Уникальные возможности автомобиля-катера ПАК-40

0

Единственный в Беларуси автомобиль-катер ПАК-40 и его уникальные возможности.

Уникальные возможности автомобиля-катера ПАК-40
ПАК-40 в сборе

В конце декабря 1969 года в поселке энергетиков Новолукомль Витебской области, преобразованном потом в город, начала работать Лукомольская ГРЭС. Спустя несколько лет по соседству с ней появилась военизированная пожарная часть (ВПЧ-16), в задачу которой входила защита данного государственного объекта от чрезвычайных ситуаций. В нынешнем году это подразделение, переименованное  в связи с реорганизацией в начале нынешнего века в пожарную аварийно-спасательную часть (ПАСЧ-2), отметит свое 41-летие.  Сейчас она является одним из подразделений  Чашникского районного  отдела по чрезвычайным ситуациям учреждения «Витебское областное управление МЧС Республики Беларусь», которое стоит на охране не только самой ГРЭС, но и всего этого района Витебской области.

“За нами закреплена определенная территория района, которую мы охраняем для ликвидации различных чрезвычайных ситуаций”, – рассказал начальник  ПАСЧ старший лейтенант внутренней службы Алексей Гирс.

Уникальные возможности автомобиля-катера ПАК-40
Дм.Вишневский, Ал.Гирс со спасателями ПАСЧ-2

В части служит 39 человек, на вооружении которых находится 13 единиц автотехники разного назначения.  В настоящее время автопарк обновлен.  На смену автомобилям советского производства пришли современные машины, созданные на базе отечественных МАЗов. Но сохранилось еще несколько “автоветеранов”, изготовленных на автошасси российских и украинских производителей ЗИЛ, Урал.  Среди них и единственный в нашей стране  пожарный автомобиль-катер (ПАК-40), выпущенный в 1984 году на автозаводе в Кременчуге.

Уникальные возможности автомобиля-катера ПАК-40
ПАК-40 со спущенным катером

ПАК-40 – переоборудованный КрАЗ-255Б .  Эта пятиместная,  3-осная полноприводная почти 13-тонная  машина,  оснащенная пожарным насосом ПН-40, входит в состав пожарной насосной станции “Искра”.  Автомобиль качает воду из водного источника и с помощью пожарных рукавов подает ее к средствам непосредственного тушения пожара.

Но основное назначение спецавтомобиля  состоит не в этом.  Он используется как автотранспортное средство для перевозки 2-местного 8-метрового пожарного катера, который  размещен  на нем. 

“Обычно такие катера используются для охраны речных портов.  Один из них прислали сюда, так как у нас здесь находится большое озеро”, – объяснил начальник Чашнинского РОЧС подполковник внутренней службы Дмитрий Вишневский.

Данное транспортное средство может использоваться для ведения поисково-спасательных работ  на водных акваториях, тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах прибрежной зоны на расстоянии до пятисот метров. Оно рассчитано на перевозку боевого расчета из шести человек, различного пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования.

Машина задним ходом заезжает в воду до начала погружения оси задних колес. А потом ее экипаж, вручную с помощью лебедки ,спускает катер на воду. После завершения всех работ ПК подымают обратно на автомобиль.

Несмотря на то, что КрАЗ-255Б уже имеет солидный возраст, серьезных поломок у него не было.  Самой серьезной работой стал капремонт двигателя силами сотрудников самой части.  Кстати, сохранился родной “движок” – 240-сильный V-образный, 8-цилиндровый дизельный ЯМЗ-238. Большинство узлов и агрегатов машины тоже заводские.

ПАК-40 находится в постоянной боевой готовности.

ТРУДОВАЯ БИОГРАФИЯ

За время эксплуатации ПАК-40 сменилось несколько поколений спасателей. Поэтому полная биография его неизвестна.

“Когда двадцать лет назад я пришел сюда работать, машина уже стояла на вооружении в нашей части ”, – отметил старший водитель ПАСЧ-2 ст.прапорщик внутренней службы Михаил Митько.

С помощью катера часто приходилось спасать рыбаков, которые оказываются на плывущих льдинах.  В мае 2014 года ему пришлось догонять  оторвавшиеся военные понтоны, которые едва не уплыли в Прибалтику.  

Пожарная насосная станция принимала участие в нескольких Международных учениях, проходивших на территории нашей страны,  и в “Днях города” Витебска.

P.s. С каждым годом на службе остается все меньше и меньше “автоветеранов”. Их списывают и  сдают в металлолом.  Ретротехнику необходимо сохранить, как сделали в Министерстве Обороны, МЧС, МВД.  В экспозициях музеев этих силовых ведомств демонстрируются такие уникальные машины и мотоциклы. Скоро в Минске после ремонта откроется обновленная экспозиция главного музейного учреждения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.  По соседству с ним расположена открытая площадка, пока не занятая. Городские власти должны отдать ее пожарным, чтобы они могли установить здесь уже отслужившую автотехнику. Она будет вызывать большой интерес не только у жителей нашей страны, но и зарубежных гостей. За примерами ходить далеко не надо. Так сделали  наши соседи – Россия и Украина.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора