Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Главная Журнал АвтодайджестНа заметку Теневой автобизнес — многомиллиардный ущерб для Беларуси

Теневой автобизнес — многомиллиардный ущерб для Беларуси

от Irina
9 Просмотров

Теневой автобизнес в последние годы набирает обороты — это и незаконный ввоз транспорта из Европы, хищения машин и регистрационных знаков, подделка документов, легализация автомобилей с темным прошлым, отмечают эксперты.

По их словам, такая преступная деятельность отражается для Беларуси многомиллиардным ущербом.

Номерочком не поделитесь?

«В последние годы в странах Таможенного союза увеличился оборот похищенного и ввезенного из-за границы без уплаты таможенных пошлин транспорта, который злоумышленники разными способами пытаются легализовать«, — рассказали в министерстве внутренних дел.

Одним из таких способов легализации похищенных автомобилей, которыми пользуются российские преступники, является использование поддельных документов, на основании которых были зарегистрированы автомобили, якобы прибывшие из Беларуси. «Подобные нарушения имеют место, поскольку при регистрации транспорта, ранее эксплуатировавшегося в нашей стране, российские специалисты не направляют белорусским коллегам запросы по поводу снятия этих машин с учета«, — пояснили в ведомстве.

Кроме того, продолжили эксперты, для легализации угнанных автомобилей преступники используют способ «автомобилей-близнецов», т.е. имеющих одинаковые идентификационные номера, которые находятся на учетах в регистрационных подразделениях. «Чтобы узаконить сбыт похищенного транспорта, российские дельцы нередко заменяют его VIN-коды комбинациями цифр, принадлежащими автомобилям белорусских владельцев. Эта преступная деятельность получила широкий размах. Только в ходе одной из проведенных в России совместных сверок транспорта выяснилось, что из 28 тыс. находящихся в нашей стране дорогостоящих иномарок более 600 имеют в соседнем государстве близнецов«, — рассказали в МВД.

По словам экспертов, «если машины с криминальным прошлым попадают в базу данных похищенного транспорта, хозяин двойника автоматически становится заложником ситуации и он, например, не может выехать на этом авто за рубеж и снять его с учета«. «Чтобы защитить интересы отечественных автолюбителей, белорусские правоохранители предложили российским коллегам вносить в реестр похищенного транспорта не VIN-коды, а номерные знаки«, — рассказали в ведомстве.

Вместе с тем эксперты констатировали, что использование номерных знаков для защиты от «клонирования» автомобилей открывает преступникам другую схему махинаций. «Еще одна злободневная проблема — кражи регистрационных знаков, с использованием которых преступники изготавливают поддельные документы для легализации проблемных авто«, — заметили в министерстве.

По информации МВД, в настоящее время в республике числится более 60 тыс. утерянных и похищенных регистрационных знаков. «Чтобы исключить возможность их использования в преступных целях, предлагается сделать информацию о них доступной для населения, например, разместив ее на сайте МВД. В этом случае любой покупатель белорусской машины сможет проверить, не числится ли присвоенный ей номерной знак в базе данных«, — рассказали там.

По запчастям и без пошлин

Эксперты также констатируют, что в настоящее время одной из проблем является уклонение от уплаты таможенных пошлин при ввозе автомобилей из-за рубежа. «В Беларусь ежегодно ввозится около 100 тыс. легковых и грузовых авто, по большей части приобретенных физическими лицами. Многие из них пользуются правом на покупку транспортных средств из-за рубежа без уплаты таможенных сборов. Некоторые из тех, на кого подобные привилегии не распространяются, изобретают различные схемы для уклонения от необходимых выплат или сокращения их размеров«, — рассказали в МВД.

Так, продолжили в министерстве, до недавнего времени была популярна преступная схема, когда жители Литвы, Латвии и Польши, например, незаконно продавали в Беларуси временно ввезенные на ее территорию автомобили, избегая тем самым уплаты таможенных пошлин. «Только в первом квартале 2013 года подобным образом в республике «растворились» свыше 35 тыс. машин», — отметили там, добавив, что с начала текущего года иностранцам, временно прибывающим в страну на личных авто, категорически запрещено доверять кому-либо право на их управление.

Кроме того, продолжили эксперты, для сокращения платежей юрлица пытаются переместить через границу грузовой транспорт в разобранном виде — отдельно кабину и шасси тягача. «Организаторами этой преступной схемы, как правило, также выступали выходцы из России. В нашей стране машины приобретали первоначальный вид и по документам зарегистрированных в соседнем государстве аналогичных авто пересекали белорусско-российскую границу«, — пояснили они. По информации МВД, в 2012 — 2013 годах в республику было переправлено более 2 тыс. шасси к грузовым автомобилям, автобусам и тракторам. «Если бы эти товары были оформлены на границе как готовые изделия, сумма подлежащих оплате таможенных платежей составила бы около Br800 млрд«, — пояснили в ведомстве.

«После вмешательства МВД незаконный оборот грузового транспорта прекратился. Хотя правоохранители допускают, что легализация ввезенных по частям машин может все еще осуществляться в России. Использованию данной схемы способствует отсутствие в законодательстве положений, запрещающих поставлять на территорию ТС отдельно шасси и кабины. Последующая сборка готовых изделий из легально ввезенных запчастей также не является противозаконной«, — отметили специалисты.

Мигрант на авто

В министерстве также сообщили, что еще одну преступную схему, позволявшую злоумышленникам уклоняться от уплаты пошлин, выявили сотрудники правоохранительных органов в прошлом году. «Поскольку от таможенных платежей освобождаются граждане, переезжающие в страны ТС на постоянное место жительства, этой ситуацией решил воспользоваться гражданин Литвы. Мужчина фиктивно переселял в нашу страну соотечественников, а также жителей Латвии — в основном, уроженцев Беларуси. «Мигрантов» регистрировали по одним и тем же адресам, а их автомобили ставили на учет, после чего быстро перепродавали, а переселенцы возвращались на родину«, — рассказали эксперты.

Вместе с тем они отметили, что подобными ухищрениями пользуются не долго и после вмешательства «любая изобретенная дельцами теневого автобизнеса схема вскоре перестает существовать».

Так, по информации МВД, в 2013 году представители таможенных и органов внутренних дел изъяли более 1,1 тыс. транспортных средств стоимостью свыше Br200 млрд.

Источник: информационные агентство «Interfax»

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk
0 комментарий

Вам так же понравится

Оставить комментарий