В историко-культурном комплексе “Линия Сталина” появился новый экспонат — СУ-76 М.
Особый интерес вызывают раритетные экземпляры авто- и бронетехники, которые выпускались в прошлом веке. К сожалению, не все они являются подлинниками. Так получилось, что многие модели были уже потеряны, и единственная возможность пополнить ими музейную экспозицию – сделать их точные копии. Такой непростой работой в музее под открытым небом занимается реставрационная группа, в состав которой входят Владимир Якушев с сыновьями Алексеем и Максимом и Александр Микалуцкий. В начале сентября эта четверка воссоздала реплику еще одной советской бронетехники времен Великой отечественной войны: самоходной установки СУ-76М.
Реставрационная группа Линии Сталина
СУ-76М
НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ СССР
СУ-76М – самоходная советская установка, М – модернизированная, вооруженная 76-мм пушкой. В 1942 году после успешных испытаниий в подразделения РККА посупили первые СУ-76 с экипажем из четырех человек, созданные на базе легкого танка Т-70. Но они оказались неудачными. В ходе дальнейших усовершенствований САУ подверглась модернизации. В частности, у нее сняли крышу, а два двигателя, размещавшиеся изначально параллельно, разместили последовательно. Такая измененная модель получила индекс СУ-76М. Производство самоходки прекратилось в сентябре 1945 г, а спустя три года ее сняли с вооружения Советской Армии. В общей сложности военная промышленность СССР выпустила более 12000 экземпляров «сушек».
СОЗДАНИЕ РЕПЛИКИ
К сожалению, настоящие такие гусеничные машины в Республике Беларусь не сохранились. “Мы давно хотели изготовить модель СУ-76М. Ведь по массовосте своего производства она заняла второе место после Т-34. И внесла большой вклад в победу над Германией.”, — рассказал директор по развитию и продвижению ИКК “Линия Сталина” Михаил Метла.
Процесс создания начался с изучения чертежей. Их предоставил знакомый историк. “Мы сначала смотрим чертежи, а потом начинаем подбирать детали по размеру, что больше всего подходит”, — отметил Владимир Якушев.
Кроме этого, реставраторы просмотрели в интернете множество фотографий. И только после этого приступили к изготовлению. Воплощение идеи в реальность началось в марте нынешнего года.
Главная сложность заключалась в том, что все приходилось буквально с нуля. Не было конкретной модели, которая могла послужить базой для переделки. Пришлось брать отдельные узлы и агрегаты от имевшихся на комплексе боевой машины пехоты БМП-1, артиллерийского тягача полубронированного АТ-П, многоцелевого транспортера легкого бронированного МТ-ЛБ и др. Но основные детали пришлось делать самим на основе заводской документации.
Сборка корпуса
“Вначале нужно было сварить корпус”, — объяснил руководитель реставрационной группы ИКК “Линия Сталина”.
За основу взяли днище от БМП-1. Но своими размерами оно отличалось от нужного. Поэтому его урезали на 20 см. А потом установили борта и сварили сам корпус. Следующим шагом стала установка внутри всех агрегатов мотора, трансмиссии и пр., их подгонка и компановка. Кстати, вместо двух двигателей бронетехнику оснастили одним 120-сильным карбюраторным, 8-цилиндровым, V-образным ЗМЗ-66-06 от ГАЗ-66 производства Заволжского моторного завода. Это, пожалуй, основаное конструктивное отличие копии от оригинала. А в остальном новодел трудно отличить от настоящей САУ.
Основные агрегаты САУ
Пришлось повозиться и с ходовой частью. Для нее взяли колеса и гусеницы от АТ-П. Но и им потребовалась корректировка. Чтобы разобрать последние, потребовалось десять дней. Для придания гибкости их очистили от грязи, разогрели огнем, охладили водой и смазали маслом. Балансиры тоже взяли от БМП-1 и уменьшили на 5 см.
“На технике, которая у нас собрана, используются двойные звездочки. А нам пришлось изготовить одинарную, приводную. А еще рассчитать и сделать специальную прорезь, чтобы она ходила”, — поделился некоторыми секретами директор по развитию и продвижению.
Рубка СУ-76М самодельная. Ее собирали и варили из листов металла, специально купленного руководством для воссозданияданной реплики. Орудием для самоходной установки послужила пушка ЗИС-3, подаренная музейным сотрудникам Министерством обороны Республики Беларусь несколько лет назад.
Рубка самоходки соответствует оригинальной
Вручную изготавливались люки, ящики под снаряды и диски для пулеметов, целый ряд других мелких и крупных детелей. При этом пользовались не волшебными инструментами, а обычной бормашинкой, называемой “болгаркой”. Некоторые элементы конструкции вытачивали на своих станках токаря “Линии Сталина”.
Вначале модель полностью собрали в черновую, а потом разобрали для грунтовки и покраски всех ее узлов. И произвели окончательную сборку.
Ходовые испытания новой самоходки проходили на территории самого комплекса “Линия Сталина” и по бездорожью. Они прошли успешно. Специалисты дали высокую оценку реплике, созданной реставраторами.
ДЕБЮТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
СУ-76М изготовили буквально накануне Дня танкиста. Дебютным выступлением для нее стало участие в военно-исторической реконструкции, посвященной событиям 1944 года – освобождение польской столицы Варшавы. Зрители увидели, как она двигается и стреляет холостыми паторонами. Экипажем самоходки в этом масштабном действии стали ее конструкторы. После завершения боевых действий реставраторы и их боевая техника были представлены публике.
СУ-76М во время реконструкции
Экипаж в бою
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
СУ-76М не будет стоять на выставочной площадке. В дальнейших планах сотрудников ИКК “Линии Сталина”: использовать свою новую модель как действующий экспонат в различных военно-исторических реконструкциях. Возможно, из-за своей уникальности его ожидает и большая кинокарьера в отечественном и зарубежном кино.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и Бориса Проказова, ИКК “Линия Сталина”