Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Тула мотоциклетная

Просмотрено

Российский город Тула известен Кремлем и оружейниками,  пряниками и самоварами. А еще?  А еще – “Мото-Авто-Артом”. Это новая местная достопримечательность, которая появилась почти два года назад. Так называется частный музей, открывшийся здесь 13 сентября 2014 г. Его основателем и владельцем является Леонид Зякин. В нем собрана самая большая в России и других странах СНГ коллекция различных мототранспортных средств советского, российского  и зарубежного производств.  Самый молодой экспонат датирован 2004 годом выпуска.

Тула мотоциклетная
Директор и основатель музея Л. Зякин

ИСТОРИЯ МУЗЕЯ

История будущего музея началась почти сорок лет назад. Разумеется, о музейной экспозиции коллекционер, а тогда председатель  федерации Тульского мото-автоспорта, еще не думал.  Он с молодости  любил мотоциклы. Постепенно совмещение увлечения и профессиональной деятельности натолкнуло его на мысль о коллекционировании ретро-мотоциклов. И Леонид занялся сбором таких транспортных средств. За тридцать лет ему удалось собрать первые 18 экземпляров.

Потом, уже став пенсионером, туляк решил продолжить  поисковую работу. И за последующие после этого девять лет приобрел основную часть нынешней коллекции. Особая его гордость – весь модельный ряд мотороллеров местного машиностроительного завода.  Само предприятие уже не выпускает подобную продукцию, а своей музейной экспозиции давно не имеет. К сожалению, подобная ситуация и на других некогда советских мотопредприятиях, которых было около десятка. Многие из них прекратили производственную деятельность. Счастливое исключение только Ирбитский мотоциклетный завод.

“Одних только “Уралов” и  “Днепров” у меня сейчас более 30 штук”, – рассказал корреспонденту “АД” Леонид Зякин, когда приезжал в Минск летом нынешнего года на ретро-мотофестиваль “Кола Часу-2016”.

Сейчас россиянин является владельцем почти 300 мотоциклов, 60 мотороллеров и прочей раритетной техники, оснащенной мотоциклетными двигателями.

Вначале хранить такое большое количество транспортных средств было очень сложно.  Они стояли на кухне, в комнатах и даже в гараже.

“К сожалению, городская и областная администрации мне обещали помочь со строительством специального музея, но дальше слов дело не пошло”, – с горечью заметил Леонид.

Пришлось строиться на свои деньги и на собственной территории. Сейчас стройка уже завершена . Общая площадь помещения составила 1000 кв.м. Но и здесь ощущается дефицит выставочного места. Экспонаты стоят в три этажа. 95% из них на ходу и участвуют в различных мероприятиях на родине коллекционера и за ее пределами.

При музее работает реставрационная мастерская.

“Мото-Авто-Арт” уже известен далеко за пределами России. Как рассказал его владелец, в нем уже побывали экскурсанты из Швейцарии, Германии, Америки и Австралии.

Кроме сбора экспонатов, Леонид Зякин занимается исследовательской деятельностью. Так ему удалось выяснить,  что первый местный байкер посетил Париж аж в 1924 году.

ПРИЕЗД В МИНСК

Летом нынешнего года Леонид Зякин впервые приехал в Минск на ретро-мотофестиваль “Кола часу-2016”.  Организаторы приглашали россиянина еще на предыдущие ретрослеты, но сделать это владельцу  тульского мотомузея удалось только в 2016 году. В белорусскую столицу он привез только два экспоната из своей большой коллекции.

Одним из них стал мотоцикл Л-300. Эта модель стала первой  отечественной конструкцией, которую стали изготавливать в СССР серийно. Ее выпускали ленинградцы с 1930 по 1938 годы. Базой для нее послужила немецкая мототехника DKW E-300, закупленная в Германии. По сведениям коллекционера, “300-х” сохранилось около двух десятков и еще столько же в полу разобранном состоянии.

Тула мотоциклетная
Л-300

Что касается данного экземпляра, то он является сборным из нескольких отдельных узлов и агрегатов. Вначале имелись только рама и фрагменты двигателя. Потом  в ходе поиска были обнаружены и другие агрегаты. Так карбюратор для него купили в Германии. Некоторые детали покрыты ржавчиной. Это сделано специально

“Я их не стал полировать, чтобы сохранить в них дух старины”, – рассказал директор тульского музея.

Конечно, есть и новодел. Нашлись родные подножки, но они в нерабочем состоянии. Поэтому сделали новые образцы из такого же материала и по такой же технологии.  Обода тоже стоят не заводские.

4,5 года ушло на создание мотоцикла. Основное время было затрачено на поиск комплектующих для него. И гораздо меньше на саму реставрацию.

А вот второе мототранспортное средство ИЖ-62Ш  –  уникальная машина. Она выпускалась небольшими партиями и предназначалась для шоссейно-кольцевых гонок. Этот вид спорта не был так распространен в стране, как мотокросс.  Поэтому найти такую модель  – большая редкость.

Тула мотоциклетная
ИЖ-62Ш

Леониду Зякину повезло. Ему стало известно, что у одного бывшего мотоспортсмена, которому сейчас 83 года, в огороде лежат остатки какого-то мотоцикла.  Приступив к раскопкам, выяснилось, что принадлежат они двум ИЖ-62Ш. Собрав все, а здесь были рамы, баки, двигатели и пр., коллекционер привез их к себе и приступил к реставрации.  Потом повезло еще раз. В ходе поиска удалось найти родные шины.

Мототехника комплектовалась постепенно, в течение полутора лет. А на сборку ушло  еще три месяца.  Остались оригинальные бак, облицовка крыльев, сидения, спицы и др.

И ПОСЛЕДНЕЕ

В коллекции Леонида Зякина представлены и модели производства Минского МотоВелоЗавода. Но не все.

“Я хочу до конца разобраться с серией Минских мотоциклов. Специально для этого и приехал в Минск”, – сказал о цели своей поездки российский гость.

Эта работа будет продолжаться и дальше. В белорусской столице туляку понравилось. Он планирует приехать к нам еще ни один раз.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы директору и основателю музея “Мото-Авто-Арт” Леониду Зякину.

Фото автора

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Популярное