Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Троллейбусы из Смолевичей

Просмотрено

Скажите, как вы думаете, какие предприятия в нашей стране занимаются производством электротранспорта? Два – “Белкоммунмаш” и “МАЗ”, – ответят многие, но будут не совсем правы. Честно говоря, до последнего времени я тоже так считал.

Но оказывается, ошибался. Есть еще и ООО “ЭТОН”, где с прошлого года стали собирать троллейбусы на базе моделей МАЗ и оснащать их электрооборудованием собственного производства. Но не ищите изделия этого предприятия на улицах Минска. Такие машины не эксплуатируются в столице.

ПРЕДЫСТОРИЯ

троллейбус СВАРЗТак исторически сложилось, что ООО “ЭТОН” и МАЗ-103Т оказались ровесниками и появились “на свет” более десяти лет назад. В 1997 году Минский автомобильный завод выпустил первый экземпляр своего троллейбуса, благодаря сконструированному и изготовленному электрооборудованию нового предприятия, начавшего свою работу в Смолевичах. Вначале этоновцы занимались разработкой и изготовлением силовых электронных устройств и преобразователей для промышленности, железнодорожного и городского электрического транспорта. Собственно, этим фирма и сейчас занимается и является одной из ведущих в своей области. Достаточно сказать, что ее продукцию покупают потребители не только нашей страны и России, но и из Дальнего Зарубежья. Ряд разработок используется и для “оборонки”.

МАЗ – ЭТОН Т103

МАЗ - ЭТОН Т103
МАЗ – ЭТОН Т103

Возможно, что в Смолевичах так бы и продолжали делать электрооборудование для троллейбусов МАЗ и “Белкоммунмаш”, но обстоятельства сложились так, что столичные автозаводцы в связи с возникшим повышенным спросом на автобусы практически отказались от сборки электротранспорта. И предложили партнерам поставлять машинокомплекты, а им самим стать производителем готовой продукции. Таким образом, начиная с 2007 года, появился новый изготовитель троллейбусов в Республике Беларусь.

На это предприятие в качестве заместителя директора перешел работать А. Т. Тимофеев, раннее возглавлявший 4-й столичный троллейбусный парк, с которым я был знаком по его прежнему месту работы. Вот тут и пригодился его большой практический опыт, ведь, как рассказал мне Александр Тимофеевич, в свое время в его хозяйстве насчитывалось 70 троллейбусов МАЗ-103Т и созданных на их базе “Белкоммунмашем” 221-х моделей. Он является одним из “отцов” создания троллейбуса МАЗ-103Т.

По мнению моего собеседника, из 8 модификаций различных моделей троллейбусов, эксплуатировавшихся в парке, мазовская продукция среди них была самая лучшая.

Тем не менее и в этих троллейбусах имелся ряд серьезных недостатков, которые требовалось устранить. И хотя на первый взгляд может показаться, что низкопольники “ЭТОНа” ничем не отличаются от оригинала, но это не так. Имеющиеся различия внешне незаметны, но они в значительной степени повышают долговечность и электробезопасность машины. Одна из особенностей – измененная конструкция заднего моста, в котором сейчас устанавливается главная передача производства ZF (Германия). Еще одна особенность – измененная конструкция заднего моста. Кроме того, если  вначале на МАЗе схема установки карданного вала имела z-образную форму, была ненадежной и требовала высокой точности установки, то сейчас ее заменили на w-образную, что повысило надежность и долговечность. Возросли требования и к балансировке. Если раньше дисбаланс кардана составлял 250 гсм, то в настоящее время по требованию Минского автомобильного завода их производитель – гродненское ОАО “Белкарт” снизило этот показатель до 125 гсм. Все это позволило не только повысить надежность и долговечность карданной передачи и ведущего моста, но и снизить шум и вибрацию при их работе.

Еще одним новшеством стало измененное расположение отопителей новой конструкции. В прежние времена они располагались в нишах, в которых не обеспечивалась надежная герметизация от влаги, что было небезопасно. Теперь же они подвесные, что повысило безопасность электротранспортного средства и эффективность отопления.

“После проделанной большой работы можно отправлять троллейбусы зарубежным потребителям и быть уверенным в их надежной работе”, – считают на предприятии.

К производству электротранспорта в Смолевичах приступили в прошлом году, а первый экземпляр МАЗ-ЭТОН Т103, рассчитанного на перевозку 100 пассажиров и имеющего 25 посадочных мест, появился в начале нынешнего. Была проведена его полная сертификация, и с лета начались поставки троллейбусов отечественным и иностранным потребителям. Так в Бресте уже работает семь единиц электротранспорта, в Киеве – десять. Эта модель одержала победу в тендерах, проводившихся в Симферополе и Луганске.

МАЗ – ЭТОН Т203

МАЗ - ЭТОН Т103На московском международном автомобильном форуме этого года дебютировала новая модель ООО “ЭТОН” – 3-дверный троллейбус МАЗ – ЭТОН Т203, пассажировместимостью в 105 человек (32 – cидя), созданный на базе низкопольного городского автобуса второго поколения МАЗ-203 производства Минского автомобильного завода. Этот дебют должен был состояться еще в прошлом году, и этоновцы готовились к этому событию. Даже уже успели за два месяца изготовить каркас будущей машины, но проект временно заморозили. Дело в том, что кто-то посчитал, что нельзя показывать в российской столице одновременно сразу две премьеры белорусских троллейбусов, и предпочтение сделали изделию “Белкоммунмаша” модели 42003А “Витовт”.

Нынешняя поездка в Москву оказалась успешной, и 203-й получил диплом в номинации “Лучший троллейбус года в России”. Модель понравилась потенциальным потребителям, и после победы в тендере с такими именитыми производителями как Irisbus, Iveco  первые десять таких низкопольных городских машин уже отправились в Румынию. Предварительно специалисты из румынского авторегистра (RAR) приезжали в Республику Беларусь для проведения сертификационных испытаний и остались ими довольны.

По заказу потребителей МАЗ – ЭТОН Т103 и МАЗ – ЭТОН Т203 могут выпускаться в различных модификациях с установкой дополнительных опций: бортового компьютера, откидного трапа, предназначенного для пассажиров с ограниченной подвижностью и др.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

В настоящее время ООО “ЭТОН” арендует производственные площади на территории Смолевичского опытного завода, где располагаются администрация, конструкторский отдел и два цеха по изготовлению преобразовательной техники и электротранспорта. Уже построено новое трехэтажное здание в Жодино между БелАЗом и заводом Кузнечных штамповок и возводится производственное помещение площадью в 8,5 тысяч кв. м. Со временем сюда переедет производство преобразователей и навесного оборудования для тракторов, которым занимается группа компаний “Дорэлектромаш”, куда входит и фирма “Этон”.

Что касается троллейбусов, то пока их сборка остается на прежнем месте. Ежемесячно, а трудятся здесь в одну смену, тут изготавливают 12 единиц электротранспорта. Впрочем, при необходимости и при наличии соответствующих контрактов этот показатель можно увеличить до 250 штук в месяц.

И О ДРУГОЙ ПРОДУКЦИИ “ЭТОНА” В НАШЕЙ СТРАНЕ

“Мы производим не только готовые троллейбусы, но и отдельные агрегаты для них”, – отметил А. Тимофеев. Так “Минскавтотранс” покупает у предприятия преобразователи и отопители и устанавливает их на различные типы троллейбусов, эксплуатирующихся в Минске.

И ЗА РУБЕЖОМ

С продукцией белорусов уже знакомы россияне и украинцы. В Москве “Этон” совместно с Сокольническим вагоностроительно-ремонтным заводом осуществило сборку 103-й модели. Сейчас в Москве завершаются испытания новой российской модели СВАРЗ-6235, созданном на базе МАЗа, на котором установлены тяговый двигатель, системы пожаротушения и контроля доступа пассажиров российского производства. Его опытный экземпляр тоже демонстрировался на МАФ-2008 в Москве.

Электрооборудование из Смолевич покупают такие производители из России и Украины, как “Тролза” (бывший завод им. Урицкого), “Транс-Альфа” (Волгоград), “Литан” (Днепрпетровск), которые тоже использует его для своих троллейбусов.

Продукцию уже опробовали и оценили в Киеве и Ялте.

P.s. С 9 по 11 октября в Ялте проходила конференция по развитию электротранспорта на Украине. За последнее время его количество “в самостийной” снизилось в два раза, да и изношенность оставшегося составляет 80 %. Поэтому наши соседи, оценив в эксплуатации троллейбусы производства ООО “ЭТОН”, готовы к дальнейшему сотрудничеству и приобретению такого электротранспорта.
Автор выражает благодарность за оказанную помощь при подготовке материала А. Т. Тимофееву.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
Фото автора.

 

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Популярное