Notice: Undefined index: yttype in /var/www/www-root/data/www/adt.by/wp-content/plugins/rss-for-yandex-turbo/rss-for-yandex-turbo.php on line 4041
Т-64 – этапный танк в истории советского и мирового танкостроения
Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Т-64 – этапный танк в истории советского и мирового танкостроения

[post-views]
Танк Т-64

История создания и особенности конструкции танка Т-64.

Танк Т-64

Сегодня Вооруженные Силы Республики Беларусь отмечают свое столетие.  Основной ударной силой их сухопутных войск являются танки. В разные годы на вооружении советских, а потом белорусских танкистов стояли различные модели этих боевых гусеничных машин. Некоторые из них оставили заметный след в истории отечественного (советского) и мирового танкостроения. К их числу относится и Т-64.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ “ШЕСТЬДЕСЯТЧЕТВЕРКИ”

Работы над Т-64 (“объектом 432”) начались в конце 50-х годов прошлого века и завершились в середине 60-х. Главным конструктором “шестьдесятчетверки”  стал Александр Морозов – один из создателей легендарной “тридцатьчетверки”.  Под его руководством в КБ Нижнетагильского “Уралвагонзавода” началась  разработка новой модели танка. Но основной процесс создания проходил уже в конструкторском бюро Харьковского завода транспортного машиностроения, которое ведущий специалист советского танкостроения возглавил  чуть позже. С 1964 года новая модель среднего танка стала выпускаться серийно и поступать на вооружение танковых войск Советской Армии.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

С точки зрения защищенности это был первый в мире танк, имевший комбинированную броню. Использование взводных бортовых экранов, которые в обычном транспортном положении располагались вдоль корпуса машины, а в боевом разворачивались перпендикулярно корпусу, что позволило повысить противокумулятивную защиту бортов.

Компоновка данного образца вооружения интересна тем, что на нем впервые в мировом танкостроении установили автоматический механизм заряжания гладкоствольного орудия калибра 115 мм. На предыдущих моделях танков использовались только отдельные устройства, облегчающие членам экипажа процесс заряжания пушки. С внедрением  технического нововведения отпала необходимость в заряжающем. Его рабочее место было самым большим по объему в танке. Изменение компоновки боевого отделения позволило рассадить командира и наводчика по разные стороны от орудия (раньше они находились с одной стороны один за другим) и снизить высоту башни.

На “шестьдесятчетверке” разработчики установили  700-сильный пятицилиндровый турбопоршневой форсированный дизель 5ТДФ с горизонтальным расположением цилиндров и встречно движущимися в них поршнями, что позволило уменьшить высоту двигателя и корпуса танка. В трансмиссии применили семиступенчатые планетарные бортовые коробки передач. Такое решение привело к уменьшению объема, занимаемого моторно-трансмиссионным отделением. Механик-водитель разместился по оси корпуса, что позволило ему лучше ориентироваться при преодолении различных препятствий и управлять движением машины.

В результате по сравнению с другими моделями Т-64 стал короче и, главное, ниже, из-за чего попасть в него оказалось сложнее.

“После появления данного танка в советском танкостроении пошло дальнейшее применение автоматов заряжания, комбинированной брони  и других разработок. Конструкторы танков в зарубежных странах тоже стали использовать на своих моделях технические решения, впервые появившиеся на Т-64”, – отметил полковник запаса Михаил Брель.

В Советской Армии основным местом службы “шестьдесятчетверок” стал Краснознаменный Киевский военный округ. Находились они и в танковых соединениях и частях Южной группы советских войск, временно расквартированных на территории  Венгрии. Некоторое количество таких танков на протяжении нескольких лет состояло на вооружении Краснознаменного Белорусского военного округа. А вот в Республике Беларусь они не эксплуатировались.

По данным литературных источников в Советском Союзе было выпущено более 7000 единиц Т-64 и его модификаций.

P.s. Т-64 стал последним представителем советской бронетанковой техники, относившейся к категории “средних”.  Уже после него  пошли “основные танки”. Первой в мире боевой гусеничной машиной, отнесенной к такой категории, явилась модификация Т-64А (“объект 434”), на которой были применены усиленная броня и пушка калибра 125 мм, что уже не позволяло считать ее ни средней, ни тяжёлой.

В свою очередь, модернизированный вариант, имевший обозначение Т-64Б, стал первым в мире основным танком с ракетно-пушечным вооружением.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы и консультацию полковнику запаса Михаилу Брелю.

Фото Михаила Бреля 

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram