Гонкам «Горячий лед» в январе 2019 исполнится 20 лет!!! Это много или мало?
В масштабах страны – вроде немного, а для отдельного поколения людей – 20 лет – это значительная часть жизни! И зачастую – лучшая ее часть.
Никогда не мог подумать в далеком 1999 году, что название зимних трековых гонок «Горячий лед» окажется столь успешным и таким долгожителем! Перед их проведением было много волнений и обсуждений. Именно тогда меня свела судьба со многими спортсменами и просто людьми, болевшими за автоспорт. Дружба, начавшаяся в 1998 году с Андреем Погоцким и Сергеем Овчинниковым, которые к тому времени прошли обучение в Москве у Э.С. Цыганкова и начинали свою деятельность по контраварийной подготовке в Беларуси.
Андрей Погоцкий, являясь еще и действующим спортсменом, втянул меня в автоспорт с головой. Причем настолько, что я стал ездить с ним по всем этапам чемпионата по разным городам Беларуси.
Вместе проводили большое количество автомобильных тестов, делали телепередачи…
А следующим шагом стало знакомство со многими другими людьми, среди которых были Валерий Рылько, Евгений Кожарский, Леонид Климанович, Владимир Бухвальтер… Кто в теме автоспорта, наверняка знает эти фамилии.
После работы мы часто собирались в редакции «Автодайджеста» и обсуждали как привлечь гонщиков и зрителей к гонкам. В итоге всех наших «совещаний» все вылилось в соревнования по трековым гонкам.
Хотелось, чтобы эти гонки привлекли внимание необычным названием и после долгих сомнений у меня вылетело – «Горячий лед»! Ведь это словосочетание передавало атмосферу на зимнем треке и дышало неимоверной борьбой, которая разгоралась на трассе!
После развала СССР внимание к гонкам было минимальным, а гонщики стали готовить машины самостоятельно, полностью неся бремя затрат по подготовке и участию.
Нужно было заявить о таком зрелищном виде спорта, как автомобильный, а имея ресурс в лице «Автодайджеста», мне было сделать это проще.
Кроме того, я сумел привлечь внимание прессы, которая с удовольствием откликнулась на мое предложение о поддержке мероприятия.
В те времена FM-радиостанций в Беларуси было, наверное, две – «Би Эй» и «Рокс»… Текст ролика родился за 10 минут и он выстрелил!
Чтобы наполнить стадион «Заря» в Боровой и создать еще 3-километровую очередь из автомобилей на МКАД, жаждущих въехать посмотреть гонки хватило радио «Би Эй» и рекламы в «Автодайджесте»! Соцсетей тогда не было, а телевидение тогда было слишком дорогим.
Я и сотрудники редакции «Автодайджеста» – Алла Прокопеня и Света Кошелева, которые вложили много своего труда в проведение, были очень счастливы, что все получилось! Девчонки прыгали от радости.
Стадион трещал от наплыва зрителей. Кто не вместился на трибуны, висел на ближайших деревьях возле стадиона и стоял на мотокроссовой горке! Погода была снежной и морозной, позволившей подготовить хорошо трассу. Все было здорово!
Генеральным партнером гонки выступила компания «Оптшинторг», представлявшая тогда в Беларуси бренд Continental.
Я очень волновался, чтобы все прошло без срывов и по разработанному сценарию. Пришлось взять микрофон и помогать комментировать гонки Петру Алексеевичу Лебедеву. Впрочем, к микрофону мне было не привыкать – сколько песен было спето в ту пору, когда работал музыкантом…
А на трек впервые собралось рекордное количество участников – 28, которые боролись за право попасть в основную группу – таблицу 16.
Среди них было много опытнейших спортсменов и начинающая молодежь. В числе участников был и Андрей Погоцкий, выступавший на ВАЗ 2108.
Чемпионат прошел с участием россиян – Александра Борисенкова и Павла Федосова, которые реально боролись за победу и даже могли выиграть чемпионат!
В решающем заезде Андрей Погоцкий после входа в поворот налетел на остановившийся у ограждения автомобиль одного из соперников и пробил радиатор.
Все должен был решить следующий заезд, где должен был участвовать Погоцкий. В случае его невыезда победа была бы за Борисенковым. В закрытом парке шла невероятно быстрая замена радиатора, который сняли с ВАЗ 2109 у Сергея Фурманова – одного из руководителей подразделения ДОСААФ!
Пока меняли радиатор на трассу был выпущен грейдер для очистки трассы, который «подвис» немного при его зачистке, и зрители даже начали бросать в него снежки, требуя побыстрее его убраться с дорожки! Радиатор был успешно заменен и Андрей Погоцкий сумел выехать в свой решающий заезд!
Набранных очков в заезде хватило, чтобы он стал победителем чемпионата Беларуси, который тогда делился на зимний и летний. В зимний период он и проходил под названием «Горячий лед».
Зрителям полюбилось и запомнилось название гонок. Позже оно закрепилось и стало носить постоянный характер для трековых гонок в Беларуси, проходящих в зимний период. Теперь гонки «Горячий лед» известны людям даже далеким от автоспорта.
«Горячий лед» выявил много талантливых спортсменов, среди которых особенно запомнились Сергей Русских, братья Олег и Вячеслав Вабищевичи, Сергей Лапицкий, Александр Куделко, Юрий Пенязь, Юлий Рубинчик, Алексей Кобяк, Олег Стошель, Олег Стасевич, Андрей Остапенко, Владимир Мироненко… Старожилы автоспорта до сих пор вспоминают эти имена. Последние годы прошли с любимцем публики Андреем Муравейко, выступавшем на “Запорожце”!
Но был и неприятный момент, когда было большое желание поднять уровень организации «Горячего льда» и провести этап на стадионе «Трактор». Было вложено огромное количество труда, но из-за бывшего на тот момент замначальником МОБ ГУВД Минска Виктора Русака, требовавшего взятку прямо у себя в кабинете!
Я не пошел на поводу у него и в день проведения гонки к стадиону «Трактор» прибыл ОМОН, готовый разгонять зрителей, если те будут прорываться на стадион!
Зрителей было невероятно много, причем из разных городов Беларуси! Я горжусь тем, что никогда не давал и не брал взяток. Было очень обидно, так как никогда еще подготовка к гонке не проводилась в таком объеме… Приехали спортсмены из России, Литвы… Но, Русак был непреклонен. Впрочем, за свою бурную деятельность он получил сполна уже будучи на посту генерального директора ОАО «Миноблавтотранс»… Об этом сообщали многие СМИ. Чтобы не допустить столкновения с милицией, пришлось через звукоусилительную аппаратуру объявлять, что гонка переносится по погодным условиям.
Это был удар ниже пояса… Зрители проявляли недовольство, но до стычек дело не дошло. Жаль, что коррупционер от МВД подложил свинью в тот момент, когда соревнования могли выйти на другой уровень.
Тем не менее, жизнь на этом не закончилась и «Горячий лед» продолжил свою поступь. Момент для качественного скачка проведения трековых гонок был упущен. Хотя именно на стадион «Трактор» обещал привезти главу государства Сергей Тетерин – бывший в то время помощником президента по спорту.
Приятно отметить, что 12 лет подряд первый этап «Горячего льда» проводится на Кубок BOSCH – одного из мировых лидеров по инновациям в автопроизводстве. Тем самым подтверждая свое первенство в технологиях.
Вот и 13 января 2019 года чемпионат Беларуси по трековым автомобильным гонкам откроется Кубком BOSCH.
Четыре зимних этапа чемпионата пройдут в рамках «Горячего льда», который отличается всегда особой посещаемостью зрителей. Ведь последние годы появился класс автомобилей, выступающий на спортивных 4.5 мм шипах! Увидеть борьбу этого класса – дорогого стоит!
13 января – 1 ый этап
27 января – 2-ой этап
10 февраля – 3- ий этап
24 февраля – 4 ый этап
Шевченко Анатолий