В Бахрейне 10-12 марта проходил второй раунд предсезонных тестов.
Еще перед их началом разгорелся скандал. Дело в том, что Mercedes подготовил кардинальное обновление ко вторым тестам. Инженеры и конструкторы предложили опробовать машину с минимально возможной их конфигурацией боковых понтонов, воздухозаборников. Традиционно они у болидов «Формулы-1» очень широкие сверху и сужаются книзу. А в Mercedes решили сделать узкими сверху и более широкими внизу. Более того, площадь поглощения встречного воздушного потока стала меньше. Пошли слухи о том, что уменьшение лобового сопротивления при такой конфигурации понтонов дает немецким болидам преимущество в более чем секунду на круге. Во всяком случае, такой выигрыш во времени сулил компьютер. И почти все команды готовы были подать протест на такое революционное решение Mercedes. Но после начала тестов страсти быстро улеглись.
Не то чтобы компьютер оказался неправ. Но реальность выявила как положительные, так и отрицательные стороны новинки от Mercedes. Во-первых, в Бахрейне было жарко, и мотор Mercedes не успевал в достаточной степени охлаждаться. Но к вечеру, когда тесты проводились при искусственном освещении в темное время суток дела у Mercedes шли куда лучше. Во-вторых, немецкие машины испытывали на прямых очень заметное дельфинирование. Это избыточное и нежелательное колебание болидов на прямых, когда болид прыгает по асфальту, словно по кочкам. Дельфинирование было в «Формуле-1» в 70-80-х с первым появлением граунд-эффекта. Днище болидов в какой-то момент начинает генерировать столь сильную прижимную силу, что еще сильнее прижимается к асфальту – просвет становится слишком небольшим, воздуху негде циркулировать и днище резко перестает работать. Когда происходит срыв воздушного потока, уровень прижима резко понижается, чтобы потом вновь начать повышаться – и так по кругу, пока машина не начнет тормозить. Со стороны кажется, что болид клюет носом или скачет по кочкам, это и есть дельфинирование. В конечном итоге в Бахрейне пилоты Mercedes проехали большую дистанцию, но не лидировали, как в Барселоне. Их новое конструкторское решение, вероятно, еще покажет себя на отдельных видах трасс, тем более, что вопросы о его легитимности отпали сами собой. Но в условиях жары оно неэффективно. Поэтому на первом этапе чемпионата, который пройдет уже в эти выходные в Бахрейне, команда, возможно, вернется к предыдущей конфигурации воздухозаборников. «Мы завершили нашу тестовую программу, при этом надежность была на достойном уровне, и это позитивный момент. Думаю, что на этой неровной трассе у всех были сложности, и мы понимаем, что впереди еще много работы. Но в команде уверены, что мы сможем справиться с любыми проблемами, так было всегда. Не думаю, что мы уже готовы бороться за победы, но у машины есть потенциал, чтобы выйти на этот уровень, — заявил после тестов Льюис Хэмильтон. – Пока наша машина не самая быстрая – похоже, что сейчас быстрее всех Ferrari. Или Red Bull. За ними, возможно, мы или McLaren, не знаю. Но мы должны научиться раскрывать потенциал W13, кроме того, надо решить ряд проблем, и мы над этим работаем. Предстоит преодолеть определенные препятствия, и, разумеется, мы постараемся в полной мере продемонстрировать нашу скорость. Многие продолжают обсуждать, скрываем ли мы наши реальные возможности или нет, но в этом году все обстоит несколько иначе. Ситуация хуже, чем была в прошлом году. В этот раз нам предстоит решить больше проблем, для этого мало одной недели. Мне сказали, что нам предстоит добиться существенного повышения темпа, а для этого понадобится какое-то время».
Второй новостью со знаком «минус» стало невыразительное выступление команды McLaren. Заболел covid-19 Даниэль Риккардо. И ему пришлось пропустить три дня тестов в Бахрейне. Мало того, только в четверг станет известно, сможет ли он выйти на старт первой гонки сезона. Если тест в четверг будет отрицательным, то – «да». Если же «нет», то McLaren вынужден будет выставить запасного пилота, одного из протеже Mercedes по предварительной договоренности: это Ник де Вриз или Стоффель Вандорн. В одиночку Ландо Норрис старался проехать как можно больше, но болид часто ломался. А самой главной проблемой стал отказ тормозов. Было жарко, машина стала тяжелее, тормоза просто горели. И это не единичный случай в пелотоне. Поэтому ничего обещающего McLaren на тестах в Бахрейне не показал. «Мы знаем, в чем заключаются наши проблемы. Вопрос в том, есть ли у нас идеальное решение? Это то, в чем мы пока не уверены. Сейчас все в команде прилагают усилия к тому, чтобы преодолеть возникшие трудности. Это будет сделать непросто, — заявил Ландо Норрис. – Потребуется проделать много работы и затратить уйму времени. Главное – подойти к первому этапу сезона в хорошем состоянии. Конечно, проблемы время от времени возникают у всех. У многих они были в предыдущие годы».
Заметно прибавили в Red Bull. Применяя различные комбинации и решения в аэродинамике, Макс Ферстаппен показал лучшее время круга на тестах и остался доволен проделанной работой. Эксперты утверждают, что сейчас Ferrari и Red Bull находятся примерно на одном уровне и именно пилоты этих команд разыграют между собой победу в первом Гран-при сезона. «Главное внимание мы уделили тестированию шин, которые будем использовать в гонке на следующей неделе. С машиной все в порядке, и мы выполнили намеченную программу, что хорошо, — молвил Макс Ферстаппен. – Во время тестов никто не раскрывает свои возможности и не атакует в квалификационном режиме, поэтому времена на круге мало о чем говорят. Новинки, которые мы тестировали, работают, но на это мы и рассчитывали».
Пилоты Ferrari в Бахрейне выглядели столь же уверенно, как и в Барселоне. Похоже, Ferrari действительно удалось построить хорошую машину. «Тесты ничего не значат, поэтому я не понимаю, почему многие продолжают попадать в одну и ту же ловушку, причем из года в год, пытаясь слишком много анализировать предсезонные тесты. Не понимаю, почему так происходит, — подчеркнул Карлос Сайнс. – Мы просто продолжаем готовиться, при этом сами не знаем, в чем сильнее, а в чем слабее других. Но могу сказать, что мы голодны как никогда, потому что мы пережили несколько очень трудных лет. Сейчас Ferrari хочет побеждать, мы намерены вернуть ее на вершину».
Команда Alfa Romeo в Бахрейне выступила лучше, чем в Барселоне. И определенно за эти две недели сделала шаг вперед. В команде рассчитывают, что с первых гонок они будут способны бороться за очки. У Alpine тоже стало все налаживаться. Но проблемы с дельфинированием, как у Mercedes, никуда не ушли. И еще не известно, смогут ли болиды французской команды добраться до финиша первой гонки. А вот с надежностью у машин AlphaTauri вообще нет проблем. Пилоты команды проехали наибольшую дистанцию на тестах и не теряли времени из-за поломок. Их попросту не было. Что касается скорости, то тут не все так ясно.
В самом низу пока три команды. Это Haas с Кевином Магнуссеном и Микой Шумахером. Да, Мику в третий день тестов удалось показать неплохое время, но с пустыми баками. Также в группе аутсайдеров, как ни прискорбно, Aston Martin. У команды ярко выраженные проблемы с дельфинированием, управляемостью и надежностью. И пока болид Williams тоже разочаровывает. Во всяком случае, пилотам английской команды пока не удалось раскрыть весь потенциал новой машины.
Ситуация с силой команд прояснится после квалификации и гонки в Бахрейне. И уже совсем скоро.
Результаты тестов в Бахрейне, 10-12 марта 2022 года
Гонщик | Команда | Двигатель | Время | Шины | Круги | Километры |
М.Ферстаппен | Red Bull | Red Bull | 1:31.720 | C5 | 139 | 752 |
М.Шумахер | Haas | Ferrari | 1:32.241 | C4 | 108 | 584 |
Ш.Леклер | Ferrari | Ferrari | 1:32.415 | С4 | 115 | 622 |
Ф.Алонсо | Alpine | Renault | 1:32.698 | С4 | 146 | 790 |
Д.Расселл | Mercedes | Mercedes | 1:32.759 | С5 | 198 | 1072 |
В.Боттас | Alfa Romeo | Ferrari | 1:32.985 | С3 | 159 | 861 |
Ю.Цунода | AlphaTauri | Red Bull | 1:33.002 | C5 | 177 | 958 |
С.Перес | Red Bull | Red Bull | 1:33.105 | С4 | 181 | 980 |
Л.Норрис | McLaren | Mercedes | 1:33.191 | С3 | 200 | 1082 |
К.Магнуссен | Haas | Ferrari | 1:33.207 | C4 | 98 | 530 |
К.Сайнс | Ferrari | Ferrari | 1:33.532 | С4 | 180 | 974 |
С.Феттель | Aston Martin | Mercedes | 1:33.821 | С4 | 166 | 898 |
П.Гасли | AlphaTauri | Red Bull | 1:33.902 | С5 | 194 | 1050 |
Г.Чжоу | Alfa Romeo | Ferrari | 1:33.959 | С4 | 184 | 996 |
Л.Стролл | Aston Martin | Mercedes | 1:34.064 | С4 | 173 | 936 |
Л.Хэмилтон | Mercedes | Mercedes | 1:34.141 | С5 | 187 | 1012 |
Э.Окон | Alpine | Renault | 1:34.276 | С4 | 153 | 828 |
А.Элбон | Williams | Mercedes | 1:35.070 | С4 | 122 | 660 |
Н.Латифи | Williams | Mercedes | 1:35.634 | C3 | 136 | 736 |
П.Фиттипальди | Haas | Ferrari | 1:37.422 | С2 Pr | 47 | 254 |
ЧЕТВЕРТЫЙ СЕЗОН DRIVE TO SURVIVE
+фото mazepin Отец и сын Мазепины в паддоке
Вышел четвертый сезон документального сериала о сезоне «Формулы-1» 2021 года. Добротно сделанный сериал не оставит равнодушными поклонников «королевы автоспорта» и позволит снова пережить самые волнующие моменты прошлого сезона в преддверии старта нового. За выходные дни посмотрел только половину серий. Впечатления хорошие. Две серии посвящены адаптации Даниэля Риккардо в новой команде McLaren, его неудачам на фоне Ландо Норриса, а также его первой победе в Имоле за рулем оранжевой машины. Одна из серий полностью рассказывает о команде Haas, о непростых взаимоотношениях семьи Мазепина и Гюнтера Штайнера. О том, как Никита постепенно прибавлял и перестал, по просьбе Гюнтера, ругаться в прямом эфире и на команду. Штайнер по-отечески просил Никиту быть более терпимым к персоналу, который, по его словам, просто боится русского пилота и его семью.
ТРАНСЛЯЦИИ «ФОРМУЛЫ-1»
Организаторы «Формулы-1» в одностороннем порядке расторгли контракт с «Матч ТВ» на телевизионные трансляции в России. Беларусь такой запрет на трансляции не коснулся. Поэтому, вероятно, можно будет смотреть гонки в кабельных сетях на канале Setanta Sport. В программе канала на 20 марта запланирована трансляция гонки в 15:00. Смотреть можно также в интернете.
Кроме того, редакцией «Автодайджест» рассматривается возможность проведения текстовой трансляции на портале adt.by. Следите за нашими публикациями.
Материал подготовил Николай Ковалевский