Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

СУ-76М – новая реплика на “Линии Сталина”

Просмотрено

В историко-культурном комплексе “Линия Сталина” ежегодно появляются новые экспонаты 

Особый интерес вызывают раритетные экземпляры авто- и бронетехники, которые выпускались в прошлом веке. К сожалению, не все они являются подлинниками. Так получилось, что многие модели были уже потеряны, и единственная возможность  пополнить ими музейную экспозицию – сделать их точные копии.  Такой непростой работой в музее под открытым небом занимается реставрационная группа, в состав которой входят Владимир Якушев с сыновьями Алексеем и Максимом и Александр Микалуцкий. В начале сентября эта четверка воссоздала реплику  еще одной советской бронетехники времен Великой отечественной войны: самоходной установки СУ-76М. 

СУ-76М – новая реплика на “Линии Сталина”
Реставрационная группа Линии Сталина
СУ-76М – новая реплика на “Линии Сталина”
СУ-76М

НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ СССР

СУ-76М – самоходная советская установка, М – модернизированная, вооруженная 76-мм пушкой. В 1942 году после успешных испытаниий в подразделения РККА посупили первые СУ-76 с экипажем из четырех человек, созданные на базе легкого танка Т-70. Но они оказались неудачными. В ходе дальнейших усовершенствований САУ подверглась модернизации. В частности, у нее сняли крышу, а два двигателя, размещавшиеся изначально параллельно, разместили последовательно. Такая измененная модель получила индекс СУ-76М. Производство самоходки прекратилось в сентябре 1945 г, а спустя три года ее сняли с вооружения Советской Армии. В общей сложности военная промышленность СССР выпустила более 12000 экземпляров “сушек”.

СОЗДАНИЕ РЕПЛИКИ

К сожалению, настоящие такие гусеничные машины в Республике Беларусь не сохранились. “Мы давно хотели изготовить модель СУ-76М.  Ведь по массовосте своего производства она заняла второе место после Т-34. И внесла большой вклад в победу над Германией.”, – рассказал директор по развитию и продвижению ИКК “Линия Сталина” Михаил Метла.

Процесс создания начался с изучения чертежей. Их предоставил знакомый историк. “Мы сначала смотрим чертежи, а потом начинаем подбирать детали по размеру, что больше всего подходит”, – отметил Владимир Якушев.

Кроме этого, реставраторы просмотрели в интернете множество фотографий. И только после этого приступили к изготовлению. Воплощение идеи в реальность началось в марте нынешнего года.

Главная сложность заключалась в том, что все приходилось буквально с нуля. Не было конкретной модели, которая могла послужить базой для переделки. Пришлось брать отдельные узлы и агрегаты от имевшихся на комплексе боевой машины пехоты БМП-1, артиллерийского тягача полубронированного АТ-П, многоцелевого транспортера легкого бронированного МТ-ЛБ и др. Но основные детали пришлось делать самим на основе заводской документации.

СУ-76М – новая реплика на “Линии Сталина”
Сборка корпуса

“Вначале нужно было сварить корпус”, – объяснил руководитель реставрационной группы ИКК “Линия Сталина”.

За основу взяли  днище от БМП-1. Но своими размерами оно отличалось от нужного. Поэтому его урезали на 20 см. А потом установили борта и сварили сам корпус. Следующим шагом стала установка внутри всех агрегатов мотора, трансмиссии и пр., их подгонка и компановка. Кстати, вместо двух двигателей бронетехнику оснастили одним 120-сильным карбюраторным, 8-цилиндровым, V-образным ЗМЗ-66-06 от ГАЗ-66 производства Заволжского моторного завода. Это, пожалуй, основаное конструктивное отличие копии от оригинала. А в остальном новодел трудно отличить от настоящей  САУ.

СУ-76М – новая реплика на “Линии Сталина”
Основные агрегаты САУ

Пришлось повозиться и с ходовой частью. Для нее взяли колеса и гусеницы от АТ-П. Но и им потребовалась корректировка. Чтобы разобрать последние, потребовалось десять дней. Для придания гибкости их очистили от грязи, разогрели огнем, охладили водой и смазали маслом. Балансиры тоже взяли от БМП-1 и уменьшили на 5 см. 

“На технике, которая у нас собрана, используются двойные звездочки. А нам пришлось изготовить  одинарную, приводную. А еще рассчитать и сделать специальную прорезь, чтобы она ходила”, – поделился некоторыми секретами директор по развитию и продвижению.

Рубка СУ-76М самодельная. Ее собирали и варили  из листов металла, специально купленного руководством для воссозданияданной  реплики. Орудием  для самоходной установки послужила пушка ЗИС-3, подаренная музейным сотрудникам Министерством обороны Республики Беларусь несколько лет назад.

СУ-76М – новая реплика на “Линии Сталина”
Рубка самоходки соответствует оригинальной

Вручную изготавливались люки, ящики под снаряды и диски для пулеметов, целый ряд других мелких и крупных детелей. При этом пользовались не волшебными инструментами, а обычной бормашинкой, называемой “болгаркой”. Некоторые элементы конструкции вытачивали на своих станках токаря “Линии Сталина”.

Вначале модель полностью собрали в черновую, а потом разобрали для грунтовки и покраски всех ее узлов. И произвели окончательную сборку.

 Ходовые испытания новой самоходки проходили на территории самого комплекса “Линия Сталина” и по бездорожью. Они прошли успешно. Специалисты дали высокую оценку реплике, созданной реставраторами.

ДЕБЮТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

СУ-76М изготовили буквально накануне Дня танкиста. Дебютным выступлением для нее стало участие в военно-исторической реконструкции, посвященной событиям 1944 года – освобождение польской столицы Варшавы. Зрители увидели, как она двигается и стреляет холостыми паторонами. Экипажем самоходки в этом масштабном действии стали ее конструкторы. После завершения боевых действий реставраторы и их боевая техника были представлены публике.

СУ-76М – новая реплика на “Линии Сталина”
СУ-76М во время реконструкции
СУ-76М – новая реплика на “Линии Сталина”
Экипаж в бою

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

СУ-76М не будет стоять на выстовочной площадке. В дальнейших планах сотрудников ИКК “Линии Сталина”: использовать свою новую модель как действующий экспонат в различных военно-исторических реконструкциях. Возможно, из-за своей уникальности его ожидает и большая кинокарьера в отечественном и зарубежном кино.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и Бориса Проказова ИКК “Линия Сталина”

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Популярное