил Александр Синкевич, возглавлявший БСО “МАЗ-Яровит”.

К разработке конструкции грузовика, получившего индекс МАЗ-531639, приступили в конце 1999 г. Кстати, с МАЗ-5434 его почти ничего не связывало. Только то, что они были “одноклассниками”.

“Наш автомобиль сразу проектировался для решения  внутри триальных задач. По сравнению с лесовозом он должен был иметь меньшую грузоподъемность, но стать более легким и поворотливым”, – отметил Александр Викторович.   

Поэтому сразу закладывались другие узлы и агрегаты и использовались оригинальные решения “МАЗ-Яровит” по подвеске, по раме, по рулевому управлению и по мостам.

В экспериментальном цехе автозавода появился специальный участок, где производилась сборка данного экземпляра. Многие вещи делались буквально “на коленях” в ЭЦ , а потом вносились в чертежи. Сам Виктор Московский усиленно трудился “болгаркой”. Большую помощь ему оказывали конструктора во главе с Юрием Джанашией, а также члены БСО “МАЗ-Яровит” и сотрудники автозавода. Они вместе обсуждали различные идеи и отрабатывали их.  Автотехнику оснастили электроникой, которая уже начинала ставиться на МАЗы.

Спортивный грузовик БСО “МАЗ-ЯРОВИТ” МАЗ-531639
Таким был МАЗ-531639 после завершения соревнований по трак-триалу

“Автомобиль создавался Виктором как его продолжение работы с грузовиком для выступления на ралли-рейде “Дакар”. В нем использовалось все то, что уже было раньше реализовано и предполагалось изменить на КамАЗе. У него имелись новые идеи, и он стремился постоянно двигаться вперед”,- рассказал штурман экипажа Андрей Рудницкий.

МАЗ-531639 изготовили в начале 2000 года, к началу первого Открытого Кубка СНГ по трак-триалу, и в феврале он выступил на своих первых официальных соревнованиях. 2,5-метровый 21-тонный грузовик имел грузоподъемность шасси почти 13 т и оснащался немецким двигателем Deutz BF 6M 1015 С, мощностью 408 “лошадок”, и 9-ти ступенчатой не синхронизированной коробкой передач Eaton RTO 14609 B. Машина развивала скорость до 100 км/ч.

На протяжении всей спортивной карьеры конструкция автотехники постоянно совершенствовалась.

Вначале штурманом экипажа и партнером Виктора Московских был конструктор Минского автомобильного завода Александр Гераськин. А потом его заменил специально приглашенный в команду Андрей Рудницкий. В таком составе спортсмены победили в Открытом Кубке СНГ 2001 года и стали серебряными призерами Чемпионата Европы 2000г.

К сожалению, в дальнейшем пути ОАО “МАЗ” и ЗАО “Яровит” разошлись, и завершилась история БСО “МАЗ-Яровит”.

НОВАЯ ЖИЗНЬ МАЗ-531639

После завершения выступлений в соревнованиях по трак-триалу МАЗ-531639 долгое время был не востребован и находился не в самом лучшем техническом состоянии.  Его новая жизнь началась после создания на Минском автозаводе  новой спортивной команды “МАЗ-СПОРТавто”.  Модель из испытательного центра передали заводским спортсменам.  В 2014 – 2015 годах они использовали машину в белорусских ралли-рейдах “Баха Беларусь” для тренировки молодых пилотов и штурманов. На автомобиль, согласно регламенту, поставили соответствующую светотехнику,  дополнительные приборы.  

Спортивный грузовик БСО “МАЗ-ЯРОВИТ” МАЗ-531639
МАЗ-531639 перед поездкой на Баха Беларусь-2014

“Когда машина к нам попала, у нее шланги тормозные пропускали, камеры не работали, были проблемы с переключением передач.  Мы обновили пневматику и электрику. И все заработало”, –  пояснил заместитель начальника заводской команды ОАО “МАЗ” по техническим вопросам Григорий Пацкевич.

А в прошлом году,  для сохранения спортивной истории на заводе, данный экземпляр разобрали и отремонтировали.  Полностью перебрали его, убрали ржавчину и привели в рабочее состояние все узлы и детали, поставили новые пневматические магистрали и пр.  Модель заново  покрасили.

Спортивный грузовик БСО “МАЗ-ЯРОВИТ” МАЗ-531639
Так выглядит МАЗ-531639 сегодня

“По имеющимся у нас историческим фотографиям мы постарались  сохранить уникальный автомобиль в том виде, в каком он выступал на соревнованиях по трак-триалу.  В целом нам это удалось. Но, к сожалению, пришлось заменить диски и резину.  Мы даже постарались подобрать те же цвета, в которые МАЗ-531639 был покрашен изначально”, – добавил заместитель начальника команды “МАЗ-СПОРТавто”. 

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора