Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

В Минске появилась конка

45 Просмотров

В Минске появилась музейная экспозиция “Минская конка»

В Минске появилась музейная экспозиция “Минская конка”

Здание нового музея

В минувшую пятницу белорусская столица отмечала 950-летие со дня первого летописного упоминания города в 1067 году в “Повести временных лет”. В ней рассказывалось и о битве на Немиге. По этому поводу возле городской ратуши в Верхнем городе состоялась реконструкция того сражения. А чуть ниже, на улице Кирилла и Мефодия в присутствии большого количества зрителей и специально приглашенных гостей во главе с Председателем Мингорисполкома Андреем Шорцем состоялось  открытие нового филиала Музея истории города Минска, получившего название “Минская конная железная дорога”. Этот некогда популярный у горожан вид транспорта  скоро  отметит свое 125-летие.  Впервые он стал перевозить пассажиров в мае 1892 года. Был момент, когда с 1918 по 1921 гг. из-за финансовых трудностей вагоны, буксируемые лошадьми, перестали перевозить горожан и приезжих. Сеть конных железных дорог просущетвовала почти 40 лет, до 1928 г. Ему на смену пришел электротранспорт.

Открыл мероприятие сам городской голова Кароль Чапский.

В Минске появилась музейная экспозиция “Минская конка”

Чапский открывает мероприятие

Именно в годы его правления свершилось это историческое событие в жизни тогда еще губернского города.  Эту роль сыграл артист концертного зала «Верхний город» Юрий Скарговский.  Потом выступили приглашенные гости: Павел Витальевич Скалабан, начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома, Андрей Леонидович Киштымов, кандидат исторических наук, член Международной ассоциации исследователей истории железных дорог и Григорий Семенович Ситница, председатель Белорусского союза художников. После их выступления Андрей Шорец и директор Музея истории города Минска Галина Ладисова разрезали символическую ленточку, и новый филиал впустил первых посетителей.

В Минске появилась музейная экспозиция “Минская конка”

Символическое открытие музея

Идея создание такой экспозиции у сотрудников музея возникла в 2012 году, и дальше шло ее практическое осуществление.

“Сейчас на тему конного транспорта у нас создано две экспозиции:  “Каретная” и “Минская конная железная дорога”. Первая cвязана c личным транспортом, а вторая — с общественным”, – рассказала ведущий научный сотрудник городского музея Лидия Маркович.

Здание, где в настоящее время размещена музейная экспозиция, изначально принадлежало городской пожарной части. Первое упоминание о нем относится к 1905 году. Его общая площадь составляет 100 кв.м. В нем собрано более девяноста оригинальных экспонатов из фондов Музея истории города Минска. Среди них есть предметы, найденные во время раскопок на улице Кирилла и Мефодия, обнаруженные в ходе строительных и ремонтных работ и подаренные горожанами.

Помещение  разделено на два экспозиционных зала. В одном из них “Управление Минской конной железной дороги”, более камерном, представлен интерьер конторы управления конки, воссозданный по “Описи движимого и недвижимого имущества Управления…” от 1 января 1913 года. 

В Минске появилась музейная экспозиция “Минская конка”

Интерьер конторы

За исключением парапета все представленные здесь предметы — настоящие: стол-конторка в «викторианском стиле», пишущая машинка «Миньон» немецкого производства, часы 1920 года выпуска и телефон, изготовленный в начале прошлого века. Сняв его трубку, можно  прослушать новости и пожелания от жителей города и служащих конки.

Рядом с реконструкцией офиса XX столетия за стеклом расположен макет самого депо, выполненный в масштабе 1 к 33. 

В Минске появилась музейная экспозиция “Минская конка”

Макет депо конной железной дороги

Посетители могут увидеть, уменьшенные в тридцать три  раза по сравнению с реальными, вагонные сараи, конюшни, лазарет, павильон для пассажиров, кузницу и другие строения.

В другом зале, получившем название “По улицам губернского Минска”, представлен сам город, где показаны витрины популярных магазинов, аптеки и др. атрибуты.  Выставленные  тут платье, зонты, шляпа, обувь были изготовлены много лет назад и сохранились до нашего времени. А вот газеты, открытки и пр.бумажные издания из-за соображений сохранности представлены копиями. Их оригиналы хранятся в музее истории города Минска.

Но, пожалуй, наибольший интерес у детей и взрослых вызовет центральный экспонат  музея: сам вагон конной железной дороги.

В Минске появилась музейная экспозиция “Минская конка”

Реконструкция вагона конки

К сожалению, реальный его экземпляр найти не удалось. Поэтому это реконструкция, разработанная и созданная  по сохранившимся уникальным фотографиям, чертежам в его реальную величину научными сотрудниками музея и специалистами Художественного комбината. В нем может разместиться шестнадцать человек (в настоящих от 20 до 30). 

В Минске появилась музейная экспозиция “Минская конка”

В салоне вагона

“В Минске ездили вагоны, изготовленные на различных вагонопрокатных заводах.  По фотографиям мы посчитали точное количество окон в вагоне и определись с другими его особенностями”, — объяснила ведущий научный сотрудник.

Например, такое транспортное средство должно было иметь две площадки для кучера. Разворотное кольцо конки отсутствовало. Доезжая до конечного пункта, кучеру приходилось отцеплять и переводить упряжку лошадей на противоположную сторону вагона. Пассажирам запрещалось заходить внутрь со стороны, где находился кучер. 

В Минске появилась музейная экспозиция “Минская конка”

Пассажиры конки

Для того, чтобы транспортные средства не могли столкнуться друг с другом, составлялся график. Движение регулировалось с помощью разъездов и крестовин. Сохранились сведения о нескольких дорожно-транспортных происшествиях с участием данного транспорта на конной тяге.

К сожалению, из-за ограниченности выставочного пространства невозможно разместить в музее главную тяговую силу – лошадей.

А вот рельсам повезло больше. Их фрагменты сохранились и выявлены во время ремонтных работ трамвайных путей. Дело в том, что некоторое время по ним ездили трамваи. Также использовались они в качестве свай при укреплении строительных котлованов или как балки в домах.

Изначально все оборудование конки принадлежало частному акционерному обществу, располагавшемуся в Санкт-Петербурге. Но спустя двадцать пять лет городские власти выкупили его.

Как выглядели работники Минской конной железной дороги, можно увидеть по представленным манекенам строгого офисного работника и кондуктора, раздающего билеты. Их костюмы реконструированы по сохранившимся эскизам и выкройкам. 

В Минске появилась музейная экспозиция “Минская конка”

Такими были кондукторы конной железной дороги

Современная экспозиция не может существовать без современных электронных средств. Поэтому в вагоне установлен экран, на котором демонстрируются кадры старой хроники, создающих иллюзию движения конки.  Погрузиться в жизнь города можно с помощью игры-квеста “Маршруты Минской конки”,  установленной на специальном мониторе.  Успешно преодолевший все задания игрок может получить удостоверение кучера Минской конной железной дороги либо свидетельство посетителя экспозиции. 

В Минске появилась музейная экспозиция “Минская конка”

Игра-квест «Маршруты Минской конки»

P.s.  “Мы надеемся, что музей “Минская конная железная дорога” станет местом паломничества не только минчан, но и гостей нашей столицы”, — сказал на открытии один из приглашенных гостей.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы ведущему научному сотруднику Музея истории города Минска Лидия Маркович.

Фото автора

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk
0 комментарий

Вам так же понравится

Оставить комментарий

[uwp_login] [uwp_account] [uwp_profile]