Уникальный экземпляр грузового автомобиля ЗИС-150

0

История одного раритетного грузового автомобиля ЗИС-150.

грузовой ретро автомобиль ЗИС-150
ЗИС-150

Московский автозавод имени Лихачева (впоследствии АМО “ЗИЛ”) был одним из старейших автомобильных предприятий на территории бывшего СССР. К сожалению, после распада Советского Союза оно закрылось. Но продукцию этого автогиганта еще можно увидеть на дорогах СНГ, в том числе и раритетную. Такую, как ЗИС-150.

 

На протяжении двух лет жители нашей страны были очевидцами исторического события. В конце июня к нам приезжали участники бронепробега “Дорога мужества” из Москвы. Увы, но в 2019 году они к нам не приедут. Они отправятся в Санкт-Петербург. Но запомнилась техника, которая в нем участвовала. Среди этих машин находился и грузовой автомобиль ЗИС-150, выпущенный еще в 1952 г.

ИСТОРИЯ УНИКАЛЬНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА

Этот грузовик ЗИС-150 могла постигнуть судьба его сородичей, и он мог сгинуть  в металлоломе. Но нашлись люди, которые спасли и сохранили уникальный автомобиль.  Машина долгое время находилась в автопарке одной из воинских гвардейских частей в Тверской области, в городе Вышний Волочек. Потом он использовался для перевозки сена.  Кончилось все тем, что его засыпали навозом. К счастью, об автотехнике узнал военный пенсионер и реставратор автомобильной техники Виктор Девяткин.  Увлеченный человек купил трактор и девять лет назад обменял его на автораритет, а точнее на то, что от него осталось: рама, неработающий двигатель и мосты. Кстати, передний из них оказался неродным. Позже данная родная деталь была приобретена в Ростове-на-Дону.

В настоящее время модель принадлежит учителю физкультуры и спорта из города Гаврилов Ям Ярославской области Дмитрию Рубцову. Он и Виктор являются членами российской межрегиональной общественной организации содействия изучению и эксплуатации военной техники «ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО» и вместе занимаются  восстановлением и реставрацией  ЗИСа.  

Виктор Девяткин и Дмитрий Рубцов
Виктор Девяткин (слева) и Дмитрий Рубцов

Вначале на раму они поставили ведущий мост, за ним коробку передач и все остальное. Необходимые узлы и агрегаты  находили через интернет, привозили сами и доставляли транспортные компании.

Теперь ЗИС-150 почти полностью собран в заводской комплектации. На нем установлены новые крылья, подножки, бензобак и даже колесные диски с оригинальной резиной на колесах на задней оси, выпущенной  в  конце 50-х годов прошлого века.  Удалось найти и приобрести задние тормозные барабаны, мотор производства ЗИС 1957 года выпуска, который сняли с катера.  Кузов взяли от грузовика ЗИЛ-130. По габаритам они совпадают у обеих машин.

Обычно на такие автомобили устанавливают измененные кабины от ЗИЛ-157, поскольку своя, можно сказать, находится в дефиците и ее сложно найти в хорошем состоянии. Двум россиянам повезло.

“Родная кабина стоит”, – отметил Дмитрий Рубцов.

Первый выезд обновленного ЗИС-150 состоялся почти восемь лет назад в город Мышкин Ярославской области, где проходил традиционный фестиваль ретро техники “Мышкинский самоходъ” и стал победителем  в своей категории.

P.s. После получения автотранспортным средством второй молодости оно постоянно принимает участие в парадах, посвященных Дню Победы, и во всех мероприятиях, проводимых ВТО в России и за ее пределами.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора