Универсальный тягач МАЗ-538

Просмотрено

Уже с самого своего открытия историко-культурный комплекс “Линия Сталина” стал пользоваться большой популярностью не только у жителей нашей страны, но и гостей из дальнего и ближнего зарубежья. В нем собрана  большая и разнообразная коллекция военной техники. Из десятков моделей различного назначения здесь можно увидеть и хорошо известные, и достаточно редкие. Так, среди прочих экспонатов посетителей встречают два представителя инженерных войск, мало знакомых широкой общественности.

Первый – это траншейная машина колесная ТМК-2, предназначенная для рытья траншей и ходов сообщения, как в талых, так и мерзлых грунтах глубиной до 1,5 м прямолинейного и криволинейного начертания.

МАЗ-538

ТМК-2

Второй – бульдозер колесный БКТ-РК-2, использующийся для выполнения бульдозерных, рыхлительных и корчевательных работ.

МАЗ-538

Бульдозер БКТ-РК-2

Основой для обоих полноприводных транспортных средств колесной формулы 4х4 послужил средний инженерный колесный тягач ИКТ-С,  который выпускали на Курганском заводе колесных тягачей (КЗКТ)  в течение сорока лет с середины 60-х и до начала  90-х годов прошлого века.

Но далеко не все знают, что ИКТ-С  в действительности является двухосным универсальным тягачом МАЗ-538 – одной из первых разработок специального конструкторского бюро (СКБ) по тяжелым колёсным артиллерийским тягачам и двигателям к ним с опытной базой Минского автозавода, впоследствии ставшего хорошо известным предприятием ОАО “МЗКТ”.

История создания МАЗ-538  

К моменту появления МАЗ-538 в 1960 году небольшой коллектив уже накопил определенный опыт в создании конструкций моделей машин разного назначения. А непосредственным предшественником 538-го стал полноприводный 2-осный тягач МАЗ-528 .  Его оснастили 140-сильным двигателем ЯАЗ-204 и механической 5-ступенчатой коробкой передач ЯАЗ-210.

МАЗ-538

МАЗ-538

Автотехника имела односкатные колеса размером шин 21.00-28 и ряд других особенностей. Опытный образец появился в 1955 году и проходил заводские испытания. Но в дальнейшее производство не пошел. Несмотря на это технические решения, использовавшиеся при изготовлении данного транспортного средства, пригодились автозаводцам в дальнейшем. Удалось выявить все конструктивные недостатки и устранить их в процессе создания последующих инженерных колесных тягачей.

По сравнению с “коллегой”  МАЗ-538  получил более мощный 375-сильный моторД12А-375А и предназначался для использования в качестве базы для установки различного вида прицепного и навесного оборудования, а также буксировки полуприцепов массой от 16 до 30 тонн.

В декабре начался испытательный процесс двух первых экземпляров МАЗ-538, который, в целом, завершился успешно. Но по требованию военных через два года исследования продолжились. Они проходили на территории БССР по специальной программе, утвержденной Главным автотракторным управлением Министерства обороны СССР в районе городов Орши и Борисова. Машинам предстояло преодолеть 750 километров с 16-тонным прицепом по грунтовым и столько же с 30-тонным по шоссейным дорогам.  Тягачи справились с поставленными задачами и были приняты на вооружение. Но в связи с большой загруженностью МАЗа производство машин передали на Курганский завод колесных тягачей, где их производили с 1964 г. под маркой ИКТ-С.

Со временем россияне усовершенствовали и модернизировали минскую модель.

В последствие, на базе МАЗ-538 появился целый ряд машин специального назначения: бульдозеры, путеукладчики, траншеекопатели и др.

P.S. Увы, но “в живом виде” МАЗ-538 в нашей стране не сохранился.

Что же касается экспонатов историко-культурного комплекса “Линия Сталина”, траншейной машины колесной  ТМК-2  и бульдозера колесного БКТ-РК-2,  то они были переданы военнослужащими Министерства обороны Республики Беларусь музею одними из первых и сейчас являются старейшими в экспозиции.

МАЗ-538

ТМК-2

МАЗ-538

БКТ-РК-2

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора, музея  ОАО “МАЗ” – управляющая компания холдинга ”БЕЛАВТОМАЗ”
и Б.Проказова ИКК “Линия Сталина”  
В статье использованы материалы из книги Я.Карповского и В.Моравского “ВОЛАТ” – ЗНАЧИТ “БОГАТЫРЬ”

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Автомобильное хобби минчанина Алексея Немогая

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий