Спортивный МАЗ для детского лагеря “Зубренок”

0

В истории ведомственного санатория и детского лагеря “Зубренок”, принадлежавшего Минскому автомобильному заводу, произошло важное событие.  17 июня у главного входа в учреждение на постамент установили макет спортивного грузовика МАЗ. Выполненный в натуральную величину, он полностью соответствует своему оригиналу – первому автомобилю команды  “МАЗ-СПОРТавто”, на котором автозаводцы дебютировали в 2010 году на Международном ралли-рейде “Шелковый путь”.

Боевой автомобиль команды МАЗ-5309 RR, ставший прототипом для макета
Боевой автомобиль команды МАЗ-5309 RR, ставший прототипом для макета

ПРЕДИСТОРИЯ

Несколько лет назад, после долгого перерыва (в начале нынешнего века автозаводцы принимали участие в соревнованиях по трак-триалу, а до этого в 80-е годы XX столетия в кольцевых гонках) Минский автомобильный завод  вновь вернулся в большой автоспорт. На предприятии была создана команда для участия в авторалли-рейдах, получившая название “МАЗ-СПОРТавто”. После первых соревнований, когда стало понятно, что спортивная программа, как говорится, “всерьез и надолго”,  я спросил у начальника спортколлектива Валерия Козловского, не думают ли на предприятии о сохранении своего первого боевого автомобиля. Хорошо известна трагическая судьба автотехники из прошлых спортивных проектов, которая практически вся была порезана на металл или продана на сторону. На мой вопрос Валерий ответил, что такое не произойдет. Машину сохранят, правда, он пока не знает в каком виде.

А в прошлом году бывший на протяжении нескольких лет куратор команды, а сейчас начальник управления продаж спецтехники и шасси, Дмитрий Короткевич обратился к тогдашнему генеральному директору Минского автозавода Виктору Основскому с предложением о создании макета первого спортивного автомобиля и установки его на постамент в детском лагере “Зубренок”.  Сейчас “МАЗ-СПОРТавто” уже выступает на других, более совершенных машинах.  А от первенца сохранились целый ряд  узлов и агрегатов, которые по различным причинам не нашли дальнейшего использования.

“Конечно, можно было их списать в шихту и забыть о них, но я предложил другой вариант. Причин этому  было несколько ”, – рассказал корреспонденту “АД”  Дмитрий Короткевич.

Во-первых, по дизайнерским решениям он смотрелся гораздо симпатичнее, чем нынешние грузовики. По своему внешнему виду  автотехника напоминала главный символ автозавода – зубра. А сверху, если смотреть с высоты “птичьего полета ”на его крышу, можно было увидеть объемную карту Республики Беларусь.

А во-вторых, “автоспортсмена” собирали в течение 4-х месяцев, в основном  из узлов и агрегатов отечественного производства, взятых с серийных автомобилей. Уже после первых стартов стало понятно, что такие комплектующие, практически все,  для автоспорта оказались непригодными.

Руководителю автопредприятия и директору лагеря Елене Раковой такая идея понравилась. И в сентябре 2014 года появился приказ “Об изготовлении макета автомобиля типа МАЗ-5309RR установки на пьедестал”.

БИОГРАФИЯ “ГЛАВНОГО ГЕРОЯ”

Макет создавался с автомобиля МАЗ-5309RR, который дебютировал на ралли-рейде “Шелковый путь-2010”, проходившем в России.  Специально для участия в данном соревновании в его экипаж тогда были приглашены бывшие автозаводцы: водитель Петр Орсик и штурман Андрей  Рудницкий, входившие в заводскую команду еще по трак-триалу . Механиком стал заводчанин Дмитрий Запорощенко.

В следующем году, но уже с другим, полностью  автозаводским экипажем, машина принимала участие в нескольких этапах чемпионата России по ралли-рейдам, а потом ей на смену пришли спортивные грузовики второго поколения. И на “Дакарах” “первенец”  уже никогда не участвовал.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МАКЕТА

Макет спортивного автомобиля перед отправкой в лагерь
Макет спортивного автомобиля перед отправкой в лагерь

Так получилось, что приказ появился в не совсем удачное время. Это был разгар спортивного сезона, когда шла подготовка грузовиков к соревнованиям, в том числе и к “Дакару-2015”. И к реальному осуществлению данного проекта удалось приступить  только в нынешнем году, после возвращения с международного супермарафона. К этому времени на МАЗе уже был другой гендиректор, Дмитрий Катеринич, и появились слухи о том, что макет установят возле центральной проходной автозавода. К счастью, эти слухи не подтвердились.

Для изготовления макета использовались сохранившиеся от реального автомобиля рама, кабина  и силовой каркас. К счастью, не пришлось изготавливать пластиковый кузов, а только его отдельные элементы, вследствие их поломки или утраты.

На макетном образце установлен двигатель производства Тутаевского моторного завода. Правда, не форсированный, который стоял на реальном грузовике, а обычный, серийный. Он был взят в автотранспортном цехе, поскольку уже не мог в дальнейшем эксплуатироваться по своему прямому назначению.

А вот колеса и резину Michelin сняли  с боевых машин, принимавших реальное участие в “Дакарах”. Их дальнейшее использование из-за износа оказалось невозможным.

Недостающие узлы и агрегаты, утраченные за прошедшее время или поломанные по различным причинам, пришлось изготавливать заново.

Сборка будущего макета производилась силами работников экспериментального цеха  завода.

Конструкцию постамента и всю документацию на него разрабатывало проектно-конструкторское управление автозавода во главе с Виктором Парфеновым. А сооружали его строители автопредприятия.

Несмотря на то, что настоящий автомобиль не принимал участие в “Дакарах”, на макете стоит номер  545. Этот номер был у первого МАЗа, который успешно преодолел всю дистанцию “Дакара-2012”. Тогда его пилотировали водитель Александр Василевский, штурман Валерий Козловский и механик Антон Запорощенко.

P.s. Вначале планировалось, что макет установят на постамент к открытию первой лагерной смены, но сделать это не удалось.  Поэтому до его появления у входа в лагерь стоял настоящий боевой автомобиль команды “МАЗ-СПОРТавто”.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ

Фото автора