Непрерывный рост количества мини-вэнов на наших дорогах свидетельствует об увеличении спроса на практичные транспортные средства, сочетающие в себе вместительность микроавтобусов и комфорт «легковушек».
Из героев сегодняшнего обозрения, пожалуй, Ford Galaxy отличается многоликостью, так как он представлен на рынке также в виде «двойников» в лице Volkswagen Sharan и Seat Alhambra. Поэтому многое сказанное о Galaxy будет в полной мере характерно и для его «близнецов».
КУЗОВ И САЛОН
Toyota Previa
Previa – мини-вэн со сдвижными задними боковыми дверями. Более дорогие модификации оснащались электроприводом сдвижных дверей. Previa могут быть 5-, 6-, 7- и 8-местными. В недорогих версиях сиденья второго и третьего рядов выполнены в виде дивана, а в дорогих – все кресла раздельные.
На наших дорогах данная модель встречается нечасто. Европейские версии Previa, как и «внутренние японские» Estima, также выпускались в Японии. Редкость модели на руку любителям всего оригинального и необычного, однако это обстоятельство сильно усложняет поиск запчастей в случае ремонта (особенно кузовных). Антикоррозийная стойкость кузова находится на достаточно высоком уровне. Но на ранних экземплярах все же возможно появление очагов коррозии. Поэтому при осмотре перед покупкой следует обязательно уделить внимание состоянию проблемных мост на кузове (порогов, крыльев, нижней кромки дверей и т.п.)
Высокая посадка и большая площадь остекления обеспечивают хорошую обзорность с места водителя, а широкие возможности трансформации внутреннего пространства делают Previa очень функциональной.
Большинство встречающихся на нашем рынке модификаций имеют практически полный набор опций: центральный замок, гидроусилитель руля, регулирующуюся баранку, электропривод стеклоподъемников, наружных зеркал и их обогрев, отдельный климат-контроль для пассажиров первого и второго рядов, круиз-контроль и не менее шести подушек безопасности. В салоне есть много карманов и ящичков для мелочевки.
Previa отличается неплохой пассивной безопасностью – по результатам краш-тестов EuroNCAP в 2003 году она завоевала четыре звезды из пяти возможных.
Характерных неприятностей, связанных с кузовом или с интерьером практически нет. Тем не менее есть некоторые не очень значительные типичные недостатки, на которые следует обратить внимание. Так, например, после 5 лет эксплуатации приходят в негодность амортизационные опоры большой тяжелой крышки багажника. Каждые 40 тысяч км приходится регулировать замок задней двери. Со временем тускнеют защитные пластиковые колпаки передней оптики. Кроме того, на обязательно рекомендуется проверить работоспособность электроприводов сдвижных дверей, если таковой имеется.
Renault Espace
В 1996 году с конвейера сходит третье поколение Renault Espace с поперечно расположенными двигателями. У обновлённой версии на приборной панели появился цифровой дисплей. В стандартное оснащение входят подушки безопасности для водителя и переднего пассажира, передние ремни с преднатяжителями и ограничители усилия на ремнях всех остальных сидений (ремень среднего кресла второго ряда — двухточечный).
Espace третьего поколения выпускался до 2002 года. Он представляет собой весьма оригинальную разработку по многим параметрам. Среди инновационных решений можно выделить оформление интерьера с расположенной по центру приборной панелью, и неведомые доселе возможности трансформации внутреннего пространства, и т.п. По части антикоррозийной стойкости Renault Espace практически вне конкуренции. Это стало возможным благодаря использованию пластиковых кузовных панелей. Металлические же элементы оцинкованы, соответственно ржаветь они не спешат.
В переводе с французского «Espace» означает «Пространство» и это определение полностью соответствует концепции данной модели благодаря впечатляющей просторности салона. Сиденья в целом комфортабельны, но боковая поддержка оставляет желать лучшего. В 1998 году появилась удлиненная модификация Grand Espace, которая с комфортом разместит семь человек, при этом для багажа останется еще достаточно места.
Надежность электрооборудования оставляет желать лучшего. В связи с этим необходимо провести полную диагностику электрооборудования перед покупкой автомобиля. Следует убедиться, что исправно работают все контрольные лампочки и кнопочки. Порой выявить истинную причину проблем с электрооборудованием не так просто, а вернее, почти невозможно. Некоторые из них так и остаются загадкой, проявляясь лишь изредка и пропадая, например, при следующем запуске мотора. Примером подобной проблемы может служить резкое падение оборотов мотора, но если двигатель выключить и завести через несколько минут – он как ни в чем не бывало продолжает исполнять свои обязанности.
Ford Galaxy
Премьера первого поколения Ford Galaxy состоялась в 1995 году. В 2000 году Ford Galaxy подвергся серьезному рестайлингу. Модернизированные автомобили отличают слегка измененная внешность и более длинный список опций. Но главное — Galaxy избавился от некоторых «детских болячек», в основном связанных с электроникой, и стал надежнее. Подавляющее большинство продающихся у нас Galaxy имеет пять кресел, которые можно устанавливать как угодно, для этого в полу есть масса креплений. Но иногда встречаются также варианты с шестью и даже семью сиденьями. Перед покупкой
следует тщательно проверить, как снимаются все кресла, так как механизм крепления иногда заедает.
Вопреки не самой лучшей репутации марки Ford по части антикоррозийной стойкости кузова, железо этого мини-вэна вполне достойно выносит все тяготы эксплуатации в наших «соленых» условиях. Характерных проблем с кузовом практически нет. Лишь периодически разбалтывается замок пятой двери (излишний люфт устраняется обычной регулировкой).
Оснащение автомобиля сильно зависит от года выпуска. Если машины 1995–2000 годов бывают откровенно «пустыми» (даже без электропакета), то рестайлинговые Galaxy, как правило, предлагают весь необходимый комплект, включая кондиционер. В богатых комплектациях рестайлинговых модификаций устанавливалось обогреваемое лобовое стекло и «умный» бортовой компьютер, который способен не только вычислять мгновенный расход топлива в л/100 км, но и указывать потребление бензина на холостых оборотах – в литрах в час.
После рестайлинга была переработана система электрооборудования, и проблем с электрикой стало меньше. Среди вероятных отказов электрооборудования отмечается выход из строя сервопривода температурной заслонки климат-контроля, отказ датчика уровня топлива, вентиляторов охлаждения двигателя (2 шт.), блока управления передним стеклоочистителем или его трапеции. Изредка подгорают контакты центрального электронного блока, который управляет почти всеми функциями и расположен под центральной консолью. Опыт показывает, что на мини-вэнах, которым уже исполнилось 6–7 лет, может сломаться кондиционер. Часто приходится менять прохудившиеся трубки, чуть реже ломается радиатор кондиционера. Возможно, придется раскошелиться на ремонт электроприводов передних стекол, ломающихся от старости.
ДВИГАТЕЛИ И ТРАНСМИССИЯ
Toyota Previa
Previa использует бензиновые двигатели, применяющиеся также на Camry, и турбодизель с системой Сommon Rail, которым оснащали RAV-4. Наиболее распространенные у нас – версии с бензиновым мотором 2,4 л. Намного реже встречаются модификации с турбодизелем, а 3-литровые бензиновые модификации.
Бензиновые двигатели оснащены фирменной системой изменения фаз газораспределения VVT-I и системой зажигания с индивидуальными катушками на каждую свечу. Эти системы, как правило, работают без проблем.
Силовые агрегаты Previa надежны, но они достаточно привередливы к качеству топлива. В бензиновых моторах некачественное топливо приводит к выходу из строя лямбда-зонда, а в турбодизеле по этой же причине сокращается ресурс форсунок.
Двигатели этого мини-вэна, как, впрочем, и многие другие силовые агрегаты японского производства имеют склонность к перегреву, вызванную достаточно быстрым засорением радиатора системы охлаждения. Кроме того, периодически отмечаются случаи нарушения герметичности радиатора, что приводит к утечке антифриза и опять же к перегреву.
Моторы Previa имеют одну неприятную конструктивную особенность – они не подлежат капитальному ремонту. Блоки цилиндров выполнены из алюминиевого сплава, произвести расточку или гильзование не представляется возможным. Не предусмотрено даже ремонтных размеров цилиндро-поршневой группы.
К плановым регламентным работам относится регулировка тепловых зазоров клапанов при помощи шайб через каждые 100 тысяч км. Во всех двигателях применяются дорогостоящие свечи с платиновыми наконечниками электродов, срок службы которых теоретически может доходить до 80 тысяч км, но в наших условиях, как правило, эта цифра раза в полтора меньше. В бензиновых двигателях в ГРМ применяется долговечная металлическая цепь, а «помпа» крутится многоручейковым ремнем навесного оборудования. В турбодизеле же через каждую сотню тыс. км необходимо менять ремень ГРМ вместе с натяжным и двумя направляющими роликами Нужно проверить и состояние водяного насоса, который также приводится в действие ремнем ГРМ.
Практически все Previa имеют привод на переднюю ось, за исключением, разве что, версий Estima для японского рынка, которые могут быть и полноприводными. Большинство мини-вэнов оснащены 4-ступенчатым «автоматом», а 5-ступенчатой «механикой», как правило, оборудованы турбодизели. Обе коробки передач зарекомендовали себя как надежные. Сцепление способно прослужить до 100 тысяч км, а потом требует замены в сборе с корзиной и выжимным подшипником.
Renault Espace
Набор силовых агрегатов, которые устанавливали на Renault Espace третьего поколения достаточно разнообразен. Гамму двигателей этого французского мини-вэна составляют инжекторные моторы 2,0 л и 3 л V6, а также экономичный 2,2-литровый 12-клапанный турбодизель. В 1998 году гамма двигателей была модернизирована. Появилась 16-клапанная версия 2-литрового двигателя мощностью 140 л. с. Этот двигатель имеет привлекательные характеристики при приемлемом расходе топлива. Мощность флагманского 3-литрового двигателя довели до 190 л. с. Но старую версию V-образного шестицилиндрового мотора 3,0 PRV лучше обойти стороной, т.к. в нем сочетаются не очень прогрессивные характеристики с чрезмерным аппетитом. Но и относительно молодой V6 24v может оказаться прожорливым при агрессивном стиле вождения.
Идеальным же компромиссным «бензиновым» вариантом можно считать мотор 2.0 16v 140 л. с., А из дизельных двигателей есть смысл присмотреться к силовым агрегатам, выпущенным после 2000 года и оснащенных системой Common Rail. Они являются одновременно мощными и экономичными. Но подобная технология является одновременно и достоинством дизельных версий, и их недостатком, так как оснащенные системой Common Rail моторы могут быть более привередливыми к качеству топлива и более капризными в повседневной эксплуатации.
В плане надежности и бензиновые, и дизельные моторы заслужили немало лестных отзывов. Их ресурс может вполне превысить отметку в 500 тысяч км.
Моторы Renault имеют патологическую склонность к разгерметизации прокладок и сальников, из-под которых начинает сначала сочиться, а потом и течь масло. Эта же беда может постигнуть и КПП. Подобные «приметы» являются хорошим поводом для торга. Но в любом случае, если масло плывет ручьями – это тревожный сигнал, так как не исключено, что в процессе эксплуатации мотор испытывал масляное голодание.
Кроме этого, моторы Renault порой подвержены электрическим аномалиям, которые так или иначе могут повлиять на нормальную работу мотора.
С КПП Renault Espace, как правило, поломки случаются из-за бесконтрольной утечки масла. Если же масло не уходит, то коробки переключения передач служат долго и надежно. В случае с механической трансмиссией сцепление служит около сотни тысяч км. Иногда владельцы жалуются на излишние вибрации при работе двигателя. Но повинен в этом бывает не сам мотор, а диск сцепления. Что касается АКПП, то некоторые специалисты рекомендуют избегать версий с «автоматом», так как его надежность субъективно ниже.
Ford Galaxy
Долгое время Galaxy оснащался лишь 1,9-литровым 90-сильным дизельным двигателем разработки Volkswagen. В самом конце 90-х годов появился более мощный, 110-сильный вариант этого дизеля, а затем и 116-сильный. Причем такой мотор поставлялся как с традиционной «механикой», так и с «автоматом» (вместе с 90-сильным дизелем шла только механическая КПП). Ну а после рестайлинга Galaxy получил самую мощную, 130-сильную версию 1,9-литрового дизеля (интересно, что при этом производство 116- и даже 90-сильных машины было продолжено).
Надежность дизельных моторов заслуживает похвалы. Тем не менее покупая дизельную модификацию, нужно обязательно провести диагностику силового агрегата. Наиболее дорогими деталями дизельных моторов традиционно являются ТНВД, турбина и форсунки. Именно на их состояние нужно обратить особое внимание. Двигатели Volkswagen традиционно имеют достаточно большой допуск по расходу масла – один литр (а порой и полтора!) на тысячу километров производители считают нормой. Это говорит о том, что двигатели могут «подъедать» масло, и его уровень следует контролировать практически ежедневно. При покупке дизельной модификации следует учесть, что с 2000 года все дизельные модификации стали оснащать двигателями усовершенствованной конструкции и использованием насос-форсунок. Эти силовые агрегаты стали более требовательны к качеству дизтоплива, нежели их более «архаичные» предшественники. Из возможных неполадок дизельных двигателей можно выделить, прежде всего, выход из строя расходомера воздуха (требуется только замена), а также возможны поломки турбины из-за естественного износа. Выход из строя насос-форсунок происходит крайне редко (их ресурс составляет около 300–500 тыс. км в зависимости от качества топлива и условий эксплуатации).
К регламентным работам можно отнести замену масла (более частую, чем обычно – максимум через 7 тысяч км). Кроме того, придется через каждые 60 тысяч км менять ремень ГРМ.
Выбор бензиновых моторов невелик. Обычно можно встретить 2- и 2,3-литровые 4-цилиндровые двигатели производства Ford (116 и 145 л. с. соответственно). Моторы надежны, практически лишены специфических неполадок. К тому же эти агрегаты имеют цепной привод ГРМ, который многие предпочитают ременному. При пробеге 180 000 – 200 000 км цепь, правда, может вытянуться. Но зато она не рвется, как это иногда бывает с ремнями.
Венчает линейку двигателей знаменитый 2,8-литровый VR6 производства Volkswagen (174 л.с., а затем и 204 л.с.).
Некоторые топ-версии оснащались системой полного привода.
Чаще всего Galaxy оснащались механической трансмиссией: сначала 5-ступенчатой, а в последние годы жизни модели и 6-ступенчатой (ее ставили только на машины с дизелями и с 2,8-литровым мотором). «Механика» имеет больший ресурс, и она дешевле в ремонте. Ресурс сцепления составляет около полутора сотен тысяч км.
«Автоматы» на старых машинах имеют 4 ступени, а на автомобилях, сделанных в нынешнем веке, они 5-ступенчатые. АКП отличаются приличным ресурсом, но после 150 000 – 200 000 км могут начаться серьезные проблемы, устранение которых стоит баснословных денег.
Ford Galaxy выпускался также и в полноприводном исполнении Syncro. Колесную формулу 4х4 имели только версии с самым мощным бензиновым мотором VR6 и автоматической коробкой передач. После рестайлига системой полного привода стали оснащать и дизельные модификации с мотором мощностью в 115 л. с. Надежность системы полного привода сильно зависит от условий эксплуатации и регулярности обслуживания.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ПОДВЕСКА И ТОРМОЗА
Toyota Previa
Подвеска Previa обеспечивает высокую плавность хода. Негативная сторона такой настройки – валкость. При резких маневрах возникают неприятные крены, а резком торможении – «клевки» кузова. В передней подвеске применяется независимая конструкция типа McPherson со стабилизатором поперечной устойчивости, а сзади – полузависимая балка. Ходовая долговечна. Меньше всего (около 40 тысяч км) ходят втулки стабилизатора поперечной устойчивости, остальные расходники – до 100 тысяч км. Такой же срок службы у стоек стабилизатора, сайлент-блоков передних рычагов, опорных подшипников передних стоек и передних амортизаторов. Задние амортизаторы способны пробежать свыше 100 тысяч км, шаровые опоры передних рычагов и сайлент-блоки задней балки – до 200 тысяч км. Повышает стоимость обслуживания то, что «резинки» поставляются вместе с передними рычагами, а задние подшипники – со ступицами.
Реечное рулевое управление с ГУР служит долго. Только к 200 тысяч км может потребоваться регулировка зацепления шестерня–рейка. Рулевые тяги способны прослужить 100 тысяч км, а их наконечники – до 200 тысяч км. Мощный усилитель облегчает маневрирование на тесных парковках, но на высоких скоростях оно не слишком информативное.
Мощные дисковые тормоза способствуют безопасности, обеспечивая уверенное торможения практически на любой скорости. В тормозной системе отмечена деформация передних дисков. Это происходит при попадании воды на раскаленный диск после активных торможений.
Renault Espace
Ходовая этого автомобиля по надежности находится на среднем уровне. Но до японского конкурента ему относительно далеко. Некоторые работы по восстановлению подвески приходится производить практически через каждые полсотни тысяч км. Причем некоторые владельцы порой неприятно удивлены стоимости запасных частей. Соединительные элементы ходовой части следует регулярно поджимать, особенно при частой загрузке автомобиля, иначе возникает риск преждевременного износа ходовой.
Рулевое управление обычно больших хлопот не доставляет. Однако возможны некоторые неприятности, такие как течь рейки (после 150–200 тысяч км) или отказы насоса ГУР (случается достаточно редко).
С тормозами нештатных ситуаций произойти не должно. Отмечается лишь преждевременный износ тормозных дисков на некоторых моделях.
Ford Galaxy
Подвеска у Galaxy практически не отличается от ходовой части многих автомобилей, спроектированных в 90-х годах. Она достаточно проста в обслуживании, хотя ресурс некоторых элементов не самый высокий. К примеру, каждые два года при активной эксплуатации приходится менять стойки стабилизатора. Не слишком живучими оказались и опоры амортизаторов. Последние стоят недорого, но иногда при их замене ломается резьба самих амортизаторов. А при покупке автомобиля с пробегом под 100 000 км грядут более серьезные расходы на ремонт. К этому моменту обычно изнашиваются наконечники, а то и сами рулевые тяги, шаровые опоры, амортизаторы, тормозные диски. Запчасти, как правило, есть в наличии, да и стоимость их невысока. Ведь совсем не обязательно идти к официальному дилеру.
Наименее надежными считаются верхние опоры стоек амортизаторов, которые далеко не всегда удается поменять отдельно от амортизаторов. Не слишком большим ресурсом отличаются и стойки переднего стабилизатора (служат они около 40 тысяч км). Более продолжительная жизнь отпущена шаровым опорам, наконечникам рулевых тяг и сайлент-блокам, которые способны перейти 100-тысячный рубеж.
Что касается рулевого управления, то здесь относительно слабым звеном является насос гидроусилителя, который способен потечь (иногда внезапно!). Ремонту он не подлежит, а его замена потребует довольно значительных инвестиций. А вот рулевая рейка неприятных сюрпризов не преподнесет, так как статистически ее надежность сомнений не вызывает.
Ресурс тормозных дисков составляет около 80–100 тысяч км. Тормозные цилиндры и суппорты обычно не огорчают. На скобах суппортов со временем появляются следы выработки, но в таком случае достаточно лишь заменить скобы.
СТОИМОСТЬ НА РЫНКЕ
На белорусском рынке подержанных автомобилей цены на Toyota Previa 2000-2001 года выпуска колеблются примерно от 10 500 до 14 000 у. е., Renault Espace стоит от 6 500 до 9 700 у. е.
а за Ford Galaxy того же возраста просят 7 000 – 14 200 у. е. в зависимости от модификации и состояния каждого конкретного экземпляра.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Toyota Previa
ДВИГАТЕЛЬ |
|||
Модель |
2.0 D4-D |
2.4 16v VVT-i |
3.0 i V6 24V |
Турбонаддув |
Есть |
Нет |
Нет |
Мощность, л. с./об/мин |
116 |
156 |
220 |
Крутящий момент, Нм/об/мин |
250/1800 |
225/4000 |
304/4400 |
Максимальная скорость, км/ч |
175 |
185 |
180 |
Разгон до 100 км/ч, с |
13,6 |
10,9 |
Н.д. |
Тип топлива |
Дизель |
Бензин |
|
Расход топлива (за городом), л на 100 км |
6,4 |
8 |
10 |
Расход топлива (смешанный цикл), л на 100 км |
7,2 |
9,5 |
12 |
Расход топлива (в городе), л на 100 км |
9 |
12,2 |
15 |
Объем топливного бака, л |
75 |
Renault Espace
ДВИГАТЕЛЬ |
|||||||
Модель |
1.9 DTi |
2.2 DT |
2.2 DCi |
2.0 |
2.0 16V |
3.0 V6 |
3.0 V6 24V |
Турбонаддув |
Есть |
Есть |
Есть |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Мощность, л.с./об/мин |
98 |
115 |
130 |
115 |
140 |
170 |
194 |
Крутящий момент, Нм/об/мин |
190/2000 |
250/2000 |
290/1750 |
168/4250 |
188/3750 |
235/4500 |
267/4000 |
Максимальная скорость, км/ч |
167 |
175 |
183 |
175 |
185 |
195 |
203 |
Разгон до 100 км/ч, с |
15 |
14,5 |
12,4 |
13,7 |
11,6 |
11 |
11,6 |
Тип топлива |
Дизель |
Бензин |
|||||
Расход топлива (за городом), л на 100 км |
5,7 |
6,5 |
6,1 |
7,9 |
7,3 |
9,6 |
8,9 |
Расход топлива (смешанный цикл), л на 100 км |
6,6 |
8 |
7,1 |
9,7 |
8,9 |
13,7 |
11,6 |
Расход топлива (в городе), л на 100 км |
8,2 |
10,6 |
8,8 |
12,7 |
11,6 |
21 |
16,3 |
Объем топливного бака, л |
78 |
Ford Galaxy
ДВИГАТЕЛЬ |
|||||||||
Модель |
1.9 TDI |
1.9 TDI |
1.9 TDI |
1.9 TDI |
2.0 TDI |
1.8 5V Turbo |
2.0 |
2.8 VR6 |
2.8 V6 |
Турбонаддув |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Нет |
Нет |
Нет |
Мощность, л.с./об/мин |
90 |
110 |
115 |
130 |
140 |
150 |
116 |
174 |
204 |
Крутящий момент, Нм/об/мин |
202/1900 |
235/1900 |
310/1900 |
310/1900 |
310/1900 |
210/1750 |
170/2400 |
235/4200 |
265/3400 |
Максимальная скорость, км/ч |
160 |
172 |
181 |
188 |
188 |
194 |
177 |
199 |
217 |
Разгон до 100 км/ч, с |
19,3 |
16,4 |
13,7 |
12,8 |
12,8 |
12,8 |
15,4 |
11,8 |
9,9 |
Тип топлива |
Дизель |
Бензин |
|||||||
Расход топлива (за городом), л на 100 км |
5,4 |
5,3 |
5,2 |
5,2 |
5,3 |
8,8 |
7,7 |
8,9 |
8,2 |
Расход топлива (смешанный цикл), л на 100 км |
6,6 |
6,5 |
6,3 |
6,2 |
6,2 |
10,9 |
9,9 |
11,7 |
10,5 |
Расход топлива (в городе), л на 100 км |
8,6 |
8,6 |
8,3 |
8 |
8,2 |
14,9 |
13,9 |
16,6 |
14,5 |
Объем топливного бака, л |
75 |
По материалам зарубежных изданий
подготовил Владислав БАЛАБАНОВ.